«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
материал по теме
Опыт работы по по познавательному развитию - старший дошкольный возраст
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малашковец В. Л., воспитатель,
негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 156 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ст. Челябинск Южно-Уральская железная дорога
Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по поликультурному воспитанию»
Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. Мы живем на Урале, регионе насыщенном культурными и этническими особенностями и детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.
Перед педагогами стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого. Мы сформулировали для себя задачи:
-Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
-Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
«Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по моему точно выражает сущность педагогики и объясняет, почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей. Вот почему я работаю над темой: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них толерантности». Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.
Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества - приоритетный вопрос системы российского образования. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект-субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.
Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление.
Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство
Познавательный компонент представляет собой информационную базу, то есть все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира (макросоциума); народа, края, региона, города; района (мезосоциума); детского сада, семьи (микросоциума).
Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания вырабатываются программы социального поведения человека, происходит формирование человека как личности. Однако процесс воспитания обусловливается не только активностью личности, социальной средой жизнедеятельности, но и культурно-историческими факторами. История, культура, традиции выступают факторами воспитания социокультурной толерантности как основы зарождения гражданских чувств и позиции подрастающего человека. Это имеет особое значение в связи с усилением миграционных процессов.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание уважения к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.
Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.
Нами решались следующие задачи:
1. Раскрыть содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, уточнить содержание понятия «толерантность» в контексте дошкольного возраста.
2. Определить возрастные особенности процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и охарактеризовать основные этапы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выделить критерии толерантности применительно для детей старшего дошкольного возраста.
5. Обосновать условия формирования толерантности у дошкольников в воспитательной среде дошкольного учреждения;
6. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Объектом исследования является процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.
Предметом исследования являются дети старшего дошкольного возраста как носители толерантности.
Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой, мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов. В этом нам помогает программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики: «Наш дом - Южный Урал» Е.С. Бабуновой.
Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознания своего национального «Я», расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия актуально и общезначимо.
Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Задачи программы:
— способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;
—формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;
—развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.
Результатом педагогической работы рассматривается воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики. Приобщение детей к народной культуре предполагает развитие у детей эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурную социализацию.
Содержание программы строится на принципе сквозной реализации идей народной педагогики.
Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики является результатом образовательного процесса. В связи с этим данный результат можно рассматривать как одно из проявлений образованности личности, характерной для 6-7 лет.
Идеи народной педагогики в программе «Наш дом — Южный Урал» реализуются через средства народной педагогики.
Приступая к работе, мы сформулировала для себя задачи:
Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.
Воспитание у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.
В основе их решения лежат следующие концептуальные идеи:
Обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания.
Формирование понятия «толерантность» как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия как: личность, семья, гражданственность, общество.
Развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждения конфликтов, экстремизма и насилия.
Формирование понятия «толерантность» как основа этических представлений.
Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей является:
• Непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
• Развитие пространственной среды
• Самостоятельная деятельность детей;
• Взаимодействие с семьями детей
Создание условий для успешного поликультурного воспитания:
Эффективное развитие гуманных чувств дошкольников должно происходить при условии, когда фольклор естественно вплетается в жизнь группы детского сада. Поэтому целесообразно начинать работу по интересующей проблеме именно с русского фольклора, как наиболее понятного и доступного детям. Затем продолжать работу средствами татарского и башкирского фольклора, проводя параллель с русским фольклором и между собой. Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем, включающих основные жанры фольклора, русского, татарского, башкирского. Данное построение дидактической модели позволило логически объединить все этапы, и вызвать заинтересованное отношение у детей. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Начальным этапом нашей работы стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в группу ребенка. Традицией группы является встреча с интересными людьми разных профессий и национальностей,
создание фотоальбомов по темам:
- «Мы такие разные, но мы вместе»
- «Семья»», «Мой город»
- «Мой дом Южный Урал»
- «Семья за здоровый образ жизни»
- «Праздничный семейный календарь»
Цель: углубить знания детей о семье, о родном крае, о родном городе и его жителях.
В альбоме «Семейный календарь» можно узнать, какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями. Широко используется проведение групповых экскурсий,
Проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы: «Мастерская осени», «Снежный экспресс», «Моя мама рукодельница», «Мы ждём тебя олимпиада!». Проводятся выставки авторских сказок по темам: «Посуда», «Мой город», «Любимое блюдо моей семьи»
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.
Нами разработаны следующие этапы организации выставки-конкурса :
- Объявление темы предстоящего конкурса .
- Проведение групповых консультации о порядке проведения и критериях конкурса.
- Представление конкурсных работ под номерами (анонимно) на неделю и каждый посетитель выставки имеет право проголосовать за понравившуюся работу, опустив жетон с номером работы в урну для голосования.
- Подпись работ выставки-конкурса.
- Подсчитывание голосов.
- Объявление победителей.
- Торжественное публичное награждение семей-победителей грамотами за три призовых места перед праздничным утренником или на родительском собрании.
- Торжественное публичное награждение семей-победителей грамотами за три призовых места перед праздничным утренником или на родительском собрании.
- По окончании выставки все работы используются для украшения интерьера группы.
Очень интересная, на наш взгляд, такая форма работы с детьми и родителями –фоторепортажи, такие, как : «Самый лучший папа на свете», «Мой папа в армии служил», «Дружная семья гору сдвинет», «Семейные традиции», «Я и моя мама», «Красота родной земли», «Самые красивые места в городе» и др. Так мы связываем жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.
Этапы организации выставок фоторепортажей следующие:
- Проведение бесед, тематических занятий с детьми.
- Объявление темы фоторепортажа.
- Совместная работа родителей и детей:
- Сбор информации – интервью, подборка фотографий;
- Составление рассказа – репортажа;
- Оформление фоторепортажа для выставки.
- Оформление выставки фоторепортажей.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится по принципу календарно-тематического планирования. При изучении проекта недели мы обращали внимание детей на краеведческий характер предметов рукотворного мира. Например, на тематических неделях "Игрушки" дети знакомились с теми игрушками, в которые играли родители и бабушки. Совместно с родителями мы организовали мини- музей «Забава». Некоторые экспонаты мы делали совместно с детьми (кукла на ложке). Дети знакомились с народными традициями, узнавали, что куклы бывают игральные, обереговые и обрядовые. В рамках реализации темы «Посуда», дети узнали, что в городе Южно-Уральске есть фарфоровый завод, где изготавливают чайную и столовую посуду. Детей знакомили с росписью на посуде. При ознакомлении с темой недели «Мой город – лучший на планете» у детей расширилось представление о родном городе и его достопримечательностях, об улицах, на которых живёт каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детский сад, расширяется актуализация и активизация словаря по теме «Наш город». Нами были созданы мнемотаблицы по ознакомлению с достопримечательностями города, разработана авторская пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять», где дети в игровой форме запоминают лучшие места Челябинска.
Во время проведения тематической недели "Моя семья" дети знакомятся с семейными традициями, праздниками, национальными блюдами, а так же правами и обязанностями по отношению к другим членам семьи с учетом особенностей проживания в данном регионе. В течение недели приходят родители, показывают и рассказывают о домашних коллекциях. При изучении животных и птиц, мы знакомим детей с обитателями южного Урала.
Таким образом, целостная система позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Список использованной литературы:
- Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
- Бережнова, О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ / О.В. Бережнова // Воспитатель ДОУ. 2010. №7.
- Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. - Л.: Художник РСФСР, 1987.
- Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1996.
- Наш дом - Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. составители Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова - Челябинск: Взгляд, 2005
- Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.-
- № 6.
- Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.
- Скоролупова, О.А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция. Комментарии. / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. - №7.
- Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
- Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
- Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.
- Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и
- младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
- Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
- Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия :пособие для старшего дошкольного и младшего школьного возраста- М.:просвещение,2005.-95с.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми старшей группы
Воспитатель: Малашковец Виктория Леонидовна
Вид занятия: изобразительная деятельность
Образовательная область: « художественно-эстетическое развитие» с учетом интеграции образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное», «речевое»
Тема: Коллективная работа по изготовлению открытки-плаката к
международному Дню Семьи
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: расширить представления детей о праздниках, связанных со значимыми событиями страны и мирового сообщества; в том числе о международном Дне семьи.
2.Развивающие задачи: формировать умение самостоятельно выполнять задание, используя полученные навыки в соответствии со схемами, моделью трудовой деятельности.
3. Технические задачи: закреплять умение пользоваться шаблонами, рационально расходовать материалы; отрабатывать технику вырезывания из бумаги
4.Воспитательные задачи: вызвать интерес и желание трудиться в команде, работая на коллективный результат; воспитывать уважительное отношение к родственникам; готовить своё рабочее место, убирать после работы.
Словарная работа: Международный, композиция
Предшествующая работа: беседа о значимых и интересных событиях в стране, городе, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Материалы:
- Перекидной календарь праздников формата А-3; бейджики и таблички основных цветов (по количеству команд); лист ватмана с фоном на магнитной доске; мольберт с иллюстрациями по теме.
- Конверты с заданиями для команды: схемы, шаблоны. На отдельном столе для выбора детьми необходимые материалы для работы: цветная бумага разной фактуры; простые карандаши; ножницы; клей, салфетки, коробочка для обрезков.
Ход занятия
Организационный момент
Мотивация на деятельность: работа с календарём - найти листок с предстоящим праздником. Перелистывая календарь, остановиться на листке – Новый год, 23 февраля, 8 марта, и вспомнить об этих событиях, вызывая у детей эмоциональный отклик
Воспитатель: Ребята, подходит к концу учебный год, мы прожили этот год очень содержательно и интересно. Давайте вспомним, какие праздники мы встречали, а в этом нам поможет календарь знаменательных дат и событий. Год начался с 1 января. Какой праздник мы встречали?
Воспитатель (перелистывает календарь)
Вопросы:
Кого поздравляли с праздниками? Как поздравляли и почему? Перевернув страницу календаря на 1 мая – что это за праздник? Весны и труда. Взрослые идут на демонстрацию.
А это какой праздник? Да. Самый главный. Как он называется? Почему? Какой следующий праздник? Это международный праздник семьи. А что же такое семья?
(ответы) А вы знаете пословицы о семье? (Ответы детей)
По всему миру отмечают этот праздник, поздравляют своих родных.
И в нашем саду мы будет отмечать такой праздник, когда придут наши родители, братья и сёстры. Как можно поздравить наших родных? (ответы детей: купить подарок, рассказать стих, спеть песню, и. т. д., а можно сделать подарок своими руками). Верно, молодцы!
Давайте откроем « Мастерскую добрых дел» и превратимся сегодня в настоящих художников-оформителей и сделаем поздравительную открытку-плакат, потому что она будет вот такая большая. Мы повесим нашу открытку в фойе, и тем самым поздравим всех с днём семьи.
А сейчас посмотрите друг на друга и объединитесь в команды по цвету на бейджиках. Как быстро, молодцы! Команды сформировались, а теперь каждая команда сядет за стол с конвертом того же цвета. В них схемы и шаблоны, по которым вы будете работать самостоятельно, договорившись между собой, кто, что будет делать. В соответствии с цветом вашей команды возьмите со стола необходимые материалы и инструменты и приготовьте своё рабочее место. (Дети садятся за столы).
Воспитатель: – Для начала давайте вспомним модель трудового процесса, используя ладонь:
- Для кого?
- Что делать?
- Что понадобится?
- Как делать?
- Что получится?
И не будем о ней забывать. Ну, а теперь открываем конверты.
Воспитатель: - Ваша задача: разобраться в схеме и выполнить своё задание, используя необходимые для работы материалы и инструменты. Для выполнения нам осталось 15 минут. Я буду напоминать вам о времени.
Дети приступают к работе: договариваются; помогают друг другу; при необходимости помощь педагога.
Физкультминутка «Дом», автор Е. Железнова
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл
Инструкция: - Ребята, когда справитесь со своим заданием, подойдите к будущей открытке-плакату, найдите место для своих поделок и приклейте. Таким образом, сложится общая большая композиция. Я уверена, что у вас всё получится замечательно!
Дети заканчивают работу. Помещаем открытку-плакат на магнитную доску, рассматриваем. Подводим анализ:
Как можно назвать нашу композицию?
Отражает ли она праздник и как?
Кому было интересно выполнять задание и почему? (ответы детей)
Как вы думаете, понравится ли нашим родным, и почему вы так думаете?
Дети выражают свои эмоции по отношению к результату.
Вывод: - Да, действительно, праздник семьи самый тёплый, трогательный, и подарок получился яркий и красивый. А за то, что вы старались и отлично справились, я подарю весёлые солнышки, которые согреют вашу семью.
Приложение: 1)конверты с заданием
2)Календарь праздников
Предварительный просмотр:
Педагогическая идея «Календарь знаменательных событий и традиций Урала»
Малашковец В. Л., воспитатель,
негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 156 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ст. Челябинск Южно-Уральская железная дорога
Актуальность:
Объективные условия современности требуют как можно более ранней готовности ребенка к динамичным жизненным обстоятельствам – миру идей, ценностей, опыта, который малышу предстоит постигнуть и осознать в первые годы своего бытия. В процессе познания социокультурной среды формируются ориентации и установки, позволяющие ребенку составить представления и определить значимость окружающих его предметов и явлений, наметить индивидуальный план действий, осуществлять деятельность по достижению целей в конкретной культурно-исторической эпохе. Так определяется собственная внутренняя позиция личности, вырабатывается свое отношение к деятельности, свое мироощущение, процесс, и особенно в современных условиях, на наш взгляд, он является актуальным.
Базисом личностной культуры должно стать собственно человеческое начало в человеке. Средств жизнедеятельности ( представления о действительности, способах активного воздействия на мир , проявление эмоционального отношения к происходящему. Актуальность и в теории дошкольного воспитания , психологии, социологии ,социальной психологии раскрываются понятия, механизмы становления социального опыта ребёнка и последовательного введения его в мир . Учитывая материалы современных исследований , имеющиеся программы и технологии «Диалог культур», «Наш дом Южный Урал» и другие ,направленные на обеспечение социального поликультурного образования дошкольников , наша идея направлена на повышение эффективности работы в данном направлении по поликультурному образованию через разработку и апробирование социально-педагогической технологии и приложение к ней календарь значимых событий и традиций Урала.
Цель которого является — приобщение детей дошкольного возраста к событиям, традициям ,которые происходят рядом и вокруг них, показать, что создание атмосферы разнообразной, богатой, насыщенной культурной жизни ребёнка в ДОУ. Ознакомление с важнейшими для детского сада города и страны событиями.
формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
Основные задачи
- приобщить детей к событиям, которые происходят рядом и вокруг них
- способствовать развитию их культурного кругозора
- формировать у детей уважение к культуре и искусству других народов
- придать целенаправленный характер воспитательной работе
- стимулировать творческий потенциал педагога и ребёнка
- приобщение семьи
В рамках реализации программы «Диалог культур», необходимо иметь материал организовано, в системе. Необходимо вводить детей в мир взрослых традиций и событий связанных с этно культурой проживающих на Урале.
В нашем Этнокалендаре представлены главные даты, обычаи разных народов Урала, государственные, международные праздники, а так же праздники нашего города и детского сада, такие как день города, день рождения детского сада, праздник «Русской красы - длинной косы»., театральный фестиваль и другие.
Календарь просвещает, развивает и воспитывает с учетом особенностей возраста детей и их увлечений, знакомит с важными событиями и традициями родного края, развивается кругозор детей. Он даёт информацию о празднике, обычае, обряде ,не агитируя. Часто информация необходима не только русским, о татарах или башкирах, но и самим представителям этих национальностей. Дети и взрослые познают свои традиции.
Методический комплекс предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста и содержит 3 блока:
1 блок Информационно- познавательный
В этот блок входят информационно – методические пособия.
Иллюстрационный материал события, дидактические игры, викторины, Квн, досуги, виртуальные лектории, лексические темы встречи с интересными людьми и так далее.
2 блок Практико – ориентированный
В блок входят продуктивные виды деятельности детей.
Этот блок будут сопровождать мероприятия по созданию среды в рамках даты.
Продукты детской деятельности - коллажи, макеты, кроссворды, рисунки, придуманные загадки, составленные рассказы о мероприятии, рассказы из личного опыта и другое.
3 блок Творческая копилка материалов
Сюда входят конспекты мероприятий, презентации, виртуальные лектории, экскурсии, видео и аудио материалы. А также картотеки народных игр, картотеки пословиц и поговорок, дидактические игры, Схемы, алгоритмы, беседы, ситуации, художественное слово, список рекомендуемой литературы.
Данное пособие предназначено для педагогов , детей и родителей.
Для реализации этого проекта необходимы условия:
Это наличие детской типографии (цветной принтер , брошюратор, ламинатор). Предполагается привлечение детей и родителей к дизайну страничек календаря (изготовление макета, коллажей)
Стало очевидно, что детям полезна и необходима информация о событиях этнокультурного значения, которая не входит в образовательные программы, но является важной частью окружающего мира. Поэтому в настоящее время имеет целью приобщение детей к культурным традициям жителей города в их многообразии, знакомство их с важнейшими для города и страны датами и событиями.
Участники разработки
- автор и реализатор идеи - Малашковец В.Л.
- творческая группа детского сада №156
Дубровских О.А., Проскурина. Т.Н., Дектярёва О.В., Хозова А.В.
Степень разработанности
Мы создали только начало календаря. В который входит информация и ряд мероприятий за весенний период ( март , апрель, май) Приложение «День за днём – интересно мы живём». Страницы представляют собой наглядный информационный материал.
О каждой дате или наиболее значимых и интересных событиях 2014 года, представлена информация (фотографии и небольшой пояснительный текст).
На страницах с наиболее значимыми событиями и национальными праздниками дается краткая информация и иллюстрации, сопровождаемые высказываниями, даны рекомендации для прочтения книг и просмотра кинофильмов по теме, полезная информация.
С детьми проводятся праздники ,развлечения ,и часы литературного чтения, на которых можно познакомиться с фольклором народов России, подчёркивая, что у каждого народа есть слова, которых не знают другие, есть свои песни, сказки, былины, хранящие историю, культуру данного народа и, конечно особенности родного языка. Дети стали делится впечатлениями с друзьями.
Современный ребенок живет в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные, жизненные уклады, семейные ценности. На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира.
Мы просим принять участие в творческой группе по пополнению, и накоплению этого календаря той информацией о праздниках , традициях которой вы хотите и можете поделится.
Предполагаемый результат
- Сформировать всесторонне и гармонически развитую личность, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение
- Приобщить детей дошкольного возраста к событиям, традициям, которые происходят рядом и вокруг них. Познакомить с важнейшими для детского сада, города и страны событиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – ...
Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов
По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО».
laquo;Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО»....
Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО
Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДОВ соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными у...
Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей в вопросах нравственно- патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы....
Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...