Статья «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
статья

Галушина Надежда Михайловна

   Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно- нравственных чувств. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

   Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно- нравственных чувств. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

И как не вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной, в соответствии с ФГОС она является одной из приоритетных направлений и в работе нашего МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка».

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

     Современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин объективного и субъективного характера. Среди них – низкий уровень духовного развития современного общества; внутрисемейные отношения, не адекватные задачам нравственного развития; несогласованность методологических позиций, например, религиозного и светского образования. Очевидно, что необходимо объединить все стремления сохранить чистоту детских душ, целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе.

     С введением ФГОС большое внимание уделяется работе с родителями. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников.

Одним из самых важных и ближайших партнёров в рамках духовно-нравственного развития являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство в ДОУ решается в трех направлениях:

1.        Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.        Повышение педагогической культуры родителей.

3.        Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

•        установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

•        объединить усилия для развития и воспитания детей в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников;

•        создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

•        активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

•        поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями в рамках реализации духовно-нравственного воспитания являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

•        Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателей с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2.        Индивидуальный подход.

•        Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3.        Сотрудничество, а не наставничество.

•        Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды нравственных идеалов сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4.        Готовимся серьезно.

•        Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5.        Динамичность.

•        Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

  Нравственность и духовность не рождаются сами собой. Их воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. В нашем ДОУ при решении задач духовно-нравственно воспитания особое внимание уделено социально-педагогическим проектам: «Любить и беречь», «Великий праздник Победы» т.д.

  Главные участники реализации социально-педагогических проектов - это педагоги, дети и их родители. В данной модели работы для нас важно не количество планируемых мероприятий, а их значимость в повышении качества дошкольного образования.

Большое внимание в рамках нравственно-патриотического и духовного воспитания нами уделяется просвещению родителей, передаче им необходимой информации, организации общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

 Если вы зайдете к нам в гости, то увидите «Аллею памяти», оформленную в рамках совместного проекта с родителями «Память сердца», посвященного годовщине Великой победы. На ней размещены фотографии участников ВОВ, бабушек и дедушек наших воспитанник, копии документов, информация с жизнеописанием наших земляков. Нами была создана, совместно с родителями  «Книга памяти», которая собрала в себя описание героических подвигов родственников наших воспитанников в  годы ВОВ на фронте и в тылу. В рамках реализации данного проекта были организованы совместные экскурсии по Аллеи памяти. Было очень приятно, когда мы наблюдали, как сами родители подводили своих малышей к экспонатам и знакомили их с нашей общей истории.

   Духовно-нравственному развитию детей, как приоритетное направление работы нашего ДОУ подчинена работа школы искусств «Интеллект». Совместное участие в творческих мероприятиях  школы искусств «Интеллект», которая действует уже на протяжении многих лет, помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Знакомство детей и родителей с мировой культурой осуществляется на искусствоведческих вечерах в «Музыкальной гостиной». В этих совместных мероприятиях педагогов, родителей и  детей по каждому виду деятельности органично вплетаются фрагменты музыкальных произведений, поэтического слова, демонстрируются репродукции с картин великих мастеров. Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства вызывает у всех присутствующих познавательную активность, воспитывает высокие нравственные качества.

   С работой школы искусств «Интеллект» знакомы не только родители, но и педагоги дошкольных образовательных учреждений города, которые неоднократно приглашались на литературно-музыкальные и тематические вечера: «Вечер старинного русского романса», «Пушкинский вечер», «От Руси до России третьего тысячелетия», «Сердцу милый край» и т.д.

  Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч, в том числе и духовно-нравственного характера,  формулируется и запрашивается родителями.

         Большое место в приобщении детей к духовно-нравственной культуре занимают проведение совместных народных праздников: «Рождество», «Пасха», «Масленица» и т.д., которые посещает и настоятель нашего Благовещенского храма. Проведение таких мероприятий дают детям и их родителям представление о культуре народа, знакомят с традициями и народными обрядами, что формирует позитивные нравственные ценности.

         В процессе работы по проблеме духовно-нравственного развития дошкольников помимо традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи мы активно используем инновационные формы и методы.

  Работа с родителями является самой трудной в работе ДОУ, которая не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Необходимо искать новые формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Только объединив усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, уровень нравственной воспитанности детей повысится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:Взаимодействие ДОУ с железнодорожным музеем как средство профориентационного воспитания детей дошкольного возраста

Музейная среда и музейная деятельность - это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, социализируя личность, расширяя познаватель...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада и семьи в рамках проекта«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В СТАТЬЕ ВЫДЕЛЕНЫ ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ПОЛОЖИТЛЬНУЮ ДИНАМИКУ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...