Главные вкладки

    Игры с гиперактивными детьми
    методическая разработка на тему

    Жаурова Наталия Валерьевна

    Игротека для гиперактивных детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_s_giperaktivnymi_detmi.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры с гиперактивными детьми

    «Найди отличия» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

    Цель. Развивать умение концентрировать внимание на деталях.

    Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.), передает ее взрослому и отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что в ней изменилось. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой. В этом случае дети по очереди рисуют на доске и отворачиваются (возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

    «Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)

    Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

    Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

    «Кричалки - шепталки - молчалки» (И.В. Шевцова)

    Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

    Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

    «Гвалт» (Е.В. Коротаева)

    Цель. Развивать концентрацию внимания.

    Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Остальные выбирают какую-либо фразу или строчку из известной всем песни и «распределяют» ее так: каждому по одному слову. Затем водящий входит, и все дети одновременно хором начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку. Желательно, чтобы до того, как появится водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

    «Менялки»

    Цель. Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.

    Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего - тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, часы и т.д.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

    «Разговор с руками» (И.В. Шевцова)

    Цель. Научить детей контролировать свои действия.

    Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги ладони и оживить их - нарисовать глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами (рис. 1). После этого можно затеять беседу с руками: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами, подчеркивая, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

    Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послуные руки и их хозяина.

    «Говори» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

    Цель. Развивать умение контролировать импульсивные действия.

    Скажите детям следующее: «Я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду: "Говори!". Давайте потренируемся. "Какое сейчас время года? (Педагог делает паузу.) Говори!", "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?... Говори!", "Какой сегодня день недели?... Говори!", "Сколько будет два плюс три?"». И т.д. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

    «Броуновское движение» (Ю.С. Шевченко)

    Цель. Развивать умение распределять внимание.

    Дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

    Час «Тишина» и час «Можно» (Н.Л. Кряжева)

    Цель. Дать ребенку возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением.

    Договоритесь с детьми: когда они устанут или займутся важным для них делом, в группе наступит час «Тишина». Дети будут вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. В награду за это наступает час под названием «Можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными для детей. Лучше заранее оговорить, какие действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).

    «Передай мяч» (Н.Л. Кряжева)

    Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

    В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

    «Сиамские близнецы» (Н.Л. Кряжева)

    Цель. Научить гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между детьми.

    Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши» и т.д. Чтобы «третья нога» действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и спинами, головами и др.

    «Зевака» (М.И. Чистякова)

    Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.

    Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.

    «Колпак мой треугольный» (старинная игра)

    Цель. Научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.

    Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают жестами уже всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

    «Слушай команду» (М.И. Чистякова)

    Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

    Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

    «Расставь посты» (М.И. Чистякова)

    Цель. Развивать навыки волевой регуляции, способность концентрировать внимание на определенном сигнале.

    Дети под музыку маршируют друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только он хлопнет в ладоши, идущий последним должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

    «Король сказал...» (известная детская игра)

    Цель. Научить переключать внимание с одного вида деятельности на другой, преодолевать двигательный автоматизм.

    Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Тот, кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например: «Пожалуйста» или «Командир приказал».

    «Запрещенное движение» (Н.Д. Кряжева)

    Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

    Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной, например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

    «Слушай хлопки» (М.И. Чистякова)

    Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.

    Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

    «Замри» (М.И.Чистякова)

    Цель. Развивать внимание и память.

    Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и но бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется один играющий.

    «Давайте поздороваемся» (автор неизвестен)

    Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

    Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок -здороваемся за руку; два - здороваемся плечами; три хлопка - здороваемся спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

    «Веселая игра с колокольчиком» (Е.В. Карпова, Е.К. Лютова)

    Цель. Развивать слуховое восприятие.

    Все садятся в круг, по желанию детей выбирают водящего (если желающих нет, эта роль отводится взрослому). Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

    Использован материал книги: Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

     

    © 2012 «МБДОУ ДС №49»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?"

    Гиперактивный ребенок по своей природе подвижен, возбужден, реактивен, постоянно находится в движении, поэтому игры должны быть тщательно подобраны....

    "Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "

    В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...

    Консультация для воспитателей. Тема: Как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома?

    Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым прави...

    Логопедические игры с гиперактивными детьми

    Рекомендации для родителей по развитию речи у детей со сложностями в поведении...

    ИГРЫ с гиперактивными детьми

    ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ....

    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?

    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С  ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?  ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?...

    Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми, чем занять их в детском саду и дома

    Данный материал содержит краткую информацию по гиперактивности детей, игры, рекомендации педагогам и родителям по работе с ними....