Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.
статья на тему

Корнева Светлана Петровна

инновационные технологии в работе по профилактике плоскостопия и нарушении осанки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих  технологий  для  профилактики  плоскостопия, улучшения  осанки  детей  дошкольного  возраста.

Жизнь  21 веке  ставит  перед  нами  много  новых  проблем,  среди  которых  Самой  актуальной  является  проблема  сохранения  здоровья .

На  фоне экологической   и  социальной  напряжённости  в  стране , на  фоне  не  бывалого  роста  болезней «общества» ,что  быть  здоровым, нужно  овладеть  искусством  сохранения  и  укрепления  этому  искусству  сегодня  уделяется  большое  внимание  в  ДОУ. Так  как  данные  о  систематическом  ухудшении  состояния  здоровья  детей  становятся  привычными,  все  исследователи  сходятся  в  главном, что  эти  негативные  тенденции  продолжают  усугубляться  ведущее  место  среди  отклонений, выявляемых  у  дошкольников  при профилактических  осмотрах, занимают  нарушения  опорно-двигательного  аппарата, главным  образом  нарушения  осанки  и  формирования  свода  стопы.

На  формирование  неправильной  осанки   большое  влияние  оказывает  состояние  нижних  конечностей,  в  частности  плоскостопие. Плоская  стопа  характеризуется  опусканием  её  продольного  или  поперечного  свода, а  в  дальнейшем  и  деформацией, в  результате  появляется  быстрая  утомляемость  и  боли  при  ходьбе  и  стоянии. Плоская  стопа  встречается  у  детей  довольно  часто, поэтому  для  предупреждения  развития  плоскостопия  важно  своевременно  выявить  эту  деформацию  и  принять  профилактические  меры.  Основной  причиной  плоскостопия  является  слабость  мышц  связочного аппарата, принимающих  участие  в  поддержании  свода.  [  Воротилкина.И.М.2004.]

Поэтому  в ДОУ  необходим  поиск  новых  подходов  оздоровлению  детей  базирующихся  на  многофакторном  анализе внешних  воздействий, мониторинге  состояния  здоровья  каждого  ребёнка  учёте  и  использовании  особенностей  его  организма,  индивидуализации  профилактических  мероприятий.

Для  достижения  этой  цели  на  ряду  с  осуществляемой  двигательной  деятельностью, в  качестве  эксперимента, в нашем  ДОУ  использовалась  авторская  программа  программа  физического  воспитания  детей «Здоровый  росток»  В.Г. Заикина.

Эффективная  профилактика  нарушении  свода  стопы  у  детей  в  процессе  образовательной  деятельности  по  физической  культуре  строилась  на  принципе  интеграции  и  приобрела  характер  педагогической системы, в  которой:

-цели  формирования  опорно-двигательного  аппарата  на  разных  этапах  обучения  определяются  на  основе  особенностей  его  возрастной  динамике  и  возрастных  закономерностей  индивидуального  развития  детей;

-основными  принципами  её  эффективной  работы  будут  комплексность  формирования  знания, умений  и  навыков  у  детей  как  общего  характера, так  и  по  решению  индивидуальных  проблем  профилактике  нарушений  опорно-двигательного  аппарата  в  процессе  образовательной  деятельности  по  физической  культуре;  длительность  воздействия, охватывающая  дошкольный  возраст;  системность  и систематичность  проведения  профилактических  мероприятий.

-содержанием  профилактики  нарушений  опорно-двигательного  аппарата  в  образовательном  процессе по  физической  культуре  являются  знания,  умения  и  навыки  физкультурно-оздоровительного  характера,  приобретаемые  в  процессе  как  непосредственной  образовательной  области, так  и  самостоятельных  занятий  детей  в  системе  домашних  занятий . [Заикин.В.Г.2000.]

Общая  целевая  направленность  программы – формирование правильной  осанки  сводов  стоп  детей  в  процессе  физического  воспитания  реализуется  через  решения  следующих  задач:

-улучшение  здоровья  детей ;

-приобщение  детей  и  их  родителей  к  здоровому  образу  жизни;

-формирования  знаний, умений  и  практических  навыков  физкультурно-оздоровительного  характера,  составляющих  основу  профилактики нарушений  опорно-двигательного  аппарата;

-формирование  потребностей,  мотивов,  ценностно-нормативных  ориентаций,  обеспечивающих  активное  отношение  детей  к  сохранению  и  укреплению  собственного  здоровья;

-развитие  физических  качеств  обеспечивающих  укрепление  мышечных  групп  участвующих  групп  в  удержании  правильного  положения туловища  и  сводов  стоп.

Таким  образом  существует  необходимость применения  методики  физического  воспитания в  дошкольных  учреждениях, с  помощью  которой  на  фоне  развития  движений  соответствующего  возрастным  нормам,  осуществлялась  профилактика  и  коррекция  нарушений  свода  стопы  и  опорно-двигательного  аппарата.[Заикин. В.Г. 2003.]

Применения  программы позволят:

-вызвать  интерес  к  оздоровительным  занятиям  физическими  упражнениями  у  детей  и  сформировать  потребность  в  них;

-ускорить  формирования  сводов  стоп;

-выправит  осанку;

-дисциплинировать  поведение  ребёнка: воспитывать  спортивный  характер;

-формировать  у  детей  творческое  отношения  к  действительности.

Направления  и  содержание  экспериментальной  работы:

  1. Определение  возрастных  норм  физического  развития, эффективности  оздоровительно-тренировочной  работы  путём  сравнения  результатов  с  возрастными  нормами.
  2. Выявления  сенситивных  периодов  физического  развития  по  трём  тестам: плантограмма  стопы,  прыжок  в  длину  с  места, проба  Штанге (задержка  дыхания).

  В  качестве  рабочей  гипотезе  выдвигается  предположение: ускоренное  развитие  физического  качества  прыгучести (соответственно  и силы  мышц  ног) обеспечит  устранение  признаков  плоскостопия .

   После  медицинского  диагностирования  в  группу  были  отобраны  11 детей старших  групп  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата.  Возраст  4-7 лет  является  наиболее  сенситивным  периодом  для  реализации такого  рода  проекта, так  как в 4-7  лет ребёнок  особенно  чувствителен  к  воздействию  психолого-педагогических  факторов. На  каждого  ребенка  спецгруппы  заведён  паспорт  здоровья,  для  заполнения  которого  проведена  специальная  диагностика. Она  будет  повторятся  каждые  6  месяцев.

  В  практике  работы  с  детьми  используются  тренировочные  упражнения, двигательная  деятельность. Они  играют  роль  спортивных  развлечений,  имеют  образные  названия, вызывающие, соответствующие  ассоциации  и  положительные  эмоции. При  этом  дети  максимально  полно  удовлетворяют  свои  потребности  в  двигательной  активности, подражании,  игре  и  фантазировании.

   В  результате  систематических  занятий  получены  следующие  результаты:  развитие  прыгучести  в  течении  6  месяцев  ускорилась в 2  раз, устранение  признаков  плоскостопия  соответственно ускорилось  в  8  раз.

  Положительным  результатом  работы  является  то, что  скорость устранения  признаков  плоскостопия  увеличена  по  сравнению с  естественной  скоростью  их  устранения  в 1,5 раз.

  Таким  образом,  у  детей  4-7  лет  в  результате  использования  методов,  средств,  форм  программы  были  устранены  признаки  плоскостопия  или  отметилась  положительная  динамика  к  их  устранению.

  Каждый  любящий  родитель и  педагог  хочет  видеть  своего  ребёнка  и  воспитанника  счастливым,  а  счастливый  ребёнок это  здоровый  и  крепкий, умственно  и  эстетически  развитый, обладающий  разнообразными  практическими  умениями, которые  помогут  утвердиться  в  жизни, достичь  успеха, быть  любимым  окружающими. Позаботившись  о  здоровье  ребёнка  сегодня, мы дадим  ему  полноценную  жизнь  завтра.

  Заикин В.Г.  Оздоровление  детей  и  воспитание привычек  здорового  образ  жизни средствами  образовательной  программы      

« Здоровый  росток». Самара: СИПКРО,2003.