методический материал
методическая разработка по теме

Лихачева Лидия Семеновна

методический материал о проделанной работе за 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.s.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное

учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Новооскольская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида.

Основное направление воспитательной работы по формированию личности воспитанников

с целью подготовки их к жизни в обществе

Подготовили: Лихачева Л.С

                            Попова. Н. В.

2013 год

Особое внимание в школе уделяется связи обучения с жизнью, трудовому, экологическому, нравственному, патриотическому воспитанию школьников, через возможности урока, внеклассной работы, различных видов общественно- полезного труда.

Всю  нашу воспитательную работу с данной категорией детей строим  на основе знаний психологии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его возрастных особенностей. Тщательно отобранный материал, наглядные пособия, карточки с индивидуальными заданиями, индивидуальные планы обучения, разнообразные формы проведения внеклассных занятий  позволяют активизировать познавательную деятельность детей разного уровня подготовки.

На занятиях, самоподготовки не только формируем знания, умения, навыки, но и эффективно решаем коррекционные задачи.  (слайд 2, 3)

  • формировать у воспитанников умения самостоятельно трудиться, закреплять знания и умения, полученные на уроке, соблюдать режим работы;
  • развивать память, логическое мышление, мелкую моторику;
  • приучать детей самостоятельно, аккуратно выполнять домашнее задание, воспитывать добросовестное отношение к делу, желание хорошо учиться,  помогать слабым детям при выполнении домашнего задания

При выполнении домашнего задания повторяем правила поведения во  время самоподготовки.

(Слайд 4)

В процессе учебно – воспитательной деятельности и в результате ее складываются отношения к труду, к обществу, к людям и к себе, к действительности в целом. В связи с формирующимся мировоззрением в процессе учебно – воспитательной  деятельности у ребенка воспитывается целенаправленность, составляющая основу развития личности.

Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка должны находиться в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни и труду. Привитие учащимся школы VIII вида жизненно необходимых умений и навыков является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы.

Особое место в воспитательном процессе коррекционной школы отводится трудовой деятельности Труд, являющийся основным видом деятельности человека, играет важнейшую роль в коррекции и развитии психики ребенка с нарушением интеллекта.

При планировании работы по трудовому воспитанию решаем следующие задачи:  

(Слайд 5)

  • Развивать и корректировать – санитарно гигиенические и трудовые навыки; воспитывать культуру труда, радость от выполненной работы, вырабатывать потребность и необходимость выполнять работу по самообслуживанию.
  • Развивать систему трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;  овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.

Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности и доступности чувственному восприятию помогают воспитанникам выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к выполняемой работе, активность, формируют более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания направлены на, то чтобы сформировать у воспитанников  понимание необходимости для каждого человека участия в труде, развивать на этой основе социальные мотивы трудовой деятельности. Наряду с этим учим детей трудовым умениям и навыкам, прививаем им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.

Например, проводились такие внеклассные занятия: «Мой дом, наведу порядок в нем», «Поговорим о профессиях», «Уборка пришкольного участка», « Красота в моем доме» (оформление помещения к празднику». (Слайд 6,7 )

В нашей школе самообслуживание является частью общественно полезного труда воспитанников. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, в чистоте и сохранности классного помещения, спальных комнат, классного оборудования, уход за комнатными растениями, уборка классных помещений, спалень, стирка мелких вещей и ремонт одежды - таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта.

Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на внеклассных занятиях, предметных уроках, на уроках трудового обучения, социально-бытовой ориентировки. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.

(слайд 8)

Большинство учащихся при поступлении в нашу школу в большинстве случаев не имеют трудовых навыков и навыков по самообслуживанию. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей. Дети не могли самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представило для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя  в основном позволила достичь желаемых результатов. Воспитатель  осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, учитель обучает детей правилам уборки помещения, рабочего места, а воспитатель, организует деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

Обычно для них бывает необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия.

Например, Кононов С. не умеет зашнуровывать ботинки, с трудом застегивает пуговицы, постоянно требуется контроль со стороны взрослого. При  уборке школьной территории Кононов С., Широких М. не умеют пользоваться граблями, вениками и постоянно требуется контроль со стороны взрослого.

Все отрабатываемые действия ежедневно выполняются ими под руководством воспитателя  и учителя с помощью показа, сопровождаемые речью. Решающее значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и успешности деятельности ребенка.

На внеклассных занятиях по личностному развитию воспитанников стараемся воспитывать: чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемости, соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости через систему внеклассных мероприятий: «Что такое хороши и что такое плохо», « Я и мои привычки», «Мой внешний вид», «Законы жизни класса». На этом занятии мы составили памятку.(Слайд 9)

Но не смотря на проделанную работу некоторые воспитанники знают правила поведения, но не всегда их выполняют, не всегда могут найти общий язык между собой. Такие дети , как Горбачев Г., Шеханин С., Коняшенко Ж.

стараются свою вину переложить на другого,  не в достаточной мере сформирована ответственность за свои поступки. Иногда прослеживается  у них некая озлобленность.

На занятиях по эстетическому и духовно – нравственному воспитанию решаем задачи по формированию личности, познавательной деятельности детей данной категории через проведение индивидуальных бесед, классных часов, экскурсий, внеклассных занятий, общешкольных мероприятий. В результате таких мероприятий ребенок получает богатые впечатления, у него формируется характер и мировоззрение, эмоциональные переживания и отзывчивость.

Проводились такие мероприятия, как «Праздник у самовара», «Новый Оскол – лучший город земли» «Знай правила движения, как таблицу умножения» (10, 11, 12 ) , на которых решались следующие задачи: развитие потребности узнать историю своей семьи, историю своего города индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность, гражданственность и патриотизм;

воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.

Дети с удовольствием делают поделки своими руками, например :Пасхальная радость» (Слайд 13)

В своей педагогической деятельности  мы активно пропагандируем своим воспитанникам здоровый образ жизни:

  • Вырабатываем и закрепляем у детей целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности;
  • Проводим внеклассные мероприятия, способствующие психофизическому развитию детей, соблюдение режима школы, прогулок, проветривание, упражнения для развития и укрепления мелкой моторики рук, дыхательную гимнастику, общеукрепляющие физкультминутки, оздоровительные игры. (слайд 14, 15)

В заключение хотелось бы сказать, что знания и умения, полученные детьми на уроках, внеклассных занятиях обязательно должны закрепляться в непосредственной практической деятельности детей, их повседневной жизни. А для этого необходимо проводить как можно больше целевых прогулок, экскурсий и практических занятий. Только таким путем у детей с нарушением интеллекта будут вырабатываться необходимые нормы поведения и общения, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

(слайд 16,17, 18 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

Методическая разработка - Методический материал - Презентация "Малышам о транспорте"

Этом материал помогает расширить и закрепить представления детей о транспорте, классифицировать транспорт на воздушный, наземный, водный....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".

Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....

Методический материал для родителей и методические рекомендации для домашнего выполнения для родителей и их детей по теме "Посуда".

В данной разработке представлены материалы для усвоения и закрепления знаний по лексической теме "Посуда". Задания помогут усвоить детям основные понятия по лексической теме, расширить актив...

Выступление в районном конкурсе "Лучший учебно-методический материал". Методические пособие "Увлекательная математика"

Методическое пособие для развития детей в познавательной области (математика)...