Построение организованной образовательной деятельности с детьми среднего возраста на адекватных возрасту формах работы в свете ФГОС дошкольного образования.
статья на тему

Кливиткина Вера Николаевна

В статье раскрываются особенности организации образовательной деятельности в детьми среднего дошкольного  возраста в свете ФГОС дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

 « Построение  организованной образовательной деятельности  с детьми среднего возраста на адекватных возрасту формах работы в свете ФГОС дошкольного образования».

      Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Основополагающими документами  нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

•       Конституция Российской Федерации;

•      Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»

•      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155)

•      «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»  (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

•      Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

        В соответствии с стандартом дошкольного образования мы не предусматриваем предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматриваем их в жестких «стандартных» рамках.

     Учитывая     специфику дошкольного возраста, мы должны знать, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. И надо отметить,  что наиболее значимое отличие дошкольного образования от начального общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. И развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Еще стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального общего образования  тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

     В соответствии с ФГОС дошкольного образования мы ставим во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. При организации работы с детьми используем следующие виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, конструирование,

познавательно-исследовательскую, изобразительную, двигательную,

самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальную, восприятие художественной литературы и фольклора

     Необходимо отметить, что образовательную деятельность мы осуществляем на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду в  различных видах деятельности и охватываем структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, т.е. образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

      Естественно, конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности.

         Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования является: «возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».

      Образовательная программа  нашего детского сада  разработана с учётом  примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Развитие », созданной авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера. В настоящее время она переработана и получила название «Развитие +».

     Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса  игры, как основного вида детской деятельности, включение в процесс эффективных форм работы с детьми.

     В соответствии с ФГОС дошкольного образования  решение образовательных задач по усвоению  образовательных областей осуществляется в совместной деятельности  взрослого и детей, т.е. образовательная деятельность в процессе организации  различных видов детской  деятельности  и образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах, и  самостоятельной деятельности детей.

      Организуя образовательную работу  с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности,  мы специально организуем, планируем, готовим материал, продумываем место и время проведения. Основная наша цель и задача в таких ситуациях – образовательная: развитие у детей познавательных и творческих способностей, психических качеств, сообщение им знаний, создание условий для овладения детьми определенными действиями. Но взаимодействие воспитателя с детьми часто происходит в ситуациях, которые можно назвать «бытовые». Для нас цель в таких ситуациях – решение бытовых проблем: одевание, обеспечение гигиены детей, их питания, сна, разрешения конфликтов  между детьми.

       Для проведения организованной образовательной деятельности мы используем все многообразие форм работы, ситуаций взаимодействия и общения с детьми.

     Большинство непосредственно образовательной деятельности организуется по подгруппам по 10-12 детей. Подгруппы составляются на разных основаниях. Это может  быть «сильная» и  «слабая»  подгруппа по разным видам деятельности; смешанные  подгруппы, где «слабые» имеют возможность видеть особенности  выполнения заданий «сильными» детьми; переменные подгруппы, когда дети объединяются  на отдельные формы проведения организованной образовательной деятельности по разным признакам, например, мальчики и девочки.

       Для проведения организованной образовательной деятельности мы используем групповую комнату, музыкальный зал, прогулочный участок. В то время как одна подгруппа  работает с воспитателем, другая подгруппа занята  свободной самостоятельной деятельностью (рисованием, играми, рассматриванием книг, иллюстраций и др.) под наблюдением младшего воспитателя.

     Естественно, что проведение организованной образовательной деятельности по подгруппам создаёт определенные трудности, связанные с тем, что дети, занятые свободной деятельностью, могут шуметь, отвлекать тех детей, кто участвует в ООД.  Но мы с младшего возраста приучаем детей считаться с тем, что делают другие, не мешать им, уметь занять себя интересной деятельностью.  

     Привыкая к определенному стилю и ритму жизни группы, дети всё меньше нуждаются в опеке взрослых.

     Организованная образовательная деятельность  проводится в достаточно свободной форме. Дети могут работать  стоя за столами, ходить по группе, располагаться за столами или вокруг одного  стола, сидя на ковре  и т.д. Такое расположение способствует созданию спокойной атмосферы, когда каждый из детей рядом с воспитателем, может подойти поближе, если что-то не видно и т.д. Такая организация даёт  простор для творчества воспитателя и детей, позволяет быть каждому  активным и полноправным участником образовательного процесса. Конечно, мы полностью не отрицаем организацию организованной образовательной деятельности, когда дети сидят за столами. Ведь не по всем образовательным областям ООД можно организовать, сидя  на ковре, стоя около воспитателя или сидя полукругом и т.д. Желательно, чтобы дети, участвующие в организованной образовательной деятельности  не отвлекались и не уходили до её завершения. Поэтому мы стараются помочь не «дисциплинарными мерами», а индивидуальным обращением к ребёнку, поощрением его к деятельности, если требуется – помощью в выполнении задания или изменения предложенного ему задания. Или детям, выполнившим задание раньше других, мы можем  дать дополнительные задания, либо разрешить перейти к самостоятельной деятельности в зависимости от желания и состояния ребёнка. Во время организации образовательных  ситуаций часто происходит смена форм и видов деятельности.

    Организованная образовательная деятельность по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие » (музыкальное воспитание) и «Физическое развитие» проводится  фронтально в музыкальном зале  со всей группой.

     Для профилактики утомления детей организованная образовательная деятельность познавательно-речевого направления чередуется с  ООД физического и художественно-эстетического направления. Продолжительность ООД соответствует  санитарным  требованиям. В середине организованной образовательной деятельности, если необходимо, мы проводим  физкультминутки.

   Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребёнок познаёт; познавая, рассказывает о том, что  узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Поэтому

 невозможно сделать так, чтобы  дошкольник осваивал  содержание какой-либо образовательной области отдельно, предпочтительнее интеграция содержания образовательных областей, поскольку ребенок по своей натуре деятель,  желание действовать заложено в нём природой.  Интеграция задач разных  образовательных областей  - это решение основной образовательной задачи в сочетании с решением образовательных задач, уточняющих, поддерживающих, раскрывающих основной смысл организованной образовательной деятельности. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивает формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира.

      Реализация принципа тематизма в образовательной работе с детьми осуществляется в соответствии с временами года и  культурными событиями общественной жизни страны. Это даёт нам возможности для творческого подхода. Однако, по мнению авторов программы «Развитие+», тематизм не должен ставиться «во главу угла» всей образовательной работы и вытеснять логику развития общих способностей в образовательной работе с детьми. Поэтому принцип тематизма прослеживается  при организации организованной образовательной деятельности не по всем образовательным областям.

    Конечно, нам   трудно перестроиться на  другой стиль организации образовательной работы с детьми. Великий философ  Аристотель сказал: «Сделайте трудное привычным, привычное станет легким, а лёгкое - приятным».  Будем следовать этому девизу, и у нас всё получиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника

«Человек  достигнет  результата,  только  делая  что-то  сам...»Александр  Пятигорский, русский  философ, профессор  Лондонского университета....

Новые технологии развития и обучения детей в свете ФГОС дошкольного образования.

В докладе рассказывается о новых технологиях развития и обучения детей, применяемых в ДОУ....

Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...