«Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи»
статья (подготовительная группа) на тему

Самусь Александра Васильевна

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определять фазы этого пути: от простого к сложного, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика ознакомления детей старшего дошкольного

 возраста с произведениями живописи»

          В жизни детского сада используются различные картины: иллюстрации в книгах,  открытки, картины-пособия. Но кроме картин-пособий есть еще живописные картины - написанные художниками  профессионалами.

Рекомендации по подготовке  воспитателя к беседам

по восприятию произведений живописи.

  • В процессе приобщения дошкольников к живописи немаловажную роль играют знания и личность педагога. От его знаний умений, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства во многом зависит интерес детей к живописи, их вхождение в мир искусства, понимание его сути.
  • Педагог должен уметь подобрать произведение в соответствии с уровнем развития и подготовкой детей.
  • Перед тем как воспитатель познакомит детей с произведением живописи, он сам должен изучить его, определить, о чем картина, установить связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением картины, решает, что в произведении звучит наиболее ярко, какова роль пейзажа.
  • После подбора картины, воспитатель определяет, каким приемом лучше всего, доступнее, интереснее познакомить детей с произведением, предусмотреть возможные варианты вопросов детей, подготовиться к ним.

Воспитатель должен – научить детей видеть главное в картине. Умение видеть главное – это значит понять смысл картины то, что художник хотел передать зрителю: его мысли, чувства, переживания. Художественные образы в картинах должны волновать детей, вызывать чувства симпатии, радости, огорчения, определенное отношение к изображенному.

Требования к картине для детей:

  • Картина должна быть высокохудожественной;    
  • Картина должна правдиво, реалистично отображать действительность;
  • Картина должна быть доступной пониманию ребенка;
  • Рисунок должен быть отчетливым, с передачей ярко выраженных признаков предмета;
  • Картина должна быть доступна по средствам выражения;
  • Художественная картина должна передавать жизнь ярко, выпукло, в ней должно быть выделено самое типичное, основное.
  • Содержание произведения, которое смотрят дети, должно быть им доступно и знакомо по опыту, иначе картина не будет воспринята достаточно полно и эмоционально и не даст нужного эстетического эффекта.

Рекомендации к постановке вопросов

при восприятии произведений живописи.

         Чтобы научить детей смотреть картину, развивать их художественный вкус, надо не только обогатить их опыт знанием произведений, но в доступной форме научить понимать, что данное произведение выражает, отдавать себе отчет в том, какими средствами выражено содержание:

  • Для этого нужно научить детей видеть и воспринимать художественные средства выразительности, использованные для характеристики изображенных предметов (цветовые сочетания, форма, освещенность, положение в пространстве). Чтобы научить детей видеть эти средства, используются вопросы, такие как: «А что интересного заметил художник? Как художник рассказал нам в своей картине об этом?».
  • Должна быть система  наводящих вопросов , помогающих осмыслить замысел художника. Такие вопросы ставят ребенка перед необходимостью задуматься об отношении художника к изображению, помогает полноценному восприятию картины. Вопросы типа «про что …», «о чем …» заставляют ребенка не ограничиваться перечислением изображенного, а понимать картину.
  • Отрицательную роль играет система вопросов: «Что это? Какого цвета? Какой формы? Что делает?» У детей при этом идет лишь мыслительный процесс, а чувства молчат. Надо же сделать этот процесс активным, вызвать у детей эстетические эмоции.
  • Воспитатель должен не описывать видимое, а помогать заметить главное, выделить и понять отдельные эстетические моменты. Нужно ставить проблемные вопросы.

       От того, как воспитатель руководит восприятием картины, в какой форме и в какой последовательности он ставит вопросы, как заключает и направляет ответы детей, зависит, что ребенок увидит.

       Например, идет ознакомление с картиной И.Шишкина «Зима». Ребенок говорит: «А тут вот пенек есть …» Воспитатель: «А о нем ли художнику хотелось рассказать нам?». (Смех детей). Другой ребенок: «Мне нравится эта роща». Воспитатель: «Чем же?». Ребенок : «Потому, что здесь вода». Воспитатель: «А если бы мы вырезали из картины все и оставили только воду. Какой бы стала картина?». (Смех детей). Живая реакция детей показывает, что они осознают нелепость такого выхватывания деталей из картины. Под руководством педагога они сосредотачивают внимание на главном, существенном.

Единство приемов и методов, используемых в работе на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.

       Знакомить детей с искусством лучше всего в форме живого разговора, беседы, причем обязательно следует показать художественный материал, о котором говорится. Живое обсуждение, высказывание, пойдет на пользу, заставит детей пристальнее вглядеться в произведение искусства.

Методика восприятия натюрморта, пейзажа.

(по В.А. Езикеевой, Н.М. Зубаревой)

       Начинать знакомить детей с произведениями живописи В.А.Езикеева и Н.М. Зубарева рекомендуют с таких жанров, как натюрморт и пейзаж. Ведь в этих жанрах отсутствует сюжет, значит, дети не будут отвлекаться от содержания картины, замысла художника. Детям  легче  будет  сосредото-читься на знакомых предметах, на образах природы, на эстетической стороне картины.

      Натюрморт – жанр в живописи, посвященный изображению неодушевленных предметов – цветов, плодов, предметов обихода. Натюрморт буквально переводится как – «мертвая природа». Подлинно художественный натюрморт утверждает эстетическую ценность простых вещей окружающих человека, открывает глаза на их красоту, воспитывает уважение к реальному миру, учит ценить его и любоваться им.

Специалисты различают два вида натюрморта:

  • когда художник выделяет из окружающего мира предмет или группу предметов, раскрывает перед зрителем красоту привычных вещей, обращает внимание на объем, фактуру, поверхность, пространственное расположение, цветовое сочетание и, в итоге, выражает свое отношение к ним.
  • Другой вид натюрморта – в нем предметы говорят не о себе, а о своем хозяине. Как бы дают ему свою характеристику. Смотришь на картину и думаешь, что хозяин этих вещей отошел на минутку и сейчас вернется.

     Начинать знакомство с картинами необходимо с натюрморта, т.к. в натюрморте есть только знакомые детям предметы. Задача педагога – помочь детям увидеть эти знакомые предметы с новой, неожиданной для них точки зрения. Детям нужно рассказать, что художник разговаривает красками. Художник карандашом – рисует, красками – пишет. Художник выделяет в картине самое главное – пишет его крупнее, или пишет впереди, ближе всего к нам, или берет самые яркие краски. Используя натюрморты для развития у детей эстетического восприятия, необходимо учить их не только узнавать изображения знакомых цветов, фруктов, Но и получать наслаждение, видеть красоту, многообразие форм, цвета, фактуры предмета.

         В натюрмортах  изображены цветы, фрукты, которые дети знают. Важно, чтобы художественный образ оживил у маленького зрителя его запас жизненных впечатлений и по-новому их осветил. Это поможет более глубоко и проникновенно подходить к картине.

        Прежде чем предложить детям картину, воспитатель проводит с детьми предварительную работу.

Воспитатель вносит поднос и снимает салфетку. На подносе лежат золотисто-желтые и красные яблоки, виноград разных сортов, различный по форме и цвету, лимоны, персики. Слышны голоса удивления и радости:

- Как красиво все. Вкусно.

Воспитатель:

- Почему это красиво?

- Потому что все хорошее

- Вкусное все

- Потому, что персики красные

- Потому, что все разного цвета

- Персики гладкие.

Воспитатель предлагает подойти и потрогать. Дети подходят, берут в руки фрукты, нюхают, гладят, делают вид, что надкусывают и жуют. Дети довольны, эмоционально возбуждены.

- А персики немного колючие, у них маленькие волосики

- Они пушистые, а не колючие

- Яблоко гладкое, а персик бархатный. Очень красиво

Воспитатель обращает внимание на цвет яблок и персиков. Спрашивает , одинаково ли они красные?

- Одни яблоки красные, а другие – как солнце золотисто – красные, а персик малиновый

- Лимон желтого цвета

Воспитатель: А какая кожица у лимона?

- Лимон дырявый

- Он не дырявый, а  такой – с ямками и еще пахнет хорошо

Воспитатель: Я положила фрукты на поднос так, чтобы было красиво. Вы заметили, что все это выглядит очень красиво?

- Да. Желтые лимоны лежат в середине

Воспитатель: Это я специально положила их так.

- Лимон желтый, а яблоки и персики красные. Все вместе красиво.

Рассмотрев фрукты, дети стали их есть, и отметили вкус: сочный, сладкий, кислый и т.д.

Подобное занятие способствует формированию у детей отчетливых представлений о фруктах – их форме, цвете, запахе, вкусе, о характере их поверхности. Дети отметили красоту цветовых сочетаний, учились видеть красивое и наслаждаться им.

            Восприятие картины А.Машкова «Натюрморт с арбузом», изображающий дыни, арбузы, виноград, яблоки, груши. Предложили детям подумать, о чем художнику хотелось нам рассказать.

Дети: -  Какая картина веселая. Тут лежат виноград, груши и рядом дыни и

             половинки арбуза.

Воспитатель: Расскажите, как художник передал настроение картины,

             которую вы назвали веселой?

Дети: это картина яркая, здесь много разных красок художник взял. Для дынь он взял желтую краску, а для арбуза – темно красную.

- Художник нарисовал фрукты сочные, сладкие. Тут все красивое, потому, что есть темные краски и светлые.

- Художник красиво разложил фрукты: виноград окружил яблоками

- Цветные фрукты художник положил

 - Это фрукты сочные и сладкие

 - Этот арбуз очень спелый и сладкий.

Воспитатель:  Как вы поняли, что арбуз спелый, сочный, сладкий?

- Художник разрезал арбуз, внутри он красный, значит спелый и сладкий.

Воспитатель: что же художник хотел нам рассказать в своей картине? О чем он думал, когда ее писал?

- Он хотел рассказать, как красиво вокруг. Он специально все  красиво разложил, чтобы все видели и любовались.

При восприятии натюрморта, необходимо подчеркнуть, что художник пишет не просто предметы, которые он увидел, а всегда хочет рассказать красками о том , что интересного, что красивого он подметил в них, о чем ему хочется рассказать в своей картине всем, кто ее будет смотреть. Иначе говоря, художник своими картинами передает какие-то мысли, чувства и переживания. Нужно подводить детей к тому, что художник картину задумывает. Дети должны понять, что каждое произведение о чем-то рассказывает, что – то изображает, выражает какие-то чувства.

        Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный передаче природы.  

             Пейзаж бывает:

  • сельский,
  • городской,
  • индустриальный,
  • морской и т. д.

          Особенность  пейзажа – в нем  всегда отсутствует сюжет. Отсюда вытекает методика ознакомления с пейзажной живописью. Без специальной работы – акцента на художественной стороне картины – дети воспринимают пейзаж как наглядное изображение предметов, а не как художественное произведение. Для того, чтобы произведение искусства, став предметом  восприятия его детьми, не утрачивало своей эстетической ценности, нужно строить занятия так, чтобы не разрушить эстетического образа картины.

Восприятие пейзажа можно спланировать по-разному:

можно построить образовательную деятельность на основе первого зрительного впечатления детей от картины, без предварительных вопросов педагога и анализа картины. Такое начало позволяет выявить характер первого зрительного впечатления, характер чувств и воображения у ребенка.    От детей такой прием требует полной самостоятельности высказываний, он наиболее адекватно отражает их непосредственные мысли и чувства.

Чтобы эмоционально настроить детей на восприятие картины, можно использовать художественное слово и музыку. Художественные образы на картине будут восприниматься ярче, если воспитатель использует в своей речи меткие сравнения, метафоры, поэтические эпитеты, стихотворные строфы такими как: «Чародейкою зимою – околдован, лес стоит». Музыка повышает восприимчивость, является условием более глубокого проникновения детей в искусство. Она создает фон для зрительного и слухового восприятия картин, помогает раскрыть загадку цвета, слова.

         При восприятии пейзажной живописи широко используется прием «вхождения» в картину. Иногда детям можно предложить мысленно «войти» в картину, «осмотреться» вокруг, «прислушаться», рассказать что слышат.

        Чтобы учить детей сосредоточиваться на главном, на том, что в первую очередь волновало самого художника, нужно заставить детей задуматься над замыслом художника. Можно спросить: - «Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес, погоду, луг?» или можно раскрыть главное через название картины. «Художник назвал свою картину  «Золотая осень» или «Вихри грозовые», как ты думаешь, почему он так назвал ее?»

         Интересные результаты дает прием одновременного рассматривания двух картин разных художников на одну и ту же тему.

 Можно дать детям «Лес в снегу» Л. Бродской и «Зиму» И. Шишкина, «Березовую рощу» А. Куинджи и «Березовую рощу» И. Левитана. При одновременном рассматривании двух картин, нужно обратить внимание на средства выразительности у одного и у другого художника. Ознакомление  с произведением живописи через сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в содержание произведений, по-новому увидеть их. Воспитатель может сказать: художники по-разному видят и по-разному показывают , так же как и вы по-разному видите эти картины. Давайте посмотрим, как увидел и показал в своей картине березовую рощу Левитан и как ее увидел художник Куинджи. Можно задать такие вопросы: Как оба художника показали, что день солнечный? Одинаково ли написаны обе картины?

Повторный показ картины. Первое знакомство с картиной часто не производит глубокого впечатления, оно бывает неясным, расплывчатым. Повторное восприятие поможет лучше, полнее, глубже воспринимать произведение. Однако повторный показ должен обязательно вносить что-то новое. В противном случае дети скажут: «А мы ее уже смотрели», «А давайте другую смотреть».

      Выставка картин. На выставке вывешиваются все картины, знакомые детям по предыдущим занятиям. Этот прием можно разнообразить. Можно устроить «Музей», «Зал искусств», передвижную выставку.

Выставку можно посвятить и произведениям одного художника, или определенному жанру живописи: пейзажу, натюрморту, портрет. Например, на выставке картин по временам года, можно дать на прослушивание «Времена года» П.И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского Можно «пригласить» экскурсовода.

Методика восприятия портрета.

(по Р.М. Чумичовой)

          Образовательная деятельность, по ознакомлению детей с портретной живописью, строятся  иначе ,  чем с пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.

         Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного «языка» данного жанра. Этого можно достичь при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организационных бесед.

Первая встреча с портретной живописью сложна тем, что воспитателю необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик на данный жанр живописи и устойчивый интерес к нему, а также дать понятие детям, что такое портрет. Для чего его создают художники  и почему так важно научиться смотреть и видеть это произведение. Первую беседу по портрету можно построить следующим образом. Предложить детям принести несколько своих фотографий. Начало беседы : воспитатель спрашивает, знают ли дети друг друга. Дети отвечают утвердительно. Затем он предлагает посмотреть на рядом сидящего и рассказать о нем. Это может вызвать замешательство и недоумение.  Дети могут высказываться о том, как зовут рядом сидящего, во что он одет, какие у него волосы, отметить, что его сосед улыбается. Вопрос, что выражают глаза, вызывает замешательство у детей. Здесь уместно провести игру «Зеркало», когда один ребенок смотрит на другого и, описывает его лицо, глаза, волосы, уши, отмечает настроение. Когда дети научатся описывать внешние признаки, можно для сравнения брать двух детей и анализировать сходство и различие в мимике, настроении, внешнем виде и т.д..

После сравнений воспитатель задает несколько вопросов, которые вызывают у детей затруднения и интерес одновременно: «Зачем художники пишут портреты?».  Дети  могут ответить: «Чтобы знали», а что знали – объяснить не могут. На вопрос «Зачем люди смотрят портреты? Что они хотят узнать?» - дети не ответили.

Человек радуется или печалится, и мы узнаем об этом по выражению его лица. Переживания людей, их мысли, характер накладывают неизгладимый след на их лица. У каждого человека лицо полно своеобразия. Складка губ, линия бровей, глаза могут многое рассказать художнику. Однако ему важен не только сам человек, но и то что его окружает. Художник пишет детали костюма, обстановки, прописывает фон. Фон важен художнику для того . чтобы показать среду, в которой действуют герои, показать ее связь с человеком. Фон помогает понять замысел, почувствовать настроение картины. Художник раскрывает в портрете сложную внутреннюю жизнь людей.

С детьми, которые впервые видят портрет, воспитатель может использовать такой прием: - «В каждом портрете, где изображен человек, скрыта «тайна», которую нужно понять. Для этого нужно внимательно вглядеться в образ и рассказать, что художник хотел нам рассказать об этом человеке».

Требования к выбору портрета:

  • портрет должен быть четким, ясным, лаконичным;
  • учитывая возрастные особенности детей, подбирать портреты, на которых были бы дополнительные характерные детали. восприятие портрета будет более интенсивным, если на картине будут знакомые детям детали.

Восприятие портрета можно построить на основе   вопросов:

  • Вопросы, побуждающие к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону портрета: «Кто изображен ? Что можете рассказать о нем (ней)? Что эти детали (фон) рассказывают о человеке?».
  • При восприятии портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает человек?  Как ты это понял?».
  • Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо о человеке? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь, фон?».
  • Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, свет, пространство, движение, поза, расположение, фон, деталь): «Почему фон картины такой грустный? Что этим хотел сказать художник? Почему художник изобразил человека в такой позе?».

     В ходе беседы широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, прием вызывания адекватных эмоций, прием «оживления» героя, художественное и музыкальное сопровождение, игровые приемы.

Приемы, помогающие детям понять портрет,  настроение изображенного на нем образа:

1.Акцентирование деталей. Суть данного приема заключена в том, что при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета и сосредотачивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.

2.Прием вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. Например, при восприятии картины В. Тропинина «Девочка с куклой» можно спросить: «А какое у тебя бывает настроение, когда тебя обнимает мама? А какие у мамы руки? А как эта девочка обнимает куклу? Какие у нее руки?»

3Прием «оживления» героя. Используя этот прием, предложить ребенку представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, подсказывает верную интонацию, учит переживать вместе с героем, будит детское воображение. Например, при восприятии картины В.Васнецова «Аленушка» предложить: «Представьте, что Аленушка ожила, расскажите,  почему она сюда пришла? О чем она думает?».

4.Прием художественного и музыкального сопровождения. Музыка может предварять  восприятие портрета., может быть фоном , который устанавливает связь между живописным и музыкальным образом, усиливает восприятие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего возраста с анималистической живописью посредством пластинографии по теме: «Совушка-сова большая голова».

Расширить представления детей о лесной птице-сове, об осо­бенностях внешнего облика, образе жизни посредством,  использования имеющихся умений и навыков работы с пластилином для создания креативн...

Ознакомление детей старшей группы с пейзажной живописью

Ознакомление  детей  старшей группы с  пейзажной живописью...

КОНСПЕКТ по ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусства на тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе».

КОНСПЕКТпо ознакомлению детей старшего возраста с произведениями изобразительного искусствана тему: «Знакомство с картиной А.А. Рылова «В голубом просторе»....

Консультация "Ознакомление детей старшей группы с жанром живописи- натюрморт"

Консультация "Ознакомление детей старшей группы с жанром живописи- натюрморт"...