Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 3 до 6 месяцев.
методическая разработка на тему

Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3-6.individualnaya_programma_vospitaniya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания

на ребенка от 3 до 6 месяцев.

Подготовила:

 Воспитатель второй квалификационной категории

Антоненко Мария Федоровна.

Город Урай.

Индивидуальная  программа воспитания.

 Дата рождения:

Дата поступления:

Анамнез:

Диагноз основной:

Ведущим видом деятельности на данном этапе выступает эмоциональное общение с взрослым, к ведущим умениям относится развитие движений руки.

Ведущими навыками в развитии на данном этапе являются дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций (ориентировочно -  исследовательская активность).

Условия воспитания: 

Всем сотрудникам необходимо соблюдать единые требования к  воспитанию и обучению

Выполнение четкого  режима дня (сон на воздухе 3 раза в день по 2 часа).

Игры – занятия в первой  и второй половине дня по 2 – 4 минуты (индивидуально)

В процессе выполнения режимных моментов выполнять массаж лица, рук, пальцев рук, ног.

 

Упражнения:

Поглаживание рук от кисти к плечу.

Кольцевые растирания (3-4 оборота до локтя, 5-6 оборотов до плеча).

Скрещивание рук на груди (выполняетя медленно).

Массаж ног.

Поглаживание от стопы к бедру.

Кольцевые  растирания ног до колена, до бедра, затем снова поглаживания.

Поворот на животе влево, вправо.

Массаж спины.

Приподнимание  головы из положения «лежа на  спине».

Массаж стоп. Сгибание и разгибание стоп.

Покачивание на мяче.

                                 

                                    Социально-эмоциональное развитие.

Дидактические задачи.

1.Способствовать появлению разнообразных  активных действий в качестве средств общения: находить глазами взрослого, поворот головы на голос, рассматривание.

2.Стимулировать эмоциональную отзывчивость при сотрудничестве  ребенка с взрослым.

Воспитывать умение немного подождать, пока  взрослый не продолжит  действовать.

3.Поощрять попытки действовать адекватно заданию, радоваться достигнутому результату.

4.Формировать доброжелательное отношение к сверстникам, побуждать к совместным действиям.

5.Формировать у детей представление о себе.

6.Приучать кушать пюреобразную  пищу с ложки.

Игра: «Пляшут куры, петушки».

Цель: установление и поддержание доверительных  отношений при общении с ребенком.

Ход: играйте в игру при переодевании, смене пеленок. Возьмите руки малыша, легко отведите их назад, скользя по покрытию пеленального стола, похлопывайте кулачками по пеленальнику, приговаривая: пляшут куры, петушки

                                                   И цыпляточки - пушки.

                                                   Закружились все подряд,

                                                   Стали крыльями махать,

                                                   Брысь, кот, уходи,

                                                   К нам во двор не заходи!

                                              Ю.А.Разенкова  «Игры с детьми младенческого.»

                                                                                                  Стр.17.

Игра: «Зайка, зайка, попляши!».

Цель: Установление и  поддерживание  доверительных  отношений во время общения с ребенком.

Ход: во время переодевания малыша возьмите ножки ребенка в свои руки, придерживая голеностопный  сустав, и двигайте их вперед-назад:

                                                   Зайка, зайка попляши,

                                                   Твои лапки хороши!

                                                   Стал наш заинька плясать,

                                                   Малых деток забавлять.        

                                           Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми младенч…»

                                                                                                       Стр. 18.

Игра-упражнение: «Улыбнись».

Цель: привлечь внимание ребенка  и завладеть им на некоторое время, установив доверительные  отношения.

Ход: ласково разговаривайте с ребенком, чтобы он улыбнулся. Поиграйте в «ку-ку»

Возьмите на руки и поносите, покачайте, напевая при этом любую  детскую песенку.      

                       Солнышко, солнышко, выйди поскорей

                       Лучиком ласковым………. согрей.

                       Спряталось солнце за тучку опять,

                       Скучно ребенку без солнца играть.

                       Солнышко, солнышко выйди скорей,

                       Лучиком ласковым …….согрей!                В. Штрасмайер.  

                                                                                                           Стр.137.

 

                                    «Ах ты, моя девочка,

                                      Золотая  белочка,

                                      Сладкая конфеточка,

                                      Сиреневая веточка!»    

     «Ой,ты, мой сыночек,

       Пшеничный колосочек,

       Лазоревый цветочек,

       Сиреневый кусточек!»

Игра «Вздумалось детке…»

Цель: формировать представление о себе, стимулировать смех ребенка во время эмоционального общения.

Ход игры: Лягте на коврик, под голову подложите валик, чтобы было удобно. Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Используя мотив песенки «Серенький козлик», выполните различные действия руками ребенка. «Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, вот как, ушки потрогать». Дотроньтесь рукой малыша до своих ушей. «Вздумалось  детке щечки потрогать, щечки потрогать. Вот как, вот как, щечки потрогать». Надуйте свои щеки, когда ребенок до них дотронется, с шумом подуйте. Придумайте другие действия, побуждая малыша смеяться.

                                              Ю. А. Разенкова. «Игры с детьми младенч….».

                                                                                                            Стр. 21.

                          Совершенствование восприятия.

Дидактические задачи.

1.Закреплять и обогащать зрительные и слуховые  реакции ребенка при виде близких людей, яркой игрушки.

2.Следить за перемещающимися и неподвижными объектами, сосредотачивая взгляд на них.

3.Узнавать близких взрослых, радоваться.

4.Развивать эмоциональный отклик  на различные  интонации речи.

5.Развивать зрительно – моторную координацию руки.

Игра: «Мышка».

Цель: Развивать умение  поворачивать голову в сторону источника звука и находить его.

Ход игры: Малыш лежит перед вами на животе. Проедите пальцами по ручкам ребенка, пощекочите его под подбородком, приговаривая:

          Мышка, мышка, что не спишь,

          Что соломкою шуршишь?

        - Я боюсь уснуть, сестрица,

          Кот усатый мне приснится.

Пусть ваши два пальчика погуляют по подстилке перед малышом вправо –влево, поцарапают ее, шурша как мышка. Убедитесь что малыш наблюдает за вашими  пальчиками, поворачивая голову вправо-влево и прислушивается к шороху и царапанью.

А теперь пошуршите справа, проговорив:   Мышка, мышка, что не спишь,

                                                                          Что соломкою шуршишь?

А потом слева: Я боюсь уснуть,сестрица,

                          Кот усатый мне приснится

Малыш будет прислушиваться к вашему  голосу, поворачивая голову  за звуком вправо- влево, лежа на животе.

                                        Ю. А. Разенкова. «Игры с детьми младенческого..» стр 60.

Игра- упражнение. Песенка « На зеленом на лужку», «Застучали ножки».

Цель: развитие умения  по-разному реагировать на спокойную и плясовую  мелодию.

Ход: Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Слегка подбрасывая и поворачивая его, напевайте песенку на мелодию «Во саду ли, во городе»:

                                                                                              На зеленом на лужку

                                                                                              Мотыльки летают

                                                                                              И с цветочка на цветок

                                                                                              Весело порхают…..

На мелодию « Краковяк» пойте следующую песенку, выполняя «скользящие» шаги по пеленальному столу ножками малыша:  Застучали ножки

                                                                     По ровненькой дорожке,

                                                                     Застучали  много раз-

                                                                     Будет весело у нас.

Постукивая кулачком малыша о свою ладонь, пойте: Кулачком сильнее бей,

                                                                                           Только ручки не жалей,

                                                                                           Постучим мы кулачком

                                                                                           И покружимся волчком!

При последних словах возьмите малыша на руки, поворачивая  его к себе то лицом, то спиной.В следующий раз напевайте ребенку колыбельную мелодию, покачивая или поглаживая его.        

                      Баю-баю, баюшок

                      В огороде петушок.

                      Петя громко поет,

                      Детке спать не дает.

                      Спи, дитятко, почивай,

                      Свои глазки закрывай.

                                                      Ю. А.Разенкова. « Игры с детьми млад…» стр.62.                                                                                                        

Игра « Ку-ку, вот и я».

Цель: развивать умение узнавать близких взрослых, радоваться им.

Ход. В эту игру играют два взрослых. Один держит малыша на руках, а другой на его глазах прячется под прозрачным платком. Пусть малыш потянется к платочку и, захватив его, приоткроет лицо взрослого. Играя в эту игру снова и снова, вы учите малыша узнавать близких людей и радоваться им.

Игра с зеркалом. «Кто у нас  красивый?»

Цель: развитие восприятия отраженного.

Ход. Возьмите ребенка на руки. Поиграйте с ним в «бодашки», подуйте легко на шейку. Почитайте стишок:  Кто у нас красивый

                                   Кто у нас пригожий?

                                   Деточка – красивая

                                   Деточка - пригожая.

Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его: Кто у нас хороший?

                                                                                             Кто у нас  пригожий?

Дайте ребенку зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки на зеркало, привлекая внимание к своему отражению.

                                                                          Деточка ( имя) –красивая,

                                                                          Деточка ( имя) – пригожая.

Повторите игровые действия несколько раз, побуждая малыша смотреть на свое отражение в зеркале.

                                               Ю.А.Разенкова. «Игры с детьми младенч….» стр. 45.

                                                                                               

                          Развитие речи.

Дидактические задачи.

1.Способствовать формированию  слуховых и зрительных связей, как основы понимания речи.

2.Побуждать прислушиваться к различным интонациям.

3.Формировать предпосылки активной речи; вызывать голосовые реакции.   4.Способствовать развитию   артикуляционного аппарата.

5.Помогать устанавливать связь между предметом и словом, его обозначающим.

6.Расширять ориентировку в окружающем во время игры.

7.Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет).

Игра «В ритме выдоха».

Цель: стимулирование певучего гуления.

Ход. Ребенок находится на пеленальном столе в позе «на боку». Ритмично надавливайте обеими руками  на заднюю и боковую поверхность грудной клетки малыша ( 2-4 раза), обходя грудину, поочередно на левом и правом боку. При выдохе малыша пропевайте различные звуки гуления.

Игра: «Мы на луг ходили»

Цель: прислушиваться к новым звукам, способствовать произношению первых слогов.

Ход: положите малыша на спину на пеленальном столе. Напевая песенку, выполняйте следующие действия: потряхивая, разводите руки ребенка в стороны, а затем прижимайте их к груди (2-3 раза); потряхивая сгибайте и разгибайте его ноги; поглаживайте руки и ноги, наклоняйтесь над ним, щекочите, тормошите за грудку.

                               Мы на луг ходили, хоровод водили,

                               Вот так на лугу хоровод водили.

                               Да-да, да-да-да, хоровод водили.

               Задремал на кочке зайка в холодочке

               Вот так задремал зайка в холодочке.

               Да-да, да-да-да, зайка в холодочке.

                               Зайка просыпайся, ну-ка, поднимайся!

                               Вот так, не ленись, ну-ка, поднимайся

                               Да-да, да-да-да, ну-ка поднимайся!     

Игра-упражнение «Поиграем губками».

Цель: стимулировать первые слоги лепета у ребенка.

Ход: сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с его губками: нажимая на подбородок, опускайте нижнюю челюсть и возвращайте ее в исходное положение так, чтобы при смыкании губ получился легкий хлопок. Играя, пойте следующие слоги: «Ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба».

 

Игра: «Не кружись на лугу»

Цель: стимулировать произнесение слогов, вызвать радостное настроение.

Ход:  возьмите ребенка под мышки  лицом к себе. Плавно кружите его, напевая песенку: «Ой, гу-гу, ой, гу-гу,

Не кружись на лугу,

На лугу то лужица,

Голова закружится,

Прямо в лужу упадешь!

Мокрый к ужину придешь!

Осторожно опустите малыша на пол, потормошите его, вызывая смех.                                

                                   Развитие движений.

Дидактические задачи.

1.Развивать движения, подготавливающие к ползанию.

2.Закреплять умение лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.

3.Развивать упор ног, поддерживая ребенка под мышки в вертикальном положении.

4.Упражнять в умении сохранять равновесие, при покачивании малыша в горизонтальном и вертикальном положениях.

Упражнение: « С опорой на кисти рук».

Цель: тренировка опоры на кисти рук.

Ход:  положите малыша на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. Вначале малыша удерживают в таком положении, а затем контроль рук уменьшают.

                  Отважный паучок на дерево взбирался

                  Поднялся ветер вдруг и паучок сорвался.

                  Но вскоре ветер стих, вновь солнышко сияет.

                  Наш паучок опять  вершины покоряет.       ( Д. Силберг).

Игра: «Я сижу..»

Цель: укрепление  мышц спины, развитие координации движений.

Ход: положите ребенка на спину, поговорите с ним, дайте ему свои пальцы (указательные или большие), чтобы он крепко за них схватился. Зафиксируйте свои руки, чтобы они были неподвижными. Ребенок будет пытаться подтянуться и сесть. При этом можно считать:

                 «Раз, два, сели.

                 Три, четыре, пять, сидим,

                 Во все стороны глядим».

 

Игра: «Дотянись  до игрушки..».

Цель: развитие мышц спины, ног, цепкости рук, самостоятельности.

Ход: ребенок на полу. В поле зрения ребенка на расстоянии  вытянутой руки ложится игрушка ( новая). Ребенок  будет пытаться достать игрушку, если попытки будут заканчиваться неудачей, подбадривайте малыша. Положите свою ладонь под стопы ребенка и слегка надавите, продвигая его вперед. Выбирая  игрушку для занятия, подберите стишок.

Упражнение: «Я сам повернусь на  живот»

Цель: тренировка поворота со спины на живот.

Приготовьте погремушки, бубенцы, и музыкальную игрушку. Привлеките внимание малыша к звучащей игрушке, перемещая ее в сторону. Легко подтяните ребенка за руку, укладывая  его на бок. Пусть малыш потянется за игрушкой в сторону, а вы заведите ее ему за спину. Если ребенок не пытается перевернуться, помогите ему, забросив его ножку через другую так, чтобы его коленочка коснулась коврика с противоположной стороны.

               Однажды видел  я, ребята,

               Как натирали пол слонята

               Один слоненок поскользнулся

               И в воздухе перевернулся!

Упражнение: «Повернись, повернись, еще разик повернись!»

 Цель: тренировка поворотов с живота на спину

Ход: малыш находится на одеяле в позе «на животе». Приподнимите край одеяла, на котором лежит малыш, приговаривая: Рано утром, вечерком,

                                                                                    Поздно на рассвете

                                                                                    Баба ехала пешком

                                                                                    В ситцевой карете!

                                            А за нею во всю прыть,

                                            Тихими шагами

                                            Волк старался переплыть

                                            Миску с пирогами!

 

Подождите, когда под действием силы тяжести ребенок повернется на бочок, а затем – на спину. Помните, что следует тренировать повороты через обе стороны.

Упражнение: «Мишка с куклой».

Цель: тренировать умение ровно и устойчиво  стоять при поддержке под мышки

Ход: читая малышу стишок, выполняйте «скользящие» шаги его ножками - попеременно правой и левой, а затем – одновременно  двумя ногами:

                   Мишка с куклой громко  топают,

                   Громко топают, посмотри:

                   Топ-топ-топ - топ.

В конце игры возьмите малыша под мышки, приподнимайте и опускайте его, тренируя опору тела на стопы ног: Мишка с куклой громко топают,

                                            Громко топают, посмотри:

                                            Топ - топ - топ- топ.

                 Развитие действий с предметами.

Дидактические задачи.

1.Активизировать умение ребенка захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею.

2.Брать игрушку из рук взрослого,  из разных положений.

3.Перекладывать игрушку из одной руки в другую.

4.Создавать условия для развития действий с предметами в соответствии с их свойствами: резиновые игрушки сжимать, прислушиваться к их звучанию, мяч катать, мелкие предметы вынимать из миски или ведерка и вкладывать их обратно.

Игра: «Зеркало».

Цель: стимулирование движения рук малыша к своему  лицу и к лицу взрослого.

Ход:  малыша берут на руки и подносят к большому зеркалу. Спрашивают: «Кто там? Это наша детка (имя ребенка)».  Дайте ребенку рассмотреть отражение.

 Зеркало, зеркало,

правду скажи,

Зеркало, зеркало,

 (имя) нос покажи и т. д.

                                                       Вот мои глазки

                                                       Правый и левый (показать)

                                                       Ими моргаю я то и дело.

                                                       Глазки открою - ах, красота!

                                                       Глазки закрою – и темнота!  

Игра: «Браслет».

Цель: развитие умения малыша захватывать свою другую руку.

Ход: наденьте браслет на руку малыша. Приподнимите локоток ребенка так, чтобы он мог увидеть браслет. Дайте ему возможность последить за своей рукой. Когда вы убедитесь, что ребенок не пытается схватить браслет другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его руку по направлению к браслету, помогите ему захватить  свою противоположную руку и потянуть за браслет.

Игра: «Вот погремушка».

Цель: развитие умения захватывать и удерживать  предметы и игрушки, протянутые ребенку над рукой.

Ход: приготовьте для игры погремушки с разными ручками: в виде кольца, рукоятки, петли или гантели. Предложите ребенку погремушку, протягивая ее над рукой ребенка(поочередно правой и левой). Если он не пытается ее захватить, легко прикоснитесь к тыльной стороне ручки ребенка игрушкой, а когда пальчики малыша раскроются, дотроньтесь до них кончиком погремушки- ребенок обязательно попытается ее взять. Обхватите кулачок малыша своей ладонью, помогите ему ощупать ручку погремушки. С каждым занятием все выше и выше поднимайте игрушку над рукой и все меньше помогайте малышу.

                       А. Ю. Разенкова. «Игры с детьми младенческого возраста» стр 132.                                                                                                            

Игра: «Гули – голубочки»

Цель: развивать мышцы рук и плечевого  пояса; побуждать к самостоятельным действиям; вызывать удовольствие от совместных действий; учить действовать по слову.

Ход: взрослый держит ребенка на руках и произносит текст:

Прилетели гули, гули – голубочки.  (Машем руками ребенка, как крыльями)

Сели на головку, на головку дочке.  (Кладем ручки  на головку ребенка)

Ты, моя дочка, помаши ладошкой,

Кши, гули, кши!                                  (Машем рукой, как бы отгоняя птичек)

Помаши ладошкой.                              

                                     Г. Г. Григорьева «Играем с малышами» стр.9.

Игра: «Неваляшки»

Цель: стимулирование движения руки к игрушке, развитие зрения, слуха и познавательных способностей малыша.

Ход: переверните малыша на животик и поставьте перед ним  неваляшку. Покачайте, посмотрите на  реакцию ребенка, неваляшка издает приятный, переливающийся звук.

Дотроньтесь рукой ребенка до игрушки. Через какое-то время  малыш догадается, что сам может ее покачивать.

                 Неваляшки – малыши

                 Очень даже хороши!

                 Низко наклоняются,

                 Звоном заливаются.

                                        В. Г. Дмитриева «100 развивающих игр и упр.» стр. 20.

                              Музыкальное воспитание.

Дидактические задачи.

1.Способствовать развитию музыкального восприятия, формированию навыка сосредоточиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов.

2.Вызывать эмоциональную отзывчивость на веселую и спокойную мелодии. Вызывать радостное оживление при  звучании плясовой  мелодии.

3.Учить с помощью взрослого приподнимать и опускать руки, приседать; самостоятельно звенеть погремушкой, колокольчиком, бубном, ударять в барабан.

Прослушивание музыкальных произведений Бетховена, Свиридова, Шумана и др.

Прослушивание русских народных мелодий.

Прослушивание мелодий « Звуки природы».

Прослушивание колыбельных песенок, потешек, прибауток в исполнении воспитателя.

Литература:

  1. Игры и упражнения для самых маленьких. Т. Стробыкина. Москва.

 Айрис-Пресс 2004.

  1. Ребенок от рождения до года. С.Н.Теплюк. Мозаика-Синтез Москва 2005.
  2. Играем в памперсах. Н. Ильина. Москва. Айрис-Пресс 2003.
  3. Игры с детьми младенческого возраста. Ю.А. Разенкова. Москва. Школьная Пресса 2005.
  4. Играем с малышами. Г.Г.Григорьева. Москва Просвещение 2003.
  5. Наш малыш от рождения до года. О.Жукова. Аст-Сова Москва 2005.
  6. 125 развивающих игр для детей до 1 года. Д.Сиберг. Попурри Минск 2003.
  7. Развитие речи малыша. Е.Ляско. Москва. Айрис-Пресс 2004.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ

Примерная индивидуальная программа развития содержит такие основные разделы коррекционной работы с ребенкос с ОВЗ как: мышление, развитие речи, сенсорное развитие, развитие общей и мелкой моторики....

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 0 до 3 месяцев.

Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей....

Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 6 до 9 месяцев.

Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей....

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья...

Примерная индивидуальная программа развития для воспитанника коррекционной группы с ОНР (III уровня) Второй год обучения.

Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с ОВЗ для скоординированной работы учителя-логопеда в рамках сопровождения воспитанника....

Индивидуальная программа обучения и воспитания ребенка с ЗПР

Индивидуальная программа обучения и воспитания ребенка с ЗПР по разделам:  Социальное развитие   Физическое развитиеПознавательное развитиеРазвитие речи  ...

Индивидуальная программа обучения и воспитания ребенка с ЗПР

В настоящее время, к сожалению, увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Необходимо грамотно спланировать работу с ребенком, чтобы добиться желаемого результата....