Консультация для родителей на тему "Значение речевого развития при подготовке к школе"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Беляева Екатерина Александровна

Консультация будет полезна как педагогам, так и родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_rechevogo_razvitiya_pri_podgotovke_k_shkole.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Значение речевого развития при подготовке к школе

       Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

       Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучающего процесса, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

       К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

      Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе?

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи, о которых далее пойдет речь.

  1. Умение слушать и слышать других (Понимание обращенной речи)

     Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:
  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

    Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

  1. Умение различать звуки речи на слух.

     В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

  1. Функции языкового анализа и синтеза

     Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
  • Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
  • Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

     Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

     Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

     Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

  1.  Словарный запас

    Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

    В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

        Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

     Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.

   На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

    В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

  • умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
  • употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
  • умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
  • умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
  • умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
  • понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
  • понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
  • понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
  • понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
  • понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);
  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

  1.  Грамматический строй речи

    Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

   Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

  • использование развернутой фразовой речи;
  • работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.
  • умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке и опорным словам;
  • пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

  1.  Связная речь

     Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

    Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:

  • поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;
  • нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
  • умение развернуто описывать окружающие предметы;
  • внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);
  • умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
  • умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

     Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.

    Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей к родительскому собранию "Что такое подготовка к школе?"

Краткая консультация,прочитанная на родительском собрании в начале учебного года в подготовительной группе....

Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве. Проблемы при подготовке к школе» Горшкова Светлана Юрьевна, Велесик Наталья Степановна

Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями, т. к. это напрямую влияет на уровень его интеллектуального разви...

Консультация для родителей на тему: "Движения, музыка... и подготовка к школе". 12.09.2019 год.

Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир...

Значение речевого развития при подготовке к школе.

Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выр...

Консультация для родителей детей подготовительной группы по математике «Подготовка к школе»

В консультации игра рассматривается как одно из средств формирования математических представлений у детей....

Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие как показатель готовности ребенка к школе»

В консультации представлены аспекты готовности ребенка к школе....

Консультация для родителей "Нужно ли водить ребенка на подготовку к школе и "развивашки"?

Рассмотрен вопрос необходимости посещения дополнительных курсов по подготовке к школе. Обозначены критерии оценки готовности ребенка к школьному периоду, представлены советы помощи дошкольнику 6-7 лет...