полоролевой тренинг для дошкольников
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Формирование адекватного полоролевого поведения детей в детском обществе и жизнедеятельности, формирование адекватного восприятия ребенком своего пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polorolevoy_trening.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

         СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

        Условиями формирования полоролевого поведения детей являются: содержание программы, состоящее из разделов “Поведение девочек”, “Поведение мальчиков”, “Девочки и мальчики вместе”,  этические беседы, развивающие ситуации, игры, художественная литература, рисование.

        Цель программы:

        1. Формирование адекватного полоролевого поведения детей в детском обществе и жизнедеятельности;

        2. Формирование адекватного восприятия ребенком своего пола.

        Задачи:

        1) Сформировать представления детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек.

        2) Развивать способы взаимодействия, характерные для женского и мужского типов поведения.

        3) Создать условия для формирования основ опыта мужского и женского поведения.

        ДОШКОЛЬНИКИ                        

                                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

                             Раздел “ПОВЕДЕНИЕ МАЛЬЧИКОВ”

        Дать представления мальчикам о том, что в будующем они станут  мужчинами. обладают особыми признаками поведения. Они берут на себя самые сложные, трудные обязанности. Находясь в окружении девочек, мужчины и мальчики берут на себя роль защитника и охранника.

        Мальчики учатся устанавливать общность и отличие действий своих и характерных для их пап, сравнивая и анализируя жизненные ситуации.

                             Раздел “ПОВЕДЕНИЕ ДЕВОЧЕК”

        Девочкам дать представления о том, что в будующем они станут женщинами, которые обладают отличительными признаками поведения от мальчиков. Они берут на себя заботы, связанные с домашним уютом, заботой о маленьких детях, и т.д. Находясь в окружении мальчиков, девочки демонстрируют свою доброту, гордость, достоинство, и т.д.

        Девочки устанавливают общность и отличие своих действий, характерных для их мам, бабушек, сравнивая и анализируя жизненные ситуации.

                        Раздел “ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКМ ВМЕСТЕ”

        У мальчиков формируется представления и опыт общения в среде мальчиков, где они ведут себя друг с другом иначе, чем в обществе девочек: они демонстрируют силу, ловкость и ум, а перед девочками - внимание к ним, уважение, желание оказать помошь, др. через предложения вместе поиграть ( сделать уроки ), рисовать, и т.д.

        У девочек формируется представление и опыт общения в среде девочек, где они обмениваются мнениями о красивых предметах, о животных,и т.д., а в обществе мальчиков - они делятся с ними впячетлениями о том, что красивого, доброго или злого они увидели вокруг, что узнали нового и интересного, и т.д.

        Формируется в жизненных ситуацияз, в игре, в различных видах деятельности опыт взаимодействия посредством игрушек, интересов. др. предметов и коммуникаций (совместные беседы, обсужденияю. и т.д.)

        Содержание программы реализовывалось через специально подобранные и организованные виды деятельности : этические беседы, чтение литературных произведений, сюжетно-ролевую игру “Семья” ( для дошкольников), рисование, через моделирование жизненных ситуаций, имитационные игры, и т.п.

        Беседы с мальчиками строились вокруг следующих тем:

        Тема 1 “Мальчики будующие мужчины”

        - каким должен быть мальчик?

        - чем мальчик отличается от девочки?

        - что должен уметь делать мальчик?

        - кем ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?

        - зачем нужно защищать слабых?

        - можно ли доказать правоту не кулаками?

        - почему мальчик должен быть храбрым?

        Тема2. “Мальчики - будующие отцы”

        -хочешь ли ты быть папой, когда вырастешь?

        - чем ты похож на своего папу?

        - как папа должен относиться к маме, к др. женщинам?

        - когда ты вырастешь и станешь папой, ты будешь также играть со своим сыном как твой папа?

        - каким должен быть папа, чтобы его любили дети?                  

        Содержание бесед с девочками строилось вокруг следующих тем:

        Тема 1 “Девочки - будующие женщины”

        - какой должна быть девочка?

        - чем девочка отличается от мальчика?

        -  какие девочки тебе нравятся?

        - что должна уметь делать девочка?

        - почему девочка должна уметь мыть полы, посуду, т.д.

        -что как девочка ты делаешь дома?

        - когда ты вырастешь ты будешь делать тоже самое, что и твоя мама? Что?

        Тема 2 “Девочки - будующие матери”

        - хочешь ли ты быть мамой когда вырастешь? Какой мамой ты хочешь стать?

        -  чем ты похожа на свою маму?

        -  нужно ли маме и папе заботиться, беречь друг друга?

        - когда у тебя будут дети, как ты будешь к ним относиться?

        - какой должна быть мама, чтобы ее любили дети?

        В процессе беседы использовались методы сравнения себя с другими детьми, с родителями.

        Для реализации содержания программы с детьми дошкольного возраста использовалась сюжетно-ролевая игра “Семья”, в ходе которой фиксировалось поведение детей по следующим параметрам:

1. соответствие принятой роли с полоролевым стериотипом;

2. эмоциональное отношение к роли;

3. речь

а) лексика, соответствующая полу;

б) эмоциональные проявления ребенка.

        Беседа “Каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка”

        (проводилась совместно в детьми обоих полов)

        Содержание беседы:

        Мальчики должны быть умными и активными, а так же смедыми и ловкими. Мальчику возможно придется защищать родину. Ему не к лицу плаксивость, болтливость, истерики. Мальчик умеет пользоваться молотком, топором, лопатой. Обязательно занимается спортом. Он трудолюбив и вынослив. Это по-мужски. Мальчики с уважением относятся к девочкам.

        Девочка не грубит, не дерется. Она во всем старательна и аккуратна. У девочки обязательно должен быть хороший вкус. Ее прическа, одежда, обувь всегда в порядке. Девочка умеет делать все, что и мама. Девочка добрая и мальчики учатся ее доброте. Если надо, она может быть смелой. Девочка дучше, чем мальчик видит состояние другого человека и всегда готова помочь добрым ссовом и участием. Девочка с уважением относится к мальчикам.

                Вопросы к детям:

        1. Какие мальчики вам нравятся? (отвечают девочки).

        2. Какие девочки вам нравятся? (отвечают мальчики).

        3. Каким  долен быть мальчик? (отвечают девочки).

        4. Какой должна быть девочка? (отвечают мальчики).

        5. За что уважают девочку, женщину?

        6. За что уважают мальчика, мужчину?

        Игра “Петушки” (для мальчиков), “Демонстрация мод” (для девочек).

        Вывод: Каким должен быть мальчик (девочка).

                Метод моделирования жизненно-значимой ситуации (для дошкольников), который является своеобразным видом игровой деятельности, т.к. для принятия адекватного решения ребенок должен взять на себя определенную роль.

                Модель ситуаций для мальчиков:

        1. Ты едешь в автобусе, сидишь у окна. Входит женшина. Ты:

        - уступаешь ей место;

        - продолжаешь смотреть в окно;

        - взбираешься на руки к маме.

        2. Ты выходишь гулять. Во дворе собака. Ты:

        - смело проходишь мимо нее;

        - возвращаешься домой за мамой;

        - начинаешь плакать, чтобы хозяин отозвал свою собаку.

        3. Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты:

        - проходишь мимо;

        - завешь старшего брата или маму;

        - сам заступаешься за девочку.

        4. За обедом Даша нечаяно проливает на себя компот. Ты:

        - делаешь вид, что не замечаешь;

        - бежишь за салфеткой и помогаешь Даше справиться с неприятностью;

        - зовешь няню.

        5. У Леночки день рождение. Ты:

        - даришь ей свой рисунок;

        - говоришь приятные слова (“Какая ты красивая”, “Какое у тебя замечательнок платье”)

        - оставляешь девочку без внимания.

                        Модель ситуации для девочек:

        1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуты пуговицы на пальто, шапка съехала набок. Ты:

        - помогаешь Алеше привести в порядок внешний вид;

        - жалуешься воспитателю на небрежность мальчика;

        - не замечаешь непорядок в одежде Алеши.

        2. Мама приболела. Ты:

        - будешь заботиться о ней (принесешь воды, поправишь одеяло);

        - продолжаешь играть как ни в чем не бывало;

        - станешь капризничать.

        3. Мальчики дерутся. Ты:

        - пожалуешься воспитателю;

        - не заметишь драки;

        - поможешь им помириться.

        4. При возвращение с прогулки воспитательница попросила тебя собрать игрушки в корзину и отнести их в группу. Корзина оказалась очень тяжелой. Ты:

        - постараешься донести корзину сама;

        - вежливо попросишь мальчика помочь тебе;

        - откажешься нести корзину

        5. Девочки играют в мячик.  У Тани не получается поймать мяч. Подружки громко смеются, а Таня расстроена. Ты:

        - смеешься вместе со всеми;

        - успокаиваешь и учишь девочку ка правильно играть;

        - не обращаешь внимания.

                Чтение художественной литературы:

        “Рукодельница и ленивица” (р.н.с.); А.Барто “Младший брат”;  “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” ( в обр. М.Булатова); “Морозко”, и т.д.

        После прочтения произведения. детям задаются вопросы: Кто понравился из героев?, Когда вы вырастети, на кого бы хотели быть похожи и почему?, Как вы думаете, почему герой поал в такую ситуацию?, и т.д.

                Рисование на тему: “Я и мама” (для мальчиков), “Я и папа” (для девочек); “Планета мам, Планета пап”.

                Имитационные игры: “Рассерженный мальчик”, “Обиженная девочка”, “Угадай, кто это мужчина или женщина”, и т.д., в ходе которых детям предлагалось подобрать нужные слова, в соответствии с полом, чтобы вернуть обиженному или рассерженному ребенку хорошее настроение.

                Игра “предмет - женщина, предмет - мужчина”; игры-состязания “Кто больше скажет красивых слов о маме (о папе), и т.п.

                Заключительная беседа  “О женственности и мужественности”

        Что такое женственность и мужественность? Какие черты характера можно отнести к женственности            и                     мужественности

        аккуратность                                      смелость

        доброта                                           справедливость

        вежливость                                                     сила

        терпение                                           надежность

        материнство                                           уверенность в себе

        уважение к мальчикам                            уважение к девочкам

                и т.д.                                                и т.д.

        Давайте девочки покажут нам, как они могут красиво и женственно пройтись (“Демонстрация мод”). Сильный, уверенный взгляд может быть красноречивее слов и действий. Глаза опускает тот, кто слабее. Игра для мальчиков “Пересмотри друга”.

        Лучшие черты мальчиков должны быть присущи девочкам, лучшие качества девочек - мальчикам. Так и девочки должны быть справедливыми, целеустремленными, надежными, а мальчики - терпеливыми, добрыми, вежливыми. Это очень важно. И все-таки у мальчиков свой путь, а у девочек - свой, и мальчики воспитывают в себе  мужчину, рыцаря,  а девочки - истенную женщину, прекрасную и добрую. Самое главное то, что и мальчики и девочки должны уважать друг друга и с пониманием относиться.

        Программный материал был проведен в соответствии с календарным планом работы в ДОУ следующим образом:

        1занятие: 1. Индивидуальная беседа по теме “Мальчики - будущие                  мужчины” (с мальчиками)

                       2. “ Девочки - будующие женщины”

        2 занятие: 1. Индивидуальная беседа с мальчиками по теме “Мальчики будущие отцы”

                        2. С девочками “Девочки - будущие матери”

        3занятие: 1. Сюжетно-ролевая игра “Семья”

                      2. Рисование “Планета мам, Планета пап”

        4 занятие: 1. Беседа: “каким должен быть мальчик. Какой должна быть девочка”                          

                             2. Игра для мальчиков “Петушки”, для девочек “Демонстрация мод”.

        5 занятие: 1. Моделирование жизненных ситуаций (с мальчиками)

                       2. Игра “Предмет - мужчина, предмет - женщина”

        6 занятие: 1. Моделирование жизненных ситуаций (с девочками)

                       2. Игра “Кто найдет больше сходства: в цветке - женщине. в мужчине - льве”

        7 занятие: 1. Чтение художественной литературы “Морозко”

                       2. Имитационные игры: “Рассерженный мальчик”, “Обиженная девочка”

        8 занятие:    1. Рисование на тему “Я и мама” (для мальчиков), “Я и папа”  

(для девочек)

                          2. Игра-состязание “Кто больше скажет красивых слов о маме, о папе”.

        9занятие:     1. Заключительная беседа “О мужественности и женственности”                          2. Игра для девочек “Демонстрация мод”, для мальчиков “Пересмотри друга”

        Занятия проводились 1-2 раза в неделю, в зависимости от запланированного объема и затраченного времени индивидуально и фронтально.

        Первое и второе занятия - индивидуальные беседы, Мы посчитали целесообразным начать и этого метода, т.к. в процессе индивидуальных бесед ребенок может не стесняясь высказать свое мнение по данному вопросу. Эти занятия показали, что более свободно идут на контакт девочки, нежели мальчики. Девочки эмоциональны, в своих ответах используют более разнообразные слова, чем мальчики. Это говорит о более эмоциональном отношении девочек, а также о различии у мальчиков и девочек в проявлении эмоциональных реакций, что подтверждено исследованиями А.П.Сопикова, Н.Ю.Азарова, И.П.Шахова,др. психологами. Мальчики чаще всего отвечают однозначно с использованием простых предложений.

        На третьем занятии по нашей просьбе воспитатель организовала сюжетно-ролевую игру “Семья”. Дети по желанию выбрали себе роль.

        Нам показалось возможным использовать 3 критерия в соответствии с которыми была проанализирована игровая деятельность с точки зрения развития полоролевых представлений у детей подготовительной группы:

        1. принятие на себя роли в соответствии с полоролевым стериотипом;

        2. эмоциональное отношение к роли;

        3. используемая лексика.

        проанализировав игровую деятельность детей мы пришли к следующему выводу, что роль, которую принимали на себя дети, соответствует тому полоролевому стериотипу, который принят, в первую очередь в семье, в обществе. Также можно сделать вывод о знании детей ролевых обязанностей папы и мамы. Но в ходе игры обнаружился интересный момент: Дима Ив.. взявший на себя роль сына, по существу не знал, как отец и сын взаимодействуют между собой (ребенок из неполной семьи). Все его “общение” с отцом сводилось к походам в магазин, где “сын” просил купить ту или иную сладость. Когда же “папа” стал ремонтировать сломанную плиту, “сын” не проявил никакого интереса к совместной деятельности “с отцом”, пока “мама” (по нашей просьбе) не сказала  “сыну”, чтобы тот помог “папе” ремонтировать сломанную плиту.

        Вторым моментом занятия было рисование на тему: “Планета мам, планета пап”. Детям предлагалось нарисовать предметы, которые могут находиться только на планете мам, или только на планете пап. Цель: выявление знаний детей о предметном мире мам и пап. (Прил. №   1 )  

        4 занятие - беседа, которая проводилась совместно с мальчиками и девочками, основной целью которой было: внедрить полученные знания о поведении детей разного пола в жизнедеятельность детей. Содержание беседы было подкреплено играми “Петушки” (для мальчиков) и “Демонстрация мод” (для девочек), где каждый ребенок демонстрировал внешние аспекты поведения, которые, на наш взгляд,свойственны мужчине и женщине (девочки - красоту телодвижений, умение подать себя, и т.д.; мальчики - силу, ловкость, выносливость).

        5 и 6 занятия - нами был использован метод моделирования жизненных ситуаций. Полученные результаты показали,что направление нашей работы верное, аети выбирают адекватное для своего пола действие.

        В конце 5 занятия  проводилась игра “Предмет - мужчина, предмет - женщина”: экспериментатор предлагал рассмотреть какой-либо предмет и представить, каким бы он был. если бы был женщиной (мужчиной). Эта игра детям очень понравилась, о чем свидетельствует тот факт, что затем мы наблюдали эту игру в свободной игровой деятельности детей.

        В конце 6 занятия предлагалась детям символическая игра “Кто найдет больше сходства: в цветке - женщине, в мужчине - льве”, и т.д.

        На 7 занятии проводилось чтение и обсуждение  сказки “Морозко”. Вторым моментом занятия было проведение имитационных игр “Рассерженный мальчик”, “Обиженная девочка”, где дети обигрывали предложенные ситуации и находили подходящие слова, чтобы вывести ребенка из плохого настроения.

        8занятие - рисование на тему “Я и мама” (для мальчиков), “Я и папа” (для девочек) и обсуждение рисунков. (Прил. №2) Выбирая данный метод, мы исходили из положения, выдвинутого Л.С.Выготским: “Ребенок рисует не то, что он видит, а то. как он видит”. (7) В рисунке ярко проявляется эмоциональное отношение ребенка к родителю противоположного пола, что является важным компонентом половой идентификации.

        Второй частью занятия была игра-соревнование “Кто больше скажет красивых слов о маме, о папе”

        9 занятие - заключительная беседа, где закреплялись полученные детьми знания о полоролевом поведении. В ходе беседы дети высказывали свое мнение о том, какими качествами должны обладать мальчики и девочки, чему можно поучиться мальчикам у девочек и девочкам у мальчиков.

        Хотя в работе с детьми младшего школьного возраста использовались те же самые методы, что и в работе с дошкольниками, разница была в способах работы, в средствах общения, в принципе деления на группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в формировании полоролевых стереотипов у дошкольников.

Закреплять представления детей о роли женщин и мужчин в социуме, развивать положительное эмоциональное отношение к ним. Внедрить систему воспитания полоролевых стереотипов у дошкольников через путешес...

Тренинг с дошкольниками.

поделиться опытом с воспитателями о тренинге...

Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения»

Содержание тренинга основано на  использовании в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния и последующей стабилизации эмоционального состояния доступн...

Пластические тренинги для дошкольников

Картотека пластических тренингов для дошкольников на элементарном актерском уровне для некоторого овладения своим телом, чтобы справляться не только с психологическими, но и с физическими зажимами....

Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников.

В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у  дошкольников в условиях ДОУ. Многие полагают, что дети внутренне мотивированы к то...

ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Стендовый доклад по обобщению опыта развития инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности младших дошкольников с учетом гендерного развития...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЛОРОЛЕВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

ТЕМА «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ИГРАТЬ»Задачи:1.Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре.2. Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик...