"Мир познаем вместе"
проект (младшая группа) на тему

Филатова Надежда Александровна

Педагогический проект предметно-пространственной среды для организации познавательно - исследовательской действий для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

  Районный конкурс педагогических проектов

предметно – пространственной среды

« Мир познаём вместе »

для организации

познавательно – исследовательских действий

детей раннего возраста

      Воспитатель: Филатова Надежда Александровна

                      Первая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 1 « Детский городок »

г. Павлово

2014 г.

Пояснительная записка

       Ребёнок раннего возраста сам по себе является «исследователем». И тому  подтверждение  - их  любознательность и  постоянное желание обследовать предметы: потрогать, понюхать, погладить, бросить, попробовать на зубок и т.д.  

      Моя задача, как педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать,  развивать и направлять деятельность детей.

       Цель моего проекта по организации условий для познавательно-исследовательской деятельности детей - обеспечение как можно в более полном объеме использования образовательного потенциала предметно-пространственной среды для организации познания детей раннего возраста.

     При создании  среды я старалась учитывать возрастные психологические особенности детей, современные принципы к организации предметно-пространственной среды и интересы  детей.

      Для организации познавательно-исследовательской деятельности использую простейшие приборы и приспособления: лупы, «волшебный мешочек», «шумящие коробочки», тактильная панель, зеркальце для игры с солнечным зайчиком, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, игры  и дидактические пособия сделанные своими руками («Волшебная машина», «Бабочка», тактильные мешочки, мобили «Времена года» - описание в Приложении).  

      В группе оборудован специальный центр для детского экспериментирования: игры с водой, песком. Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ (например, песок: сухой песок можно пересыпать, сырой песок хорошо лепиться и др.).

В познавательном центре детям предлагаются материалы, которыми можно действовать по-разному. Например,  с шариком можно проводить следующие игры-эксперименты: «Прокати  шарик с горки», «Протолкни шарик», «Ловим шарики», в которых дети познают различные свойства одного и того же предмета.

      Пособия для познавательно-исследовательских действий я использую  на играх-занятиях, в совместной с детьми деятельности, а так же для самостоятельной деятельности детей. Весь материал для познавательно-исследовательской деятельности расположен на уровне, доступном для детей - специальном дидактическом столе, остальные объекты для исследования располагаются в поле зрения детей на стеллажах и полках, для свободного использования ими. Пособия периодически меняются в течение года, чтобы вызвать интерес у детей к новым материалам, или возвращаются вновь для использования в новом качестве.

          При подборе и изготовлении пособий в первую очередь обращаю внимание на безопасность  в использовании детьми игр и материалов (используются пластмассовые предметы с закругленными краями, мелкие и сыпучие материалы плотно зашиты и недоступны для детей и т.д.).

         Я считаю, что созданные  в группе условия для  элементарного исследования позволят моим воспитанникам познать различные свойства, качества, возможности предметов и материалов, пробуждают  в детях желание действовать. В ходе исследовательской деятельности ребёнок  раннего возраста учится наблюдать, сравнивать, размышлять, соблюдать правила безопасности.

Игры – эксперименты  с круглым предметом

 

Вариант 1     «Протолкни шарик»

Цель: формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий.

Материал: коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шарик.

Ход занятия

    Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями разной формы, обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко; обводя квадратное отверстие говорит, что есть и такое окошко. Затем предлагает детям обвести рукой эти отверстия, акцентируя внимание на то, что они разные: такое и такое. Последние слова должны совпадать с жестом, обводя форму отверстий.

    После этого педагог показывает шарик и объясняет, что его можно опустить в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие. Момент исчезновения шарика воспитатель сопровождает радостный восклицанием: «Нет шарика!», вызывая у ребят положительные эмоции.

    Для самостоятельной работы каждый ребенок получает коробку с отверстиями и предметы для проталкивания.

    Коробка перед малышом располагается таким образом, чтобы справа от него находилось круглое отверстие, поскольку в правую руку детям сначала дается шарик.

    Задание можно усложнить, если изменить положение коробки: круглое отверстие размещается слева, и ребенку опять дается шарик в правую руку.

    Аналогично могут проводиться и другие игры-занятия.

Вариант  2      «Прокати шарик с горки»

Цель: упражнять детей скатывать шарик с наклонной плоскости, совершенствовать действия с предметами.

Материал: шарики, деревянный лоток

 Вариант 3      «Ловим шарики»

Цель: формировать умение малышей ловить плавающие в воде шарики.

Материал: миска с водой, шарики, ситечко или черпачок

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на миску с водой, где находятся шарики. Предлагает детям выловить шарики с помощью черпачка.

Полученный навык  дети могут использовать в самостоятельной деятельности, играя в «сухом мини-бассейне» (настольном).

Список методических пособий

  1. Е. О. Смирнова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» Мозаика – Синтез, 2008
  2. М. А. Аралова «Игры с детьми раннего возраста»

    Сфера – Москва 2011

  1. Д. Н. Колдина « Игровые занятия с детьми 1 – 2лет»

    Сфера – Москва 2010

  1. Н. Денисенкова, И. Маврина « Ваш ребенок познает мир» Дошкольное воспитание 2000 - №2
  2. О. В. Дыбина , Н. П. Рахманова « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников  Сфера – Москва 2001
  3. А. И. Иванова «Детское экспериментирование как метод обучения» Управление ДОУ – 2004 - №4
  4. Т. Костевская « Исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении»            Дошкольное воспитание 2012 - №2
  5. А. Савенков «Маленькие исследователи в реальной жизни»  Из опыта работы организации исследований в детском саду, Дошкольное воспитание 2004 - № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вместе с малышами познаем волшебный мир красок

Методика по развитию у детей раннего возраста интереса к действиям с различными изобразительными материалами....

Проект "Мир познаем вместе"

Игры с песком и водой...

ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» Рекомендации для родителей «Познаем вместе с мамой»

ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» Рекомендации для родителей «Познаем вместе с мамой»...

Презентация "Мир познаем вместе"

Презентация "Мир познаем вместе"...

Сценарий городского фестиваля детско-взрослых проектов «Познаем вместе»

Сценарный сюжет по мотивам мультфильма  «Алеша Попович и Тугарин змей"...

Сценарий городского фестиваля детско-взрослых проектов "Познаем вместе"

Сценарный сюжет по мотивам мультфильма  "Алеша Попович и Тугарин змей"...

Педагогический проект " МИР ПОЗНАЕМ ВМЕСТЕ"

Цель данного проекта является ознакомление детей с предметами окружающего мира, их качествами и свойствами. Дети исследуют свойства предметов, осваивают окружающую среду....