Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника
статья (старшая группа) на тему

Колесникова Светлана Ивановна

«Человек  достигнет  результата,  только  делая  что-то  сам...»

Александр  Пятигорский, 

русский  философ, 

профессор  Лондонского университета.

         В условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС   перед воспитателями встали задачи  формирования  знаний  в  соответствии  с  новыми  стандартами.  Федеральный образовательный стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к  созданию личного творческого образовательного продукта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolesnikova.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

               

Построение индивидуальной траектории развития ребёнка  в свете ФГОС дошкольного образования, портфолио дошкольника.

Колесникова С.И

                      «Человек  достигнет  результата,  только  делая  что-то  сам...»

Александр  Пятигорский,  

русский  философ,  

профессор  Лондонского университета.

         В условиях перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС   перед воспитателями встали задачи  формирования  знаний  в  соответствии  с  новыми  стандартами.  Федеральный образовательный стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных смыслов ребёнка, так как индивидуализация образования предполагает обращение к опыту и ценностным смыслам деятельности ребёнка, к  созданию личного творческого образовательного продукта.

        Задачей педагога дошкольных образовательных учреждений становится переориентация с массовой фронтальной работы на индивидуальную, групповую и парную  в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников ДОО, с учётом их возможностей и способностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной личности  каждого ребёнка [2,с.77].

      В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая детей по-разному?

       При проектировании индивидуальной образовательной траектории развития детей задача педагога состоит в интеграции методов и форм взаимодействия с ребёнком:

– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности дошкольников;

– подготовка ребёнка к участию в различных конкурсах  и мероприятиях по интересам;

– педагогическая поддержка реализации  способностей  и потенциалов дошкольников в посещаемых ими различных кружках;

– совместное с детьми и их родителями проектирование, рефлексия и наполнение личного портфолио самореализации ребёнка- дошкольника;

– составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, так

как маршрут его личной  индивидуальной образовательной траектории проектируется с учётом индивидуальных особенностей,  зоны ближайшего развития личности, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями детей.

   При организации работы с детьми по индивидуальному образовательному маршруту мы включаем во взаимодействие не только родителей детей, но и всех педагогов образовательного учреждения, которое  посещает ребёнок дошкольник, поскольку в сопровождении самореализации дошкольника первична опора на его личностный потенциал развития.

     Понятие “индивидуальная образовательная траектория” определили  Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов.  И.С. Якиманская, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева,  и др.,  оно обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

     -содержательный, т.е. вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка;

     -деятельностный, т.е. специальные педагогические технологии;

     -процессуальный, т.е. организационный аспект.

      Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута развития ребенка, т.е. содержательный компонент, а также разработанный способ его реализации, т.е. технологии организации образовательного процесса.

      Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, уровень готовности детей к освоению общеобразовательной программы. 

       В ДОУ развитие ребенка - дошкольника происходит в ходе взаимодействия с взрослым и сверстниками, жизненно важную роль, которых  в данный период подчеркивали известные ученые Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др. [3,с.34].

      Ни на одном другом возрастном этапе развития ребенка  взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности воспитателя-педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать раскрытию его неповторимой индивидуальности,  формированию  у детей дошкольного возраста активности в познании окружающей действительности. Условием реализации такой цели является использование педагогических технологий. Среди педагогических технологий, которые мы  используем в работе с детьми дошкольного возраста, нам бы хотелось  выделить здоровьесберегающие педагогические технологии, технологию исследовательской деятельности, технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, технологию проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, а также технологии «Портфолио педагога» и «Портфолио дошкольника».

     Мы хотели бы наиболее подробно рассказать о технологии «Портфолио дошкольника».

     Портфолио – это:

 -способ накопления  и фиксирования оценки индивидуальных достижений ребенка - дошкольника в определенный период, его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель»;

 - метод оценивания реальных достижений каждого дошкольника;

 - своеобразная выставка работ детей дошкольников, задачей которой является отслеживание их индивидуального личностного роста;

 - коллекция работ наших воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области развития;

 - коллекция работ и результатов деятельности ребенка, которые демонстрируют его прогресс, усилия и достижения в различных областях;

 - инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств,  способностей и возможностей каждого ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.

      Важная цель портфолио - увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, показать его способность практически применять приобретенные  умения и знания, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса каждого ребенка в широком образовательном контексте. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен  ребенок в определенный момент его жизни.

       Портфолио дошкольника - это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности,   его творческих успехов,  положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный индивидуальный  маршрут развития каждого ребенка [1,с.18].

     Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений каждого ребенка, так и способом развития его способностей. Существует ряд определенных функций портфолио:

     - диагностическая - фиксирует изменения, и рост за определенный период времени;

  -содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

    -рейтинговая - показывает диапазон умений и навыков ребенка и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  

      Таким образом, портфолио - это папка личных достижений ребенка, которая позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок ребенку и его семье.
       Вывод, Федеральный Государственный Образовательный стандарт предоставляет детям дошкольного возраста возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с другими специалистами и семьями детей.

Список литературы:


1. Адаменко Л.И. Портфолио ребенка - дошкольника как инструмент комплексной диагностики // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2008. №1. С. 18-22.

 2.Федина Н.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в Российской Федерации // Образование дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва / Сост.Н.А.Песняева. – М.: АПКиПРО, 2008. С.-77.

 3.Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Л.В.Свирская. – М.: Обруч, 2011.С.-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение организованной образовательной деятельности с детьми среднего возраста на адекватных возрасту формах работы в свете ФГОС дошкольного образования.

В статье раскрываются особенности организации образовательной деятельности в детьми среднего дошкольного  возраста в свете ФГОС дошкольного образования....

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...

Новые технологии развития и обучения детей в свете ФГОС дошкольного образования.

В докладе рассказывается о новых технологиях развития и обучения детей, применяемых в ДОУ....

Диагностика,основа построения индивидуальной траектории развития ребенка раннего возраста в ДОУ

Диагностика, как основа построения индивидуальной траектории развития ребенка раннего возраста в ДОУ....

Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...