Статья:Взаимодействие ДОУ с железнодорожным музеем как средство профориентационного воспитания детей дошкольного возраста
статья на тему

Гильдеева Марина Александровна

Музейная среда и музейная деятельность - это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, социализируя личность, расширяя познавательные горизонты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhd_muzey.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с железнодорожным музеем как средство профориентационного воспитания детей дошкольного возраста

Словосочетание «музейная педагогика», которое сегодня прочно вошло в повседневную жизнь, еще в начале 1990-х гг. звучало непривычно. За прошедшие девятнадцать лет ситуация резко изменилась. Отечественные музеи практически одновременно и повсеместно активизировали работу с детьми, стали создавать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, музейно-педагогические программы. Как и любое другое начинание, музейная педагогика имеет свои исторические корни. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

В современных исследованиях музейная педагогика — это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. 

Работа с дошкольниками, пожалуй, наиболее трудна для современных музеев, ориентированных более на школу и вузы. Между тем дошкольное образование постепенно и последовательно расширяет сферу сотрудничества с музеями. На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Ранее это, как правило, были этнографические уголки и выставки репродукций, называемые "малыми Третьяковскими галереями". Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Использование методик и приемов, форм музейной педагогики в дошкольных учреждениях обусловлено расширением средств педагогического воздействия на дошкольников, формирующих у детей более полное представлений об окружающем мире, способствующих умственному развитию и социальной отзывчивости малышей.

     Чтобы сформулировать идею, обосновывающую необходимость применения методологии музейной педагогики в образовательном процессе, необходимо ответить на вопрос: ЗАЧЕМ ЭТО НАДО ДЕТЯМ И ЧТО ЭТО ДАСТ для развития? Так как следование модным веяниям или выполнение указаний свыше без осмысления явления не даст положительных результатов как в воспитании детей, так и в деятельности педагогов. Сотрудники ДОУ должны осознать, что погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей.

        Музейная среда и музейная деятельность - это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, социализируя личность, расширяя познавательные горизонты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

Изобразительная деятельность- средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразител...

Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Доклад на родительском собрании "Роль мини-музеев в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Роль музея в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Роль музея в духовно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Использование мини-музея народной куклы как средства поликультурного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольное детство по праву можно назвать важным этапом в жизни ребёнка и в становлении его личности. Этот период  является наиболее благоприятным для развития у детей уважения и интереса к родно...