Опыт работы по теме: «Значение изобразительной деятельности в подготовке дошкольников к школе»
статья на тему

Опыт работы автора, опубликованный в городском методическом сборнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» 

       (В. А. Сухомлинский).

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, массировать руки и пальцы. Тем самым  воздействуя на связанные с корой головного мозга, активные точки. Это доказано учеными.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. 
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и функций мозга.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма. 
Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников, мы развиваем и языковой аппарат.

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. Я считаю, что для  всестороннего развития ребёнка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Ещё Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».

Одним из важных методов в развитии мелкой моторики являются средства изобразительного искусства.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.
Таким образом, в занятиях по рисованию мы выделяем следующие формы:
- декоративное рисование – изображение орнаментов, узоров, элементов народного творчества;
- предметное – состоящее из отдельных изображений;
- сюжетное – отражающее совокупность действий и событий.

Проанализировав в подготовительной группе навыки и умения детей на начало учебного года, можно прийти к выводу, что графомоторные навыки у них сформированы недостаточно.

Что же может помочь подготовить руку к письму и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка?

Опыт предыдущих лет и анализ моей работы показали, что наиболее эффективно это делает декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Как же можно использовать декоративное рисование при решении воспитательных и образовательных задач, помимо подготовки руки к письму?

Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.

Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.

В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Детский рисунок также может послужить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. Чаще всего встречаются орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц. Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски.

Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней. Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей. Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).

При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие его элементы рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, рисование жостовского, городецкого узора, гжели требует, чтобы дети из основных цветов получали различные оттенки и другие цвета. Если воспитатель не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета.

Во время обучения воспитатель использует музыкальный фон, который помогает более глубоко и эмоционально воспринимать декоративный узор.

Опыт и практика показывают, что для развития мелкой моторики руки одних занятий по рисованию недостаточно. Поэтому я организовала кружок «Акварелька», на занятиях которого использую нетрадиционные техники работы с красками, бумагой, пластилином.

Обрывание листа бумаги прекрасно упражняет детей в чередовании напряжения мелкой мускулатуры руки и расслабления. Обрывание листа бумаги показывает содружество обоих рук в работе.

       Для развития мелкой моторики руки можно использовать работу с бумажными шариками из салфеток или крепированной бумаги.

Сначала следует научить ребенка отрывать от салфетки кусочки. Салфетку ребенок держит в левой руке, а правой от верхнего края отрывает кусочек. Готовые кусочки ребенок катает в бумажные шарики. В идеале он  должен это делать тремя пальцами (большим, указательным и средним), делая круговые движения. Этим  у ребенка развивается мелкая моторика пальцев, которые участвуют в процессе письма. Затем ребенок клеит заготовленные шарики на картинки, стараясь плотно прижимать их друг к другу. При этом тренируются мышцы руки, мелкая моторика, развивается координация и точность движений.

       Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид "живописи". Вы практически "рисуете" пластилином.          

       Для развития мелкой моторики руки  можно использовать технику квилинг.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Рисование на камнях – вид искусства, популярный на Западе. Подобное творчество не требует много материалов для работы, служит развитию мелкой моторики и цветового восприятия, а кроме того, связано с изучением окружающего мира.

Графика (от греческого - пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Это эффективный метод развития мелкой моторики руки. Ребенок не просто штрихует, проводит прямые или волнистые линии, он создает рисунок, сюжет, картину.

      Также способствует развитию мелкой моторики руки – техника пуантель. Пуантель в переводе с французкого означает точка, рисунок состоит из множества точек. Чем ближе будут расположены друг к другу точки, чем больше цветов и оттенков будет использовано при этом, тем ярче и интереснее получится картина. Материалы для рисования просты: гуашь и ватные палочки. Ватные палочки намного тоньше и меньше, чем карандаш или кисточка, поэтому данная техника требует определенной сформированности мелкой моторики руки и одновременно развивает и совершенствует ее.

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости пальцев и рук.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Работая в этом направлении, я добилась определённых результатов. К концу подготовительной группы, дети знают и называют виды изобразительного искусства. Они могут рассказать в чем отличие того или иного вида изобразительного искусства, сами создают графические, живописные работы, орнаменты, характерные для того или иного предмета декоративно-прикладного творчества. Ребята знают русских художников и художников нашего города и края, а также их работы. Могут высказывать суждения по картине, составлять описательный рассказ, высказывать, что больше всего их поразило, восхитило в данной картине, или наоборот, чтобы они нарисовали по-другому. Изобразительная деятельность способствует формированию патриотических, нравственных и эстетических чувств.  Благодаря ей дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. У детей формируется зрительный контроль за движением руки, развивается координация и точность движений.

Дошкольники проявляют большой интерес к рисованию и активно принимают участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах детского творчества, где неоднократно побеждали.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Список используемой и рекомендуемой литературы

Белобрыкин О.А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: методические рекомендации для родителей, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы» - Новосибирск: Изд-во НГПИД993.-62 с.

Белая А.Е, Мирясова В.Н. «Пальчиковые игры»- М.: Астрель, 2002 г.

Брозаускас Л.Г. « Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой моторики» И.Д. «Литера», 2008г.

Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. «Готовим руку к письму». – М.,2001.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,. Топоркова И.Г «Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» -Ярославль: Академия развития ,2002 г.

 Голубь В.Т. «Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет». – М.: ВАКО, 2010 г.

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.

 Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму. М. Просвещение.2007.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. М. Скрипторий-2003. 2008

Казакова Т.Г. Я учусь рисовать: для среднего дошкольного возраста: книга для детей, воспитателей детского сада и родителей / Худож. О.В.Кулькова. –М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. - 95 с.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой-М:ТЦ Сфера, 2009.-128 с.

Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 56 с.

Кожохина С.К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества. - Ярославль; ПК «Химический завод «Луч»,2007 г. - 80 с.

Лифиц Е.А. «Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия» – М.: Айрис – пресс, 2010 г.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.-М.: «Карапуз», 2010.-144 с., переиздание дораб. и доп.

 Новоторцева Н.В. «Первые шаги в освоении письма» -Спб: Каро, 2005г.

Стефанова Н.Л. «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи» – 2012г.

Ткаченко Т.А.  «Физкультминутки для развития пальцевой моторики» -М. Гном  и Д ,2001

Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика» -М.: Астрель ,2002г.

Цвынтарный В.«Играем пальчиками-развиваем речь» -М. Центрополиграф, 2002



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

Консультация для родителей на тему :Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка 3-4 лет

Данная консультация даст родителям представление об изобразительной деятельности в развитии ребенка 3-4 лет, познакомит с разновидностью методов рисования, присуща данному возрасту....

Опыт работы по теме "Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: продемонстрировать систему разработанных мной игровых приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы на тему "значение пальчиковой гимнастики в развитии детей"

Опыт работы на тему "значение пальчиковой гимнастики в развитии детей"...

Обобщенный опыт работы "Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и под...

Значение изобразительной деятельности для подготовки детей к школе

Значение изобразительной деятельности для подготовки детей к школе...