Дошкольное образование в России 1917-1927г
материал на тему

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1917-1928_-_kopiya.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дошкольное образование в России (1917-1928г.)

Слайд 2

ПЕРВЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ И ДЕЯТЕЛИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА КРУПСКАЯ (1869-1939 гг.), жена и соратник В. И. Ленина, выдающийся педагог и государственный деятель, внесла большой вклад в развитие советской дошкольной педагогики. После октября 1917 Надежда Константиновна – член коллегии народного комиссариата просвещения и с 1929 года заместитель народного комиссара просвещения. По поручению ЦК партии большевиков Н. К. Крупская составила проект «Школьной муниципальной программы», где большое внимание уделила дошкольному воспитанию. Именно общественное дошкольное воспитание, по мнению Н. К. Крупской, является высшим типом воспитания. Наряду с большой теоретической и организационной работой по народному просвещению в СССР, Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании детских садов и площадок.

Слайд 3

ДОРА АБРАМОВНА ЛАЗУРКИНА (род. 1884 г.) – профессиональный революционер, член партии с 1902 года, участница трех революций. С 1917 года Д. А. Лазуркина – правительственный комиссар по дошкольному воспитанию и член коллегии Наркомпроса и ГУСа (до 1922 г.) В документах, подписанных Д. А. Лазуркиной , дошкольное воспитание рассматривается, как составная часть всей системы народного образования. Дошкольный отдел Наркомпроса , возглавляемый Д. А. Лазуркиной , проводил большую работу по развитию сети дошкольных учреждений, подготовке кадров воспитателей, методическому руководству и пропаганде идей дошкольного воспитания среди населения.

Слайд 4

МАРИЯ ЯКОВЛЕВНА МОРОЗОВА (род. 1882 г.) – видный педагог и специалист по дошкольному воспитанию, автор многих методических книг и пособий. С 1918 года М. Я. Морозова – первый эмиссар Северной области по дошкольному образованию. В Петрограде (он входил в Северную область) м. Я. Морозова проводила большую работу по организации дошкольного воспитания. М. Я Морозова организовывала и до 1922 года заведовала «Музеем дошкольной жизни ребенка», позднее реорганизованный в Городской дошкольный методический кабинет, в работе которого деятельно участвовали такие специалисты, как Е. И. Тихеева и Л. И. Чулицкая . М. Я. Морозова руководила и детским садом, основанным при музее. М. Я. Морозова – автор книг «Счет в жизни маленьких детей», «Естественный метод усвоения детьми грамоты», «Павликины стихи», « Нюсины стихи ». В 1926 году опубликована книга Морозовой и Коткиной «Игры октябрят» и др.

Слайд 5

ЕЛИЗАВЕТА ПАВЛОВНА ТИХЕЕВА (1867-1943 гг.) – талантливый педагог, видный ученый и общественный деятель по дошкольному воспитанию. Е. И. Тихеева разработала методику развития речи и мышления; систему дидактического материала и методику его использования в детском саду; научно обосновала дидактически основы дошкольного воспитания и, в частности, проблему преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Профессор института дошкольного образования, а затем института им. Герцена, – Е. И. Тихеева выступала на всех всероссийских съездах и конференциях по дошкольному воспитанию. Участвовала в разработке учебных пособий и руководств для воспитателей детских садов. С 1928 года руководила детским садом Наркомпроса , который до 1917 года находился при Обществе содействия дошкольному воспитанию. В своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева умело увязывала теоретические поиски с практикой воспитания и обучения детей.

Слайд 6

ЛИДИЯ ИВАНОВНА ЧУЛИЦКАЯ (1868-1938 гг.) – видный ученый, крупный специалист по гигиене детского возраста. Ею написано более 50 научных работа и монографий как «Физическая культура ребенка-дошкольника», «Дошкольный возраст и его особенности», «Гигиена дошкольного возраста» и др. С 1919 года Л. И. Чулицкая заведовала кафедрой анатомо-физических особенностей и гигиены детского возраста в институте им. Лесгафта. В своих научных трудах и практической работе Л. И. Чулицкая придавала большое значение физическому воспитанию дошкольников как важнейшему звену педагогической деятельности. Большая эрудиция, богатый опыт, готовность передать свои знания и опыт молодежи помогли Л. И. Чулицкой подготовить активных продолжателей своей научной школы.

Слайд 7

С первых дней Советской власти развернулась широкая деятельность по созданию новой, подлинно народной системы образования и воспитания. Уже 9 (22) ноября 1917 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома была учреждена Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входил отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Это означало, что Советская власть рассматривает дошкольное воспитание как часть единой системы народного образования и принимает на себя заботы о его развитии. Признание дошкольного воспитания необходимой и составной частью всей системы народного образования было неоднократно подчеркнуто в ряде декретов о советской школе.

Слайд 8

В декабре 1917г. Народный Комиссариат Просвещения опубликовал декларацию «О дошкольном, воспитании», в которой указывалось, что система дошкольного воспитания должна «являться составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования». В этом документе говорилось, что общественное (бесплатное) дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка, и призвано осуществлять его всестороннее развитие.

Слайд 9

По инициативе Д.А. Лазуркиной стал издаваться «Бюллетень дошкольного отдела Наркомпроса » (1918-1922), который ставил своей задачей учесть всю педагогическую работу дошкольных учреждений исыграл большую роль в доведении до работающих в провинции оперативных указаний к решению неотложных задач, в обмене опытом работы.

Слайд 10

Несмотря на крайне тяжелые условия интервенции и гражданской войны, Коммунистическая партия уделяла огромное внимание созданию новой, демократической системы просвещения. Принятая в 1919 г. на VIII съезде РКП (б) вторая Программа партии рассматривала дошкольное воспитание как одну из «основ школьного и просветительного дела» и выдвигала задачу широкого развития системы садов и яслей, что должно содействовать целям «улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины». «Мы отпустим мам на грядку и пойдем на детплощадку»

Слайд 11

История советской системы дошкольного воспитания является примером успешного воплощения выдвинутых партией задач. В послеоктябрьские дни, несмотря на многочисленные трудности, разруху и голод, отсутствие средств, оборудования и пособий, а также подготовленных кадров, в стране повсеместно создавались дошкольные учреждения. К концу 1918 г. в 192 уездах Советской республики (большая часть ее территории еще не была освобождена от белогвардейцев и интервентов) работало около 400 дошкольных учреждений, а в 1920 г. - уже 4723 с общим охватом 254 527 детей.

Слайд 12

В первые годы Советской власти в дошкольных учреждениях применялись системы Фребеля , Монтессори и свободного воспитания. Изданная в 1919 г. «Инструкция по ведению очага и детского сада» была важным документом, содержащим много ценных указаний, однако в целом она была выдержана в духе теории свободного воспитания: отрицалась руководящая роль воспитателя, считалось недопустимым расписание занятий, рекомендовалось объединять детей не по возрасту, а по интересам.

Слайд 13

Организация общественного дошкольного воспитания потребовала большого количества педагогических кадров. Еще в 1918 г. дошкольный отдел Наркомпроса обратился с воззванием к дошкольным работникам и ко всем, кто желал работать в области дошкольного воспитания.

Слайд 14

В апреле 1918 г. в Москве были открыты курсы дошкольных работников на 100 человек. Затем начали работу курсы по подготовке инструкторов-пропагандистов дошкольного дела. Потребность в кадрах дошкольных работников росла, и в конце 1918 г. Наркомпрос постановил организовать областные, губернские, уездные и волостные курсы. В 1918 г. в Петрограде был открыт институт дошкольного воспитания, а в следующем году в Москве при Академии коммунистического воспитания было организовано дошкольное отделение. В 1921 г. такое же отделение было открыто в составе педагогического факультета 2-го МГУ. Это были первые в мире государственные учебные заведения по подготовке кадров с высшим дошкольным образованием.

Слайд 15

4 всероссийских съезда по дошкольному воспитанию Важной вехой создания государственной системы дошкольного воспитания стал I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в апреле 1919г. в Москве, который должен был раскрыть сущность основных программных требований, касающихся общественного воспитания. На нем были выдвинуты требования, которые должны были лечь в основу педагогической работы учреждений по дошкольному воспитанию.

Слайд 16

На II Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, 25 ноября 1921г., кроме основного вопроса выбора новой дошкольной системы, наиболее соответствующей нуждам трудящихся, критиковалась система воспитания М. Монтесори и Ф. Фребеля . Съезд принял решение о выработке марксистсколенинской системы дошкольного воспитания будущих строителей и борцов за осуществление коммунистического общества. В 1923г. выходит в свет справочник для работников детских садов «Портфель дошкольного работника» (авторы Н. Альмединген , Г. Тумим ), где в одиннадцати разделах в схематическом виде дан минимум теоретических сведений и максимум указаний чисто практического характера.

Слайд 17

На III конференции по дошкольному воспитанию (1926) в основу планирования занятий в детском саду впервые вводится понятие «организующие моменты», являвшиеся разновидностью «метода проектов» и отвлекавшие педагогов от повседневной систематической воспитательной работы.

Слайд 18

В 1928г. на IV Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, четко был поставлен давно назревший в практике дошкольных учреждений вопрос о необходимости создания программы для детских садов -программы, определяющей задачи и методы работы, объем навыков и знаний для каждой возрастной группы.

Слайд 19

Дошкольное дело сравнительно быстро набирало силы, демонстрируя громадные возможности рабоче-крестьянского государства. Восстановление народного хозяйства в 20-е гг., последующая индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания.

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольное образование в России

данная статья о том, какие существуют проблемы и перспективы в дошкольном образовании...

Презентация "Сходства и различия в подходах раннего образования детей в странах Европы и дошкольного образования в России"

1.Особенности дошкольного образования в России. 2.Особенности дошкольного образования в странах Европы. 3.Сравнительный анализ в подходах дошкольного воспитания....

Сертификат Воспитатели России Конференция Большого фестиваля дошкольного образования «Воспитатели России»,

Сертификат Воспитатели России  Конференция Большого фестиваля дошкольного образования  «Воспитатели России»,...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО»

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

Федеральная инновационная площадка АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России», федеральный уровень. Тема: «Организация дополнительного образования детей в ДОО», МБОУ Лесногородская СОШ Дошкольное отделение Детский сад №12, 2021г.

Приказ АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» «О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДП...

О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Приказ 24.11.24.

О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» Приказ 24.11.24...