ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
статья (старшая группа) на тему

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции, т.е. на основании восприятия, понимания, оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя и т.п.) и с помощью общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yanushko_s.b._rabota.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ,

КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ

 ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Янушко С.Б.,воспитатель

МБДОУ №144 г.Иркутск

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

                (Е.А. Мухачёва)

По мнению Л.С.Выготского, дошкольное детство является этапом начальной социализации ребенка. В этот период он приобретает все необходимые навыки и умения для начала образовательной деятельности в школе. Эффективность подготовки к школе напрямую зависит и от отношений семьи и дошкольного учреждения, от личностно-ориентированного подхода.  

Теоретические аспекты исследования проблемы взаимодействия ДОУ с семьей представлены в работах Е.П.Арнаутовой, Б.Аласана, Л.И.Божович, Т.И.Бабаевой, Т.А.Березиной, Н.И.Гуткиной, М.В.Крулехт, Т.А.Марковой, С.В.Глебовой и др.

Что такое личностно-ориентированный подход вообще? Ответить на него не легко, хотя часть ответа лежит на поверхности – в самом вопросе. Личностно-ориентированный подход – это прежде всего подход. Если анализируя средства педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным, коммуникативным, системным и другими подходами. Тогда следует определить, что такое подход вообще. Изучение педагогических публикаций не позволяет в полной мере выяснить, что же все таки педагогические исследования понимают под подходом, какой смысл вкладывается, когда используется это понятие. Многие авторы не очень-то торопятся описывать содержание, состав, структуру. Тогда необходимо обратиться к философии, где рождены многие научные подходы, и которые стали использоваться педагогической наукой и практикой.

Философы понимают под подходом ориентацию человека в познавательной или преобразовательной деятельности.

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, это период, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все остальные социальные институты лишь поддерживают и дополняют воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции, т.е. на основании восприятия, понимания, оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя и т.п.) и с помощью общения. Использование разнообразных форм работы с семьей, используя личностно-ориентированный подход в работе с семьей, позволило пробудить чувство расположения доверия родителей к детскому саду.

Работая педагогом много лет, я все больше убеждаюсь, что только взаимодействуя с родителями воспитанников, используя личностно-ориентированный подход, можно помочь ребенку. Свои отношения я строю только на основе взаимного уважения и сотрудничества.

Но одного желания сотрудничать недостаточно, чтобы был эффект от взаимодействия. Главными моментами моей работы являются изучение семьи через анкетирование, через опросы, чтобы определить социальный статус семьи. Первое, что показали данные социально-демографические карты: 85% воспитанников живут в полной семье, 15% в неполной. Контингент родителей разнообразен по образованию и профессиональной принадлежности. 50% - родители молодые, имеют средне - специальное, высшее образование. 60% родителей недостаточно информированы о деятельности ДОУ, но все готовы к сотрудничеству.

Для выявления запросов родителей узнать проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей, я стараюсь не только через анкетирование, личные беседы, но и выбором тем для проведения «круглого стола» с родителями, родительских собраний.  Хорошим помощником для меня стали учебно-методические пособия Чирковой С.В., Гуцул В.Ф., Зениной Т.Н.

С учетом возраста наших детей эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания «Мы стали на год старше». На них раскрывались возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств.

Проводилась дискуссия за «круглым столом» «Здоровые дети – здоровая семья», вместе мы обсуждали, как приобщать детей  к здоровому образу жизни, родители делились опытом – кто-то рассказывал о совместных походах с детьми, о поездках на озеро Байкал. Рассказывали и давали рекомендации по оборудованию спортивного уголка дома.

Совсем недавно мы провели с родителями совместное тематическое собрание «Знаете ли вы своего ребенка». Незадолго до собрания родителям было дано задание написать небольшие по объему сочинения «Мой ребенок». Также с детьми я провела подготовку – я попросила ребят нарисовать свой портрет. А мамы и папы должны угадать портрет своего ребенка.

Проводя консультацию «Какие вопросы задают часто дети и как на них отвечать», я использовала прослушивание записи вопросов детей и их суждений. Старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей.

Интересной формой налаживания доверительных отношений семьи и ДОУ являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы: «Дары осени», «Сибирская зима», «Масленица» и др. Это стимулирует развитие у детей эстетических чувств, является стимулом к совместной деятельности детей и родителей. Есть воспитанники, которые неоднократно становились лауреатами и победителями на региональных и областных конкурсах творчества детей

Всю необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядную информацию – используются ширму, стенды, папки-передвижки.

Результат взаимодействия – это определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал , который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания.

В условиях  открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать чем занят ребенок и т.д. но педагоги не всегда рады таким «визитам», ошибочно принимают их за контроль, проверку своей деятельности. Но вот родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесно в спальных комнатах и др.), и тогда у них нет претензий к педагогу, а возникает желание помочь принять участие в улучшении условий воспитания и обучения в группе.

Девиз общения педагогов с родителями должен быть таким: «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересным и полезным.

Литература:

            1.  Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей/Е.П.Арнаутова //Управление ДОУ.2002.-№4-66с

           2.  Глебова С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005

          3.  Григорьева Н. Педагогические знания – родителям /Н.Григорьева, Л.Козлова//Дошкольное воспитание,2006. №9. с23-31

         4. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи/Ю.М.Тонкова, Н.Н.Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II):материалы междунар.заоч.науч.конф.-Пермь:Меркурий, 2012. – с 71-74


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО».

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие ФГОС ДО»....

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДОВ соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными у...

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"

Опыт работы по теме: " Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО"...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка".

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка"....