Кризисы дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Кризисы дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizisy.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка?

Кризис развития – естественный процесс, необходимый для дальнейшего развития ребенка, переход на новую ступень его самостоятельности.

Кризис 1 года (приблизительно от 9 месяцев до 1,5 лет).

У ребенка появляется много разнообразных потребностей и увеличиваются его возможности. Ребенок впервые осознает себя как отдельная личность. Он начинает самостоятельно передвигаться.

Проявления:

  • всплеск самостоятельности (ребенок осваивает множество движений и дей-ствий, а, следовательно, у него появляется много целей)
  • появление аффективных реакций (плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Подобные вспышки – реакция на непонимание со стороны взрослых.
  • усиление привязанности к матери (наличие противоречивых стремлений – с одной стороны – стремление к самостоятельности, а с другой – необходимость в помощи в действиях со стороны матери или других близких взрослых)

Что еще происходит с ребенком? Появляется своеобразная детская речь, которая отличается от взрослой. Слова становятся ситуативными (зависят от кон-кретной ситуации).

В этот период мотивы поведения ребенка не осознаются им, и в своих действи-ях и поступках он опирается лишь на сиюминутные чувства и желания.

Что могут сделать родители?

  • давать ребенку возможность исследовать пространство, не забывая при этом обезопасить его, сопровождать свои действия объяснением (это не только дает ребенку информацию, но и способствует дальнейшему развитию его речи)
  • создавая запреты, не делайте их слишком много
  • старайтесь соблюдать спокойствие и терпение (ведь именно вы - взрослый человек) - ребенку необходима ваша любовь, ласка и внимание.

Кризис 3 лет (приблизительно от 2,5 до 3,5 лет)

Ребенок, отделяясь от взрослого, делает попытку установить с ним новые отно-шения. Начинают выстраиваться отношения с другими детьми. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное Я.

Проявления:

  • Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.
  • Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.
  • Строптивость – общий протест против привычного образа жизни. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
  • Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам. Возможны проявления деспотизма (если ребенок единственный в семье) или ревности (если в семье несколько детей). Ребенок чувствует и расценивает как важ-ные только собственные желания и потребности.
  • Протест-бунт – ребенок в состоянии постоянного конфликта с окружающими.
  • Обесценивание - ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам), может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения), у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Что могут сделать родители?

  • обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения, а в виде вопроса (вместо «Убери игрушку» - «Ты уберешь игрушку сейчас или позже?»)
  • ведите себя с ребенком, как с равным (спрашивайте разрешение, беря его вещь)
  • попробуйте дать ребенку «обратную инструкцию» - как и во время кризиса 1 года, шлепки и крики – бесполезны. - будьте последовательны, если сказали «нет», следуйте принятому решению.
  • запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми и обоснованными
  • проявляйте терпение, если ребенок сопротивляется вашему предложению, иногда нужно просто дать ему время, чтобы самому принять решение.
  • если у ребенка началась истерика, переждите ее, а потом объясните как «пра-вильно» себя вести и почему (будьте готовы к тому, что одного раза недостаточ-но).

Кризис 7 лет (6-7 лет)

В этот период происходит становление внутренней позиции школьника, происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Особенности переживания ребенка в этот период

– переживания обретают смысл (ребенок осознает «я боюсь», «я сердит», «я добрый») и происходит обобщение переживаний (формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению).

Проявления:

  • Пауза - промежуток времени между обращением к ребенку и его реакцией. Реакция может выражаться как в невыполнении действия, так и в отказе или его оттягивании.
  • Спор - ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения (чаще всего ссылаясь на занятость), возражать.
  • Непослушание - невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.
  • Хитрость - нарушение привычных требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь выгоду для себя.
  • "Взрослое поведение" - ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому". На вербальном уровне, как правило, выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.
  • Внешний вид - внимание к собственной внешности. Споры об одежде.
  • Требовательность - настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном.

Что могут сделать родители:

  • предоставьте ребенку возможность действовать самостоятельно, не забывая помогать ему в сложных ситуациях обсуждайте с ребенком различные «взрослые» проблемы, внимательно выслушивая его
  • если ребенок высказал ошибочное суждение, тактично поправляйте его
  • предлагайте ребенку способ решения проблемы, хвалите его в случае успеха - отвечайте на вопросы ребенка (6-7 лет – возраст «почемучек»)
  • будьте последовательны в своих требованиях - окружающие должны предъявлять к ребенку единые требования - соблюдайте культуру диалога (ребенок при общении подражает манере близких)
  • подавайте ребенку пример «взрослого» поведения, будьте терпимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кризис дошкольного возраста.".

Кризис дошкольного возраста представлен в виде презентации.Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются ...

Кризисы дошкольного возраста

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называ...

Кризисы дошкольного возраста.

Я сам!!! Кризис дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Кризисы дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Кризисы дошкольного возраста»...

Родительском собрание. «Кризис дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей.Задачи: 1) расширить знания родителей о кризисе семи лет; 2) обучить приемам конструктивного общения с детьми....

Кризисы дошкольного возраста

Родители, воспитывая детей, часто слышат слово кризис. Что же оно означает в связи с развитием ребенка? Какие кризисы дошкольного детства бывают? Как они проявляются и что могут сделать родители? Отве...

Кризисы дошкольного возраста

В статье рассматриваются психологические особенности протекания кризисов дошкольного возраста: первого года жизни, трех и семи лет....