Система непрерывного экологического образования в условиях дошкольного учреждения
статья на тему

Соломатина Лидия Владимировна

формирование у ребенка осознанного бережного отношения к природе, любви и заботе о живых организмах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pelikan_statya.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Система непрерывного экологического образования в условиях дошкольного учреждения

 Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Это работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

 Дошкольное детство- начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания, является формирование у ребенка осознанного правильного отношения и природном явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознано-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знание особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знание приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуационно или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различные деятельности (отражать в игре, создавать изо продукцию, ухаживать за животными и растениями).

 Введение Федеральных Государственных Требований в дошкольное образование, несомненно, направленно на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современной экологической ситуации и обеспечивает развитие основ целостной естественнонаучной картины мира дошкольников на интегративной основе мира: животном и растительном, о явлениях природы и многом другом. Интегрированный подход в экологическом образовании дошкольников рассматривается с различных точек зрения: необходимости слияния экологического образования с различными видами детской деятельности, принципа преемственности и непрерывности воспитательного-образовательного процесса. Интеграция о реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза поиску новых форм и работы, к появлению в контексте теоритических разработок категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения: экологическое мышление, экологическая длительность и экологическая культура.

 Непрерывное экологическое образование в условиях дошкольного учреждения- это одно из основных направлений в воспитательно-образовательной работе. Это важное средство всестороннего развития ребенка формирования нравственных и эстетических чувств.

 Взаимодействие детей с живой природой должно быть непрерывным. В помещении и на дошкольном участке, дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатели организуют различную деятельность. Ребенок должен почувствовать и познать природу, уникальность живого на примере самой природы- тех её представлений, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное, предметное окружение. Поэтому организация «зеленой зоны» дошкольного учреждения должна быть первой заботой воспитателя. Так как правильная организация «зеленой зоны» природы предполагает понимания работниками дошкольных учреждений двух моментов: экологического подхода к жизни растений и животных и специфики методики экологического воспитания детей. Говоря о специфике методике экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой её является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.

 Экологически правильное содержание комнатных растений- это соответствующие их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учетом степени освещенности места полив, подбор земли, подкормка в определенный период жизни растения.

 Экологически правильное содержание животных- это создание для них индивидуальных условий. Максимально копирующую их естественную среду обитания. Создавая эти условия, мы тем самым успешно занимаемся нравственным воспитанием детей.

 Продуманная организация и оборудование зоны природы, должны так же обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:

  проводить многоразовые объекты природы;

  формировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

  осуждать увиденное;

  осуществлять различные виды деятельности; уход за обитателями зоны природы общение с ними, моделирование явлений природы;

  отражать впечатление природы в разных формах художественной игровой деятельности.

 Итак, экологически правильные организация и оборудования зоны природы- это первое и чрезвычайно важное условие, для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду.

 Самый распространённый объект в детском саду - это аквариум с рыбками. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению за водными обитателями, уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум это модель природного водоема мини-эко система, в которой все компоненты (вода, освещение, растение и другие) находятся в наружном соотношение и создают экологическое равновесие. Правильно оборудованный и заселенный аквариум в котором сложилось экологическое равновесие ,не только красивое зрелище ,но и хороший пример гармонично развитой экосистемы, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа .Итак, с помощью правильно оформленных аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера:

 -водная экосистема :ее компоненты ,их взаимосвязь и взаимозависимость, роль труда человека в поддержании равновесия в ней;

 -приспособленность и поведение рыб к водной среде обитания;

 -разнообразие образа жизни и поведения рыб (хищные ,мирные ,стайные ,одиночные)

 -разные экологические ниши одной экосистемы;

 -рыбы как живые существа , их сходство между собой.

 Если для содержания рыб –главное это наладить и поддерживать экологическое равновесие, то для выживания птиц содержащих(в больших клетках) в комнатах природы или природных уголках детского учреждения ,чрезвычайно важно бережного отношения к ним, основанное на знании биологии.

 Для содержания млекопитающих в детском учреждении подходят морские свинки ,кролики ,хомяки, белые крысы .Дети любят все пушистое, поэтому между ними и зверьками обычно складываются хорошее общение.Все млекопитающие –умные животные свой интеллект они проявляют ,если находятся в обогащенной ,экологически правильной предметной среде, ,достаточно часто и много общаются с детьми.

 «Экологические пространства»- это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные обьекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Традиционные «экологические пространства» -групповые уголки природы, комнаты природы, огород и сад на территории детского сада. В настоящее время появились новые «экологические пространства»-зимний сад(салон), кабинет (комната) природы, экологическая тропа, площадка природы, мини –ферма, фито-бар, фито-огород, музей природы а так же уголки «нетронутой природы».

 Групповые уголки природы их особенность – это непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание .Во всех возрастных группах воспитатель прежде всего демонстрирует правильное общение с обитателями уголка природы ,хвалят ребят у которых это получается.

 Комната природы-это специально выделенное помещение для обьектов живой природы. Ее целесообразно иметь в том случае ,если уголки природы малы из-за ограниченного размера помещения. В этой комнате могут разместись несколько аквариумов, хорошо иметь черепах :водную и сухопутную Разнообразен и прекрасен может быть представлен мир птиц, так же можно представить в комнате природе и лесных жителей например белок и ежей. Рекомендуем проживание животных, которые очень симпатичны детям это – хомяки и кролики, морские свинки Растительный мир комнаты природы может быть разнообразным и прекрасно дополнять живой уголок .Комната природы в детском саду должна быть красивой, удобной и продумана организация за ее обитателями.

 Кабинет природы это разнообразность комнаты природы , но отличается тем, что кабинет оборудован столами для образовательной деятельности детей. Кабинет может быть использован не только для плановой деятельности детей , но и для кружковой работы со старшими дошкольниками.

 Зимний сад (салон природы) может быть устроен при наличии большого и хорошо освещенного помещения. Педагогическое значение зимнего сада такое же как и комнаты природы: общение с обитателями, наблюдение за ни ми, посильное участие в создании и поддержании необходимых условий.

 Площадка природы по своему функциональному значению противоположна физкультурной площадке детского сада .Дети могут в тишине покое пообщаться с подопечными животными, наблюдать за насекомыми, насладиться красотой растений .На площадке природы дети могут учиться созерцать природу, сосредотачиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Красота, новизна ,необычность не оставят детей равнодушным к природе, особенно если воспитатель использует это место для приобщения детей к познавательной или практической деятельности.

 Экологическая тропа -это учебный специально оборудованный маршрут на природе. Ее значение разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7 лет; просветительной работы с сотрудниками дошкольных учреждений и с родителями детей. Создается тропа с разработки маршрута, затем создается карта-схема экологической тропы, на которой все объекты обозначены цветными рисунками и надписями. Мы используем объекты растительного и животного мира на тропе , но помимо их могут быть на экологической тропе и такие объекты как избушка Айболита или площадка для отдыха и другие (все зависит от фантазии организаторов экологической тропы .В случае, если нет возможности создать экологическую тропу на территории детского сада, то рядом находятся естественные природные угодья ,целесообразно разрабатывать и проводить маршруты прогулок и походов с детьми в природу. В этом есть большое сходство с экологической тропой :намечаются значимые экологические объекты, составляются карта-схемы и описывается маршрут .В отличии от экологической тропы на маршруте не создаются искусственные объекты, он прокладывается там , где есть что показать детям где есть возможность сделать привал и отдых для них . Преимущество маршрута в том что он дает возможность познакомит дошкольников с естественными биоценозами, многообразием растительного и животного миров, связями которые существуют между ними.

 «Уголок нетронутой природы»- это небольшая озелененная территория ,которая не подвергается ни какому воздействию со стороны человека, на которой не производят построек и посадок, не убирают опавшие листья, не косят траву и не сажают цветы. На этом участке уголка будет складываться естественный биоценоз.

 Помимо живых объектов зеленой зоны детского сада важным условием успешной работы с детьми является наличие книг, методических пособий , игрушек, наглядного материала, и другого оборудования , необходимого для ведения экологического воспитательного процесса в детском саду. Система непрерывного экологического образования это новое направление дошкольной педагогике .Поэтому педколлективу детского учреждения необходимо постоянно заниматься самообразованием , обращаться к различной литературе, чтобы успешно освоить основные экологические понятия, получить элементарное, популярное, но правильное с научной точки зрения представления о непрерывной системе экологического образования в детском образовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения

Презентация, подготовленная для стажировочной площадки в МДОУ "Детский сад №63" ЭМР Саратовской области...

Проектирование инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения

В статье представлена информация о инклюзивном образовании,  отражающая специфику работы с детьми с овз дошкольного возраста. Обоснованна структура проектной деятельности, раскрыто содержание раб...

Стажировочная площадка «Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения»

Тема: "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"....

Приказ об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.08.2017 №90-адм

Приказ об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.08.2017 №90-адм...

Приказ "Об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.09.2017 № 90-адм

Приказ "Об организации педагогической мастерской "Организация экологической тропы в условиях дошкольного учреждения" от 08.09.2017 № 90-адм...

Статья. Детский сад первое звено системы непрерывного экологического образования.

Детский сад первое звено системы непрерывного экологического образования....

«Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения»

Детство - пора удивительная и уникальная. В ней всёвозможно, всё позволено. Слабый и беззащитныйможет стать сильным и всемогущим, скучное инеинтересное может оказаться весёлым изанимательным. Можно пр...