Образование и толерантность.Эссе.
статья на тему

Лопина Людмила Александровна

Толерантность – это терпение. Можно найти определение понятия «толерантность», как: стремление к «золотой середине» (Аристотель). Мне импонирует такое понимание «толерантности». Действительно, как часто проявив терпение в одном, мы перегибаем палку в другом. Как говорят в народе «Одной пишем, другой зачеркиваем». Так нам есть к чему стремиться? К золотой середине! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Терпение необходимо и в труде, и в общении. Оно необходимо как взрослым, так и детям. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера, как говорится в пословице «Терпение и труд все перетрут». Терпение для взрослых (особенно педагогов) - это дисциплина чувств, собранность ума и трезвая бодрость, сохраняемая в любой, сколь угодно сложной ситуации. Терпение — это опыт противостояния хаосу, стремительно проникающему при неудачах через раздражение, суетливость.

Первая задача, которую успешно решает детский сад в русле толерантности - это воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать. Дошкольное образование стоит у истоков воспитания толерантности, т.к. своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств - осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. Воспитательный процесс по формированию толерантности происходит на двух взаимосвязанных уровнях, составляющих единое целое: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия).

И тут все методы хороши: использование художественного слова (стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира), использование наглядных пособий (сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт), слушание музыки (детских песен, национальной музыки разных народов). Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствовать воспитанию толерантности, уважения прав других людей. Вот как все красиво звучит! Если бы не одно «но»…Вернее, два «но»…

Все дело в том, что большинство педагогических работ по толерантности исходят (явно или неявно) из «просветительской позиции»: идею толерантности достаточно лишь ясно, подробно и настойчиво изложить - и это уже само по себе обеспечит этой идее успех, она начнет «работать». В этом случае, возрастает риск свести все к назиданию и декларациям на тему важности и нужности толерантности. А действия взрослых по формированию основ поведения воспринимаются детьми как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются таким воздействиям. В таких случаях получается непрекращающаяся борьба. Борются два мира: яркий, красочный мир веселых выдумщиков и серый скучный мир дисциплины и принуждения педагогов.

Дети рождаются не для дисциплины, а для радости, для игры, для творчества и для познания. Вы сами знаете, какие они любопытные, как они любят играть, знаете, что веселье из них просто изливается, если есть для этого хоть малейший повод. И вот именно в этот час веселья взрослым не хватает этого пресловутого терпения. А в оправдание себе у педагогов есть дежурная фраза: «Он же у меня не один, их 25! А я одна, где на всех терпения напастись?» (едва ли, найдется такой педагог, который не говорил этой фразы)

И это второе «но»… Личность педагога в образовании. Толерантна ли? Да?! Насколько?

Ведь это педагоги придумали термин «трудные дети». Почему они "трудные"? На этот вопрос пока нет ответа! Мы только знаем, что они существенно отличаются от "нормальных" детей своей импульсивностью, рассеянным вниманием, гиперактивностью. И людям, работающим в учреждениях образования, труднее всего принять такую форму самовыражения и правильно понять «особенности» поведения такого ребенка. Они считают, что он вредничает, плохо воспитан и т.д., выпуская из виду то, что его поведение, это отражение функции его "особенного" головного мозга. Это нужно понять и принять и просто стать терпимее к таким детям. Но ведь в педучилищах и ВУЗах не учили толерантности по отношению к своим воспитанникам. «Реалии» зачастую таковы, что пока человек учится, взрослеет и проходит свое становление под статусом «Педагог», ему навешивают столько стереотипов «серьезности», что к 30 годам он рискует превратиться в биоробота, а проще говоря, зануду, который живет по расписанию, у которого каждый день похож на любой другой …

Используя при воспитании детей авторитарный стиль (не все, конечно, а 45%!), педагоги сильно грешат стремлением к абсолютному господству, уничтожению детской независимости («Будет так, как я сказала!», «Да кто ты здесь такой?», «Закрыли рты на замок!»). А как часто педагоги раздражаются, когда дети делают что-то не так, как хотелось бы им. А у самих слова расходятся с делом (говорят детям, что кричать нельзя, а сами кричат). И даже забыли, что лучший метод воспитания – воспитание личным примером. Я считаю, что независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь!) позицию и мнение ребенка, и при необходимости корректируя их, педагоги показывают ребенку личный пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Имея столько серьезности, которую дарит ореол профессии, и так мало терпимости (тоже, кстати профессиональной), педагоги обречены на борьбу со своими воспитанниками, недаром они примеряют к себе фразу «Наша служба и опасна и трудна..» или «…И снова в бой, покой нам только снится!» Не бороться надо с детьми, а идти с ними за руку, как старший товарищ по большой игре, именуемой Жизнью. Думаете это невозможно? Возможно! И не только возможно, но жизненно необходимо. Вы ведь еще живы? Значит, способны и придумывать, и творить, и играть. Это единственный способ быть рядом с детьми счастливым человеком. Только с помощью уважения и проявления терпимости, некоторых уступок можно прийти к миру и взаимопониманию.…И не только с детьми.

Наверное, следует вспомнить, что одно из главных человеческих качеств – это доброта. Именно доброта отличает человека от животного. Уважение к другим, к чужому мнению и чувствам – основа того, что делает человека Человеком. Надо помнить об этом, потому что ненависть и обиды разъедают прежде всего самого человека, испытывающего их. Невозможно развиваться самому и отдавать частичку себя детям, не избавившись от раздражения, негатива. Порой так важно остановиться и сказать самому себе: я прощаю и прошу прощения. Ведь жизненный опыт человека, который воспитывает детей, играет важную роль. В качестве примера приведу отрывок из притчи.

«– Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? - спросил мудрец.

- Я страдаю для счастья своих детей и внуков, ответил человек.

– Мой прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою жизнь, только чтоб мои дети и внуки стали счастливыми.

- А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? – спросил мудрец.

- Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! – ответил несчастный человек.

- Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! – сказал мудрец. – Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймешь, как сделать счастливыми своих детей и внуков!»

Если слово «счастье» заменить словом «толерантность», то становиться понятным, что воспитание толерантности надо начинать с себя. Тогда для воспитанников наших «толерантность» будет не просто красивым словом, а стилем жизни. Во всяком случае, мне очень хочется на это надеяться.

Мы все такие разные. Между нами существуют некоторые противоречия, и мы рьяно отстаиваем свою точку зрения, но часто не смотрим в ее суть. Добиваясь победы, мы стремимся поскорее разрушить все то, что против нас, и такую победу считаем доказательством своей силы. Но силой является не разрушение, а созидание. Настоящей силой будет признание за другими людьми права на собственное мировоззрение, другими словами толерантность. Независимо от титулов и званий, состояния здоровья и финансового положения все люди равны, и не уважать в равной мере каждого, значит, не уважать в первую очередь себя.

Подведу итог своим размышлениям. На мой взгляд, слагаемые успеха в воспитании толерантности заключается в единстве организованного воспитательного процесса, личности педагога, реального жизненного опыта, отсутствии расхождения слов с делом.

«- В мире нет Абсолютной Истины – сказал однажды Мастер.

Один из учеников спросил:

- И эта истина абсолютна?

- Нет, конечно,- улыбнулся Мастер».

Улыбнусь всем и я.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013- Федеральный закон от 29.12.2012 №273- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"...