"Игровое предметно-развивающее пространство группы раннего возраста по сенсорному воспитанию»
консультация (младшая группа) на тему

Блохина Галина Николаевна

Необходимо создать пространство в групповом помещении для детей раннего возраста, отражающее яркое, насыщенное впечатление об окружающем его мире, вызывающее у маленького ребенка эмоциональный отклик, активизирующее зрение и слух, тактильную чувствительность, координацию движений рук, то есть все виды восприятия. И только в таких условиях характерен ускоренный темп сенсорного развития, который позволит обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых впечатлений, а также, формирование элементарных представлений об основных разновидностях величины, формы и цвета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Комаровский детский сад

Консультация  для педагогов

«Игровое

предметно-развивающее пространство

группы раннего возраста  

по сенсорному воспитанию»

 

                                                                          подготовила воспитатель

                                                                          Блохина Галина Николаевна

февраль 2014 г

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания».

                                                                                    Плейер  Вильгельм Тьерри

        Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности.

        Формированием полноценного восприятия окружающего мира  служит сенсорное воспитание. Своевременное сенсорное воспитание в раннем возрасте - главное условие познавательного развития в бесконечно меняющемся  мире, в котором живет и развивается ребенок.

        В ранний период детства сенсорное воспитание является, с одной стороны - основной линией развития, а с другой стороны - все остальные линии развития базируются на его основе.

        Сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно и  полно воспринимать предметы и их разнообразные свойства.  Исследования отечественных и зарубежных ученых в области дошкольной педагогики   показывают, что без такого обучения, восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственно развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний, умений и навыков. 

        Одна из главных задач сенсорного воспитания в детском учреждении – создать условия для получения ребенком как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира. Без целенаправленного сенсорного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается неполноценным. Поэтому, в современных условиях ДОУ необходима организация предметно-развивающей среды по развитию и обогащению чувственного  опыта детей, которая будет способствовать формированию их представлений о свойствах и качествах предметов.   Другими словами, чтобы развивался мозг ребенка, необходимо создать пространство в групповом помещении для детей раннего возраста, отражающее яркое, насыщенное впечатление об окружающем его мире, вызывающее у маленького ребенка эмоциональный отклик, активизирующее зрение и слух, тактильную чувствительность, координацию движений рук, то есть все виды восприятия. И только в таких условиях характерен ускоренный темп сенсорного развития, который позволит обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых впечатлений, а также, формирование элементарных представлений об основных разновидностях величины, формы и цвета.

        Создавая такую среду надо помнить, что ребенку  необходима только та среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития для удовлетворения своих потребностей. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать такие условия в группе раннего возраста, которые способствовали бы наиболее полной реализации сенсорного развития детей.

        Предметно-развивающую среду по сенсорному воспитанию, можно рассматривать  как поисковое поле ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес и  желание что-то изменить, сделать своими руками.

        Малыши очень восприимчивы к ярким цветам. Для окраски группового помещения, где находятся дети раннего возраста,  рекомендуют очень светлые теплые тона.  А вот  зоны, отведенные для игр, педагоги рекомендуют выделить  более яркими, насыщенными тонами. По мнению Печора К.Л., Пантюхиной Г.В., Голубевой Л.Г. в практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с основными цветами, простейшими формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий [4, с.13].

        Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия. Считается, что в современных условиях опыт организации сенсорного воспитания детей раннего возраста  утрачен.  Педагоги ДОУ, практикующие работу  по сенсорному развитию  маленьких детей,  предлагают не ограничиваться четырьмя или шестью основными цветами, а использовать все цвета спектра, а также употреблять в речи все названия форм и величин предметов.

        В помещении любой группы раннего возраста есть специальное отведенное место для игр с сенсорными материалами – сенсорный центр. Здесь, все предметы, игры и  игрушки хранятся на полках или шкафчиках, к которым ребенок имеет свободный доступ. Он может брать их в любое время, отведенное для самостоятельных игр и в свободной деятельности.  В таком уголке выставлены пирамидки пластмассовые и деревянные из пяти – семи элементов, напольные пирамидки из десяти и более элементов, пирамидки-башни из разноцветных элементов-стаканчиков, вкладыши, стержни для нанизывания геометрических форм, желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы, деревянные двухсторонние игрушки с втулками и молоточками для забивания и другие предметы.

        Но, сенсорный центр не ограничивается специально отведенной зоной в групповом помещении.    Геометрия пространства сенсорного центра плавно переходит во все пространство группового помещения, где позволяет каждому ребенку изменить среду согласно своим интересам, исследовательской деятельности, способствуя накоплению сенсорного опыта.

        Для развития сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями и играми различных по цвету, форме, величине и материалу. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство предметов, но и способствует развитию сенсорного восприятия ребенка. Чаще всего такие пособия и игры являются выносным оборудованием, которое хранится в специально отведенном месте для воспитателя и используется систематически в работе с детьми, а не от случая к случаю. Это не только покупные дидактические игры и пособия.  Педагоги изготовляют их и своими руками из бросового материала, привлекая родителей. К ним относятся: веселые шнурки, забавные прищепки, игры с цветными пробками и капсулами киндер-сюрприз, а также игры с закручивающимися предметами, липучками и другие.

        Игровая бытовая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывая эмоциональный отклик у детей, доставляя им радость и удовольствие, формируя верные представления об окружающем мире, побуждая к активной игровой деятельности.  В игровой зоне дети с удовольствием кормят куклы из разноцветной посуды,  играют яркими игрушками из различных текстурных материалов, пользуются элементами образного декора, костюмерной. Как утверждают ведущие педагоги, игрушка располагает большими возможностями для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша.    

        Развитию сенсорных эталонов способствует использование на физкультурных занятиях и в подвижных играх яркого, цветного, нестандартного и различной фактуры оборудования: ленты, мягкие мячи, султанчики, платочки и многое другое.

        Интерес детей к сенсорике формируется и в зоне конструирования. Детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами. Многообразие  конструкторов  различных по цвету и  строительной формы, а также из нетрадиционного материала замечательно воздействуют на развитие сенсорных эталонов.

        Необходимо также создать условия для экспериментирования ребенка со звуками в музыкальной зоне. Это различные озвученные игрушки, предметы-погремушки, музыкальные инструменты.

        К экспериментированию относится и работа с детьми в зонах: «Природа» и «Песок и вода».  Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомясь со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику, тактильность кончиков пальцев рук, цветовое восприятие.

        Центр «Изобразительной деятельности» наполнен бумагой различной текстуры и формата, красками, карандашами, баночками для воды, поролоновыми губками, тонкими и толстыми  кисточками.

        Издательства детской литературы предлагают маленьким читателям большое разнообразие детских книг: большеформатные и малышки, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок и без них, настольные и напольные. Для самых маленьких детей педагоги-новаторы придумали книги из мягких, бархатных, цветных тканей с различными заданиями из кнопок, пуговиц, липучек, шнуровок, застежек. Такие книги стали уютным предметом развивающей среды. Они радуют и восхищают, удивляют и заставляют задуматься, а еще и потрудиться.

         В развитии сенсорной культуры большое значение имеет речь. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребёнком сенсорный опыт, обобщает его. Введение в словарь ребёнка названий разных признаков, помогает развить способность к важнейшей мысленной операции - сравнение. Словесные обозначения признаков, качеств и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию.

        Проблема сенсорного воспитания  детей раннего возраста на современном этапе является приоритетной, и имеет огромное значение в развитии ребенка. Организуя  работу по сенсорному развитию детей в пространстве группы, педагог обязан:

  • создать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
  • разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедряя инновации;
  • расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, то есть в созданной сенсорно-предметно-развивающей среде в условиях группы раннего возраста;
  • упражнять и систематизировать работу с детьми для успешного усвоения сенсорных эталонов и сенсомоторного развития.

        Умело организованная сенсорная среда  в предметно-развивающем пространстве группы раннего возраста  снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близкого родного человека. У детей возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе. Активная позиция малыша и радость освоения являются показателями правильного направления в работе педагога. Важно, чтобы деятельность педагога по обогащению сенсорной среды проходила в присутствии малышей, комментировалась взрослым, так как сенсорная среда, организованная наилучшим образом, не может эффективно воздействовать на ребенка без участия взрослого. Взрослый должен открыть ее для ребенка, подарить ее ребенку и  учить детей с предельным комфортом жить в организованном для них сенсорном предметно-развивающем пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план на год на группу раннего возраста по сенсорному воспитанию.

Примерный перспективный план на год на группу раннего возраста по сенсорному воспитанию....

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию на 2013-2014 учебный год.

Описание игр, наблюдений, упражнений и т.д., которые запланированы мною на год по сенсорному воспитанию....

Образовательная область «ПОЗНАНИЕ» в раннем возрасте через сенсорное воспитание

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ...

Дидактическая игра для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию

Обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета, учит...

"Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания как фактор повышения качества образования в ДОУ"

Ранний   возраст   —   возраст   становления   и   развития   наиболее   общих   способностей, которые п...

"Дидактическе игры для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию"

Игры для детей раннего дошкольного возраста для развития сенсорики....

Выступление на тему «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста средствами сенсорного воспитания».

На сегодняшний день актуальной является тема познавательного развития детей в раннем возрасте, так как именно в этот период жизни детей закладываются основы познавательного интереса, любознательности....