«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
материал по теме

Малашковец Виктория Леонидовна

Предварительный просмотр:

Малашковец В. Л., воспитатель,

негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 156 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

 ст. Челябинск Южно-Уральская железная дорога

Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по поликультурному воспитанию»

Окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. Мы живем на Урале, регионе насыщенном культурными и этническими особенностями и детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.  

Перед педагогами стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого. Мы сформулировали для себя задачи:

-Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.

-Воспитать у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.

«Завтра начинается сегодня» - это высказывание, по моему точно выражает сущность педагогики и объясняет,  почему задача снижения агрессивности в обществе ложится на нас, воспитателей.   Вот почему я работаю над темой: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них толерантности».  Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

Проблема воспитания социокультурной толерантности в условиях нестабильности общества - приоритетный вопрос системы российского образования. Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Следовательно, система дошкольного образования, в частности процесс воспитания, должен быть построен как социокультурная субъект-субъектная среда, обусловливающая воспитание у детей толерантности друг к другу.

Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Личность рассматривается в науке как многогранные, многоаспектные свойства человека и как целостное явление.

Исходя из этого, социокультурная толерантность представлена как единство

  • познавательного,
  • эмоционально-нравственного
  • поведенческого компонентов

Познавательный компонент представляет собой информационную базу, то есть все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира (макросоциума); народа, края, региона, города; района (мезосоциума); детского сада, семьи (микросоциума).

Только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания вырабатываются программы социального поведения человека, происходит формирование человека как личности. Однако процесс воспитания обусловливается не только активностью личности, социальной средой жизнедеятельности, но и культурно-историческими факторами. История, культура, традиции выступают факторами воспитания социокультурной толерантности как основы зарождения гражданских чувств и позиции подрастающего человека. Это имеет особое значение в связи с усилением миграционных процессов.

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание уважения к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве  будет способствовать толерантному  отношению к людям разных национальностей и культур.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Нами  решались следующие задачи: 

1. Раскрыть содержание процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, уточнить содержание понятия «толерантность» в контексте дошкольного возраста.

2. Определить возрастные особенности процесса формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и охарактеризовать основные этапы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

4. Выделить критерии толерантности применительно для детей старшего дошкольного возраста.

5. Обосновать условия формирования толерантности у дошкольников в воспитательной среде дошкольного учреждения;

6. Разработать и экспериментально апробировать программу формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Объектом исследования является процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности.

Предметом исследования являются дети старшего дошкольного возраста как носители толерантности.

Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой,  мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков и в то же время с уважением относиться к культуре и традициям других народов. В этом нам  помогает  программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики: «Наш дом - Южный Урал» Е.С. Бабуновой.

Обращение к народной традиционной культуре как средству воспитания у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов, осознания своего национального «Я», расширения информационного уровня, формирования эмоциональной отзывчивости, дружелюбия актуально и общезначимо.

Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.

Задачи программы:

— способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;

—формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;

—развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала.

Результатом педагогической работы рассматривается воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики. Приобщение детей к народной культуре предполагает развитие у детей эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурную социализацию.

Содержание программы строится на принципе сквозной реализации идей народной педагогики.

Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики является результатом образовательного процесса. В связи с этим данный результат можно рассматривать как одно из проявлений образованности личности, характерной для 6-7 лет.

Идеи народной педагогики в программе «Наш дом — Южный Урал» реализуются через средства народной педагогики.

Приступая к работе, мы  сформулировала для себя задачи:

Помочь детям адаптироваться в окружающей социальной среде.

Воспитание  у детей дошкольного возраста основ толерантности – качества, помогающего непохожим друг на друга людям жить в мире и согласии.

В основе их решения лежат следующие концептуальные идеи:

Обоснование понятия «толерантность» как одного из важнейших направлений гуманистического воспитания.

Формирование понятия «толерантность» как основы новой социальной идеологии, включающей такие понятия как: личность, семья, гражданственность, общество.

Развитие понятия «толерантность» как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждения конфликтов, экстремизма и насилия.

Формирование понятия «толерантность» как основа этических представлений.

Основными направлениями, через которые реализуется  поликультурное образование детей является:

•        Непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;

•        Развитие пространственной среды

•        Самостоятельная деятельность детей;

•        Взаимодействие с семьями детей

Создание условий для успешного поликультурного воспитания:

Эффективное развитие гуманных чувств дошкольников должно происходить при условии, когда фольклор естественно вплетается в жизнь группы детского сада. Поэтому целесообразно начинать работу по интересующей проблеме именно с русского фольклора, как наиболее понятного и доступного детям. Затем продолжать работу средствами татарского и башкирского фольклора, проводя параллель с русским фольклором и между собой.  Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем, включающих основные жанры фольклора, русского, татарского, башкирского. Данное построение дидактической модели позволило логически объединить все этапы, и вызвать заинтересованное отношение у детей. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения.    Поэтому мы начали  знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

Начальным этапом нашей   работы  стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в группу ребенка. Традицией группы является встреча с интересными людьми разных профессий и национальностей,

создание фотоальбомов по темам:

  • «Мы такие разные, но мы вместе»
  • «Семья»», «Мой город»
  •  «Мой дом Южный Урал»
  • «Семья за здоровый образ жизни»
  • «Праздничный семейный календарь»

Цель: углубить знания детей о семье, о родном крае, о родном городе и его жителях.

В альбоме «Семейный календарь» можно узнать, какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями. Широко используется проведение групповых экскурсий,  

Проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы: «Мастерская осени», «Снежный экспресс», «Моя мама рукодельница», «Мы ждём тебя олимпиада!». Проводятся выставки авторских сказок  по темам: «Посуда», «Мой город», «Любимое блюдо моей семьи»

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.

Нами разработаны следующие этапы организации выставки-конкурса :

  • Объявление темы предстоящего конкурса .
  • Проведение групповых консультации о порядке проведения и критериях конкурса.
  • Представление конкурсных работ под номерами (анонимно) на неделю и каждый посетитель выставки имеет право проголосовать за понравившуюся работу,  опустив жетон с номером работы в урну для голосования.
  • Подпись работ выставки-конкурса.
  • Подсчитывание голосов.
  • Объявление победителей. 
  • Торжественное публичное награждение семей-победителей грамотами за три призовых места перед праздничным утренником или на родительском собрании.
  • Торжественное публичное награждение семей-победителей грамотами за три призовых места перед праздничным утренником или на родительском собрании.
  • По окончании выставки все работы используются для украшения интерьера группы.

Очень интересная, на наш взгляд,  такая форма работы с детьми и родителями –фоторепортажи, такие, как  : «Самый лучший папа на свете», «Мой папа в армии служил», «Дружная семья гору сдвинет», «Семейные традиции», «Я и моя мама», «Красота родной земли», «Самые красивые места в городе» и др. Так мы связываем жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.

Этапы организации выставок фоторепортажей следующие:

  • Проведение бесед, тематических занятий с детьми.
  • Объявление темы фоторепортажа.
  • Совместная работа родителей и детей:
  • Сбор информации – интервью, подборка фотографий;
  • Составление рассказа – репортажа;
  • Оформление фоторепортажа для выставки.
  • Оформление выставки фоторепортажей.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится по принципу календарно-тематического  планирования. При изучении проекта недели мы  обращали  внимание детей на краеведческий характер предметов рукотворного мира. Например, на  тематических неделях "Игрушки" дети знакомились с теми игрушками, в которые играли родители и бабушки. Совместно  с родителями мы организовали мини- музей «Забава». Некоторые экспонаты  мы делали совместно с детьми (кукла на ложке). Дети знакомились с народными традициями, узнавали,  что куклы бывают игральные, обереговые и обрядовые. В рамках реализации темы «Посуда», дети  узнали, что в  городе Южно-Уральске есть фарфоровый завод, где изготавливают чайную и столовую  посуду. Детей знакомили с росписью на посуде.  При ознакомлении с темой недели «Мой город – лучший на планете» у детей расширилось  представление о родном городе и его достопримечательностях, об  улицах,  на  которых  живёт  каждый  из  детей  группы,  и  об  улице,  на  которой  находится  детский  сад, расширяется актуализация  и активизация  словаря  по  теме «Наш  город». Нами  были созданы мнемотаблицы по ознакомлению с достопримечательностями  города, разработана авторская пальчиковая гимнастика  «Люблю по городу гулять», где дети в игровой форме запоминают лучшие места Челябинска.

Во время проведения тематической недели "Моя семья" дети знакомятся с семейными традициями, праздниками, национальными блюдами, а так же правами и обязанностями по отношению к другим членам семьи  с учетом особенностей  проживания в данном регионе. В течение  недели приходят родители,  показывают и рассказывают о домашних коллекциях. При изучении животных и птиц, мы  знакомим  детей с обитателями южного Урала.

Таким образом, целостная система позволяет в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Список использованной литературы:

  1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
  2. Бережнова, О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного пространства в ДОУ  / О.В. Бережнова // Воспитатель ДОУ. 2010. №7. 
  3. Барадулин  В.А.  Народные росписи Урала и  Приуралья. Крестьянский  расписной  дом.  - Л.:  Художник  РСФСР, 1987.
  4. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1996.
  5. Наш дом - Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. составители Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова - Челябинск: Взгляд, 2005
  6. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.-
  7. № 6.
  8. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.
  9. Скоролупова, О.А. Образовательные области ООП дошкольного образования и их интеграция. Комментарии. / О.А. Скоролупова, Н.В. Федина // Журнал Дошкольное воспитание. - 2010. - №7.
  10. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
  11. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
  12. Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.
  13. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
  14. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и
  15. младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
  16. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
  17. Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия :пособие для старшего дошкольного и младшего школьного возраста- М.:просвещение,2005.-95с.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  с детьми старшей группы

Воспитатель: Малашковец Виктория Леонидовна

 Вид занятия: изобразительная деятельность

Образовательная область: « художественно-эстетическое развитие» с учетом интеграции образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное», «речевое»

 Тема: Коллективная работа по изготовлению открытки-плаката к

международному Дню Семьи

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: расширить представления детей о праздниках, связанных со значимыми событиями страны и мирового сообщества; в том числе о международном Дне семьи.

2.Развивающие задачи: формировать умение самостоятельно выполнять задание, используя полученные навыки в соответствии со схемами, моделью трудовой деятельности.

3. Технические задачи: закреплять умение пользоваться шаблонами, рационально расходовать материалы; отрабатывать технику вырезывания из бумаги

4.Воспитательные задачи: вызвать интерес и желание трудиться в команде, работая на коллективный результат; воспитывать уважительное отношение к родственникам; готовить своё рабочее место, убирать после работы.

Словарная работа: Международный, композиция

Предшествующая работа: беседа о значимых и интересных событиях в стране, городе, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Материалы:

  • Перекидной календарь праздников формата А-3; бейджики и таблички основных цветов (по количеству команд); лист ватмана с фоном на магнитной доске; мольберт с иллюстрациями по теме.
  • Конверты с заданиями для команды: схемы, шаблоны. На отдельном  столе для выбора детьми необходимые материалы для работы: цветная бумага разной фактуры; простые карандаши; ножницы; клей, салфетки, коробочка для обрезков.

Ход занятия

Организационный  момент

Мотивация  на деятельность: работа  с календарём - найти листок с предстоящим праздником. Перелистывая календарь, остановиться на листке – Новый год, 23 февраля, 8 марта, и вспомнить об этих событиях, вызывая у детей эмоциональный отклик

Воспитатель: Ребята, подходит к концу учебный год, мы прожили этот год очень содержательно и интересно. Давайте вспомним, какие праздники мы встречали, а в этом нам поможет календарь знаменательных  дат и событий. Год начался с 1 января. Какой праздник мы встречали?

Воспитатель (перелистывает календарь)

Вопросы:

 Кого поздравляли с праздниками? Как поздравляли и почему? Перевернув страницу календаря на 1 мая – что это за праздник? Весны и труда. Взрослые идут на демонстрацию.

А это какой праздник? Да. Самый главный. Как он называется? Почему? Какой следующий праздник? Это международный праздник семьи. А что же такое семья?

(ответы) А вы знаете пословицы о семье? (Ответы детей)

По всему миру отмечают этот праздник, поздравляют своих родных.

И в нашем саду мы будет отмечать такой праздник, когда придут наши родители, братья и сёстры. Как можно поздравить наших родных? (ответы детей: купить подарок, рассказать стих, спеть песню, и. т. д., а можно сделать подарок своими руками).  Верно, молодцы!

Давайте откроем « Мастерскую добрых дел» и превратимся сегодня в настоящих художников-оформителей и сделаем поздравительную открытку-плакат, потому что она будет вот такая большая. Мы повесим нашу открытку в фойе, и тем самым поздравим всех с днём семьи.

А сейчас посмотрите друг на друга и объединитесь в команды по цвету на бейджиках. Как быстро, молодцы! Команды сформировались, а теперь каждая команда сядет за стол с конвертом того же цвета. В них схемы и шаблоны, по которым вы будете работать самостоятельно, договорившись между собой, кто, что будет делать. В соответствии с цветом вашей команды возьмите со стола необходимые материалы и инструменты и приготовьте  своё рабочее место. (Дети садятся за столы).

 Воспитатель: – Для начала давайте вспомним модель трудового процесса, используя ладонь:

  • Для кого?
  • Что делать?
  • Что понадобится?
  • Как делать?
  • Что получится?

И не будем о ней забывать. Ну, а теперь открываем конверты.

Воспитатель: - Ваша задача: разобраться в схеме  и выполнить своё задание, используя необходимые для работы материалы и инструменты. Для выполнения нам осталось 15 минут. Я буду напоминать вам о времени.

Дети приступают к работе: договариваются; помогают друг другу; при необходимости помощь педагога.

Физкультминутка «Дом», автор Е. Железнова

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял.

Солнце было, 

Дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл

Инструкция: - Ребята, когда справитесь со своим заданием, подойдите к  будущей открытке-плакату, найдите место для своих поделок и приклейте. Таким образом, сложится общая большая композиция. Я уверена, что у вас всё получится замечательно!

         Дети заканчивают работу. Помещаем открытку-плакат на магнитную доску, рассматриваем. Подводим анализ:

Как можно назвать нашу композицию?

Отражает ли она праздник и как?

Кому было  интересно выполнять задание и почему? (ответы детей)

Как вы думаете, понравится ли нашим родным, и почему вы так думаете?

Дети выражают свои эмоции по отношению к результату.

Вывод: - Да, действительно, праздник семьи самый тёплый, трогательный, и подарок получился яркий и красивый.  А за то, что вы старались и отлично справились, я подарю весёлые солнышки, которые согреют вашу семью.

Приложение: 1)конверты с заданием

                        2)Календарь праздников



Предварительный просмотр:

Педагогическая идея                                                                                       «Календарь знаменательных событий и традиций Урала»

Малашковец В. Л., воспитатель,

негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 156 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

 ст. Челябинск Южно-Уральская железная дорога

Актуальность:

               Объективные условия современности требуют как можно более ранней готовности ребенка к динамичным жизненным обстоятельствам – миру идей, ценностей, опыта, который малышу предстоит постигнуть и осознать в первые годы своего бытия. В процессе познания социокультурной среды формируются ориентации и установки, позволяющие ребенку составить представления и определить значимость окружающих его предметов и явлений, наметить индивидуальный план действий, осуществлять деятельность по достижению целей в конкретной культурно-исторической эпохе. Так определяется собственная внутренняя позиция личности, вырабатывается свое отношение к деятельности, свое мироощущение, процесс, и особенно в современных условиях, на наш взгляд, он является актуальным.

             Базисом личностной культуры должно стать собственно человеческое начало в человеке. Средств жизнедеятельности ( представления о действительности, способах активного воздействия на мир , проявление эмоционального отношения к происходящему. Актуальность и в теории дошкольного воспитания , психологии, социологии ,социальной психологии раскрываются понятия, механизмы становления социального опыта ребёнка и последовательного введения его в мир . Учитывая материалы современных исследований , имеющиеся программы и технологии «Диалог культур», «Наш дом Южный Урал» и другие ,направленные на обеспечение социального поликультурного образования дошкольников , наша идея направлена на повышение эффективности работы в данном направлении по поликультурному образованию через разработку и апробирование социально-педагогической технологии и приложение к ней календарь значимых событий и традиций Урала.

Цель  которого является —  приобщение детей дошкольного возраста  к событиям,  традициям ,которые происходят рядом и вокруг них, показать, что создание атмосферы разнообразной, богатой, насыщенной культурной жизни ребёнка в ДОУ. Ознакомление  с важнейшими для детского сада  города и страны  событиями.

формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

Основные задачи

  • приобщить детей к событиям, которые происходят рядом и вокруг них
  • способствовать развитию их культурного кругозора
  • формировать у детей  уважение к культуре и искусству других народов
  • придать целенаправленный характер воспитательной работе
  • стимулировать творческий потенциал педагога и ребёнка
  • приобщение семьи

 

           В рамках реализации программы «Диалог культур», необходимо иметь материал  организовано, в системе. Необходимо вводить детей  в мир взрослых традиций и событий связанных с этно культурой проживающих на Урале.

В нашем Этнокалендаре представлены главные даты, обычаи разных народов Урала, государственные, международные праздники, а так же праздники нашего города и детского сада, такие как день города, день рождения детского сада, праздник «Русской красы - длинной косы»., театральный фестиваль и другие.

Календарь просвещает, развивает и воспитывает с учетом особенностей возраста детей и их увлечений, знакомит с важными событиями и традициями родного края, развивается кругозор детей. Он даёт информацию о празднике, обычае, обряде ,не агитируя. Часто информация необходима не только русским, о татарах или башкирах, но и самим представителям этих национальностей. Дети и взрослые  познают свои традиции.

Методический комплекс предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста и содержит 3 блока:

1 блок  Информационно- познавательный

В этот блок входят информационно – методические пособия.

Иллюстрационный  материал  события, дидактические игры,  викторины, Квн, досуги, виртуальные лектории, лексические темы  встречи с интересными людьми и так далее.

2 блок  Практико – ориентированный

В блок входят продуктивные виды деятельности детей.

Этот блок будут сопровождать мероприятия по созданию среды в рамках даты.

Продукты детской деятельности -  коллажи, макеты, кроссворды, рисунки, придуманные загадки, составленные рассказы о мероприятии, рассказы из личного опыта и другое.

3 блок  Творческая копилка материалов 

Сюда входят конспекты мероприятий, презентации, виртуальные лектории, экскурсии, видео и аудио материалы. А также картотеки народных игр, картотеки пословиц и поговорок, дидактические игры, Схемы, алгоритмы, беседы, ситуации, художественное слово, список рекомендуемой литературы.

Данное пособие предназначено для педагогов , детей и родителей.

Для реализации этого проекта необходимы условия:

Это наличие детской типографии (цветной принтер , брошюратор, ламинатор). Предполагается привлечение детей и родителей к дизайну страничек календаря (изготовление макета, коллажей)

         Стало очевидно, что детям полезна и необходима информация о событиях этнокультурного значения, которая не входит в образовательные программы, но является важной частью окружающего мира. Поэтому в настоящее время имеет целью приобщение детей к культурным традициям жителей города в их многообразии, знакомство их с важнейшими для города и страны датами и событиями.

Участники разработки

  • автор и реализатор  идеи - Малашковец В.Л.
  • творческая группа  детского сада №156

 Дубровских О.А., Проскурина. Т.Н., Дектярёва О.В., Хозова А.В.

Степень разработанности

             Мы создали только  начало  календаря. В который входит информация  и ряд мероприятий за весенний период ( март , апрель, май) Приложение «День за днём – интересно мы живём». Страницы представляют собой наглядный информационный материал.

О каждой дате или наиболее значимых и интересных событиях 2014 года,   представлена информация (фотографии и небольшой пояснительный текст).

            На страницах с наиболее значимыми событиями и национальными праздниками дается краткая информация и иллюстрации, сопровождаемые высказываниями, даны рекомендации для прочтения книг и просмотра кинофильмов по теме, полезная информация.

            С детьми  проводятся праздники ,развлечения ,и часы литературного чтения, на  которых можно познакомиться  с фольклором  народов России, подчёркивая, что у каждого народа есть слова, которых не знают другие, есть свои песни, сказки, былины, хранящие историю, культуру данного народа и, конечно особенности родного языка. Дети стали делится впечатлениями с друзьями.

              Современный ребенок живет в динамичном и многовариативном мире, где соседствуют разнообразные, жизненные уклады, семейные ценности. На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира.

           Мы  просим принять участие в творческой группе по пополнению, и накоплению этого календаря той информацией о праздниках , традициях которой вы   хотите  и можете поделится.

Предполагаемый результат

  • Сформировать всесторонне и гармонически развитую личность, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение
  • Приобщить детей дошкольного возраста  к событиям,  традициям, которые происходят рядом и вокруг них. Познакомить  с важнейшими для детского сада, города и страны  событиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – ...

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО».

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО»....

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДОВ соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными у...

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...