Детская агрессия, с чем это связано и как с этим бороться?
консультация на тему

Шардина Ольга Сергеевна

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения с детьми для снятия агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.docx21.81 КБ
Файл agressiya.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Детская агрессия, с чем это связано и как с этим бороться?

На данный момент мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Кроме того можно заметить, что возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию сейчас проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Существуют различные виды агрессии:

  • физическая агрессия (использование физической силы против другого лица или нанесение вреда предметам: ребенок бьет, кусает, пинает, плюет, царапает, толкает, рвет вещи, ломает или бросает предметы)
  • вербальная агрессия (использование активных и пассивных словесных форм: ребенок ругается, прикрикивает, угрожает, оскорбляет, насмехается)
  • косвенная агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников)
  • аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя: самообвинение, нанесение себе телесных повреждений, самоунижение)

Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания.

  • Авторитарный стиль воспитания. Общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.
  • Либеральный стиль воспитания. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
  • Отвергающий стиль воспитания. Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.
  • Гиперсоциальный стиль воспитания. Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.
  • Эгоцентрический стиль воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды.

Личностные особенности ребенка:

  • Тип темперамента (индивидуальные особенности человека)
  • Неуверенность в собственной безопасности.
  • Запрет на физическую активность «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей»
  • Ситуативные причины
  • Плохое самочувствие, переутомление
  • Влияние шума, тесноты, температуры воздуха
  • Социальные причины
  • Агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для взрослых
  • Объективные причины (изменение жизненных обстоятельств: появление брата или сестры, развод родителей и т. д.)
  • Возрастные кризисы

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения с детьми для снятия агрессии.

  • Сшейте или купите большую мягкую игрушку или подушку. Придумайте ей имя.  Когда у малыша появится желание покусаться, потолкаться, стукнуть, познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму бить нельзя(сказать четко и строго).
  • Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке, в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети постарше с удовольствием переливают воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
  • Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определённых правил лепки (на картонке, в одном месте и пр.).
  • Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через игру: догонялки, прыгалки, зарядку.
  • Массаж. Перед сном, после купания, делайте малышу легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребенок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать. Делайте то, что ему приятно.
  • Рисование красками, лучше пальцами, хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный настрой. Будьте готовы к тому, что одежду ребенка придется стирать. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.
  • Упражнение «Кулачок». Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.
  • Брыкание. Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара. Чтобы малыш не стеснялся, лучше выполнять это упражнение вместе с ним.
  • Ураган. Сядьте на ковер напротив своего ребенка. Он должен очень сильно на вас дуть. Вы делаете вид, что не можете справиться с потоками воздуха и падаете на пол. Затем он должен, наоборот, втягивать в себя воздух, а вы постепенно поднимаетесь. Эту игру очень любят маленькие дети, она их веселит и помогает ощутить свою значимость. Будет интересно, если в игре будут участвовать все члены семьи. Чем комичнее вы будете падать, и подниматься, тем больше удовольствия получит малыш.
  • «Недружеский шарж». Этот игровой прием поможет вашему ребенку выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и «выливает» свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь. Постарайтесь увести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его так разозлил. Предложите ему нарисовать карикатуру на этого человека. Лучше всего для начала показать образец, какой может быть карикатура, объяснить, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши. В процессе рисования постарайтесь не одергивать ребенка и не смягчать то, что он рисует и что он при этом говорит. Просто находитесь рядом и не осуждайте его. Вы также можете показать ребенку, что понимаете его чувства (несмотря на то, что не согласны с тем, что обидчик действительно заслуживает всех ругательных слов, которые при рисовании говорятся в его адрес). Для этого вы можете передать его чувства, например, такими словами: «Я вижу, ты сильно разозлился на Колю» или «Действительно очень обидно, когда тебя не понимают и подозревают». Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим «недружеским шаржем» (пусть ребенок совершит это в действительности).

 



Предварительный просмотр:

Детская агрессия, с чем это связано и как с этим бороться?

На данный момент мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Кроме того можно заметить, что возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию сейчас проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Существуют различные виды агрессии:

  • физическая агрессия (использование физической силы против другого лица или нанесение вреда предметам: ребенок бьет, кусает, пинает, плюет, царапает, толкает, рвет вещи, ломает или бросает предметы)
  • вербальная агрессия (использование активных и пассивных словесных форм: ребенок ругается, прикрикивает, угрожает, оскорбляет, насмехается)
  • косвенная агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников)
  • аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя: самообвинение, нанесение себе телесных повреждений, самоунижение)

Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания.

  • Авторитарный стиль воспитания. Общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.
  • Либеральный стиль воспитания. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
  • Отвергающий стиль воспитания. Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.
  • Гиперсоциальный стиль воспитания. Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.
  • Эгоцентрический стиль воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды.

Личностные особенности ребенка:

  • Тип темперамента (индивидуальные особенности человека)
  • Неуверенность в собственной безопасности.
  • Запрет на физическую активность «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей»
  • Ситуативные причины
  • Плохое самочувствие, переутомление
  • Влияние шума, тесноты, температуры воздуха
  • Социальные причины
  • Агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для взрослых
  • Объективные причины (изменение жизненных обстоятельств: появление брата или сестры, развод родителей и т. д.)
  • Возрастные кризисы

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения с детьми для снятия агрессии.

  • Сшейте или купите большую мягкую игрушку или подушку. Придумайте ей имя.  Когда у малыша появится желание покусаться, потолкаться, стукнуть, познакомьте его с этой игрушкой и объясните, что папу, маму бить нельзя(сказать четко и строго).
  • Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке, в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети постарше с удовольствием переливают воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условия для этого занятия.
  • Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определённых правил лепки (на картонке, в одном месте и пр.).
  • Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через игру: догонялки, прыгалки, зарядку.
  • Массаж. Перед сном, после купания, делайте малышу легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребенок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать. Делайте то, что ему приятно.
  • Рисование красками, лучше пальцами, хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный настрой. Будьте готовы к тому, что одежду ребенка придется стирать. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.
  • Упражнение «Кулачок». Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.
  • Брыкание. Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара. Чтобы малыш не стеснялся, лучше выполнять это упражнение вместе с ним.
  • Ураган. Сядьте на ковер напротив своего ребенка. Он должен очень сильно на вас дуть. Вы делаете вид, что не можете справиться с потоками воздуха и падаете на пол. Затем он должен, наоборот, втягивать в себя воздух, а вы постепенно поднимаетесь. Эту игру очень любят маленькие дети, она их веселит и помогает ощутить свою значимость. Будет интересно, если в игре будут участвовать все члены семьи. Чем комичнее вы будете падать, и подниматься, тем больше удовольствия получит малыш.
  • «Недружеский шарж». Этот игровой прием поможет вашему ребенку выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и «выливает» свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь. Постарайтесь увести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его так разозлил. Предложите ему нарисовать карикатуру на этого человека. Лучше всего для начала показать образец, какой может быть карикатура, объяснить, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши. В процессе рисования постарайтесь не одергивать ребенка и не смягчать то, что он рисует и что он при этом говорит. Просто находитесь рядом и не осуждайте его. Вы также можете показать ребенку, что понимаете его чувства (несмотря на то, что не согласны с тем, что обидчик действительно заслуживает всех ругательных слов, которые при рисовании говорятся в его адрес). Для этого вы можете передать его чувства, например, такими словами: «Я вижу, ты сильно разозлился на Колю» или «Действительно очень обидно, когда тебя не понимают и подозревают». Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим «недружеским шаржем» (пусть ребенок совершит это в действительности).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок не любит фотографироваться — с чем это связано и как с этим бороться?

Как помочь ребенку преодолеть страх перед фотокамерой?...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Как агрессивность проявляется у детей?-             Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены ...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Детская агрессияЧто такое агрессия?...

Детская агрессия Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленноена причинение вреда кому-либо....

Детская агрессивность. Причины и выявление детской агрессии. Методы и способы снятия агрессии.

Детская агрессивность встречается очень часто. Как узнать в чем причина? Как помочь ребенку с правиться со своим гневом? Об этом эта статья....