Главные вкладки

    Консультация педагогам "Фоновая музыка в детском учреждении"
    консультация на тему

    Практические советы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bauer_vystuplenie_na_mo_d_2.docx258.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

    «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «РОСТОК»

    отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

    Выступление на метод объединении

    Консультация педагогам

     «Фоновая музыка в детских учреждениях».

    Разработчик:

    Бауэр. Л.М. (музыкальный руководитель)

    п.г. Игрим

    2014г.

    «Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

    Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бледна…

    Любителями и затоками музыки не рождаются, а становятся».

    Д.Шостакович

    По мнению известного психолога Б.М.Теплова музыку называют зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. Можно сказать, что ребенок –  это сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям».  

    Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации - способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому и эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.

    К сожалению, музыкальная деятельность чаще ограничивается традиционными видами организации детей (музыкальными занятиями, праздниками, музыкальными кружками). Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня и сопровождала определенные режимные моменты, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

    Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.

    Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

             Фоновая музыка может стать важнейшим фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей, расширение и обогащение опыта её восприятия.

    Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

    1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
    2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение активности.
    3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоение знаний.
    4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.
    5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

    Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог.

    Использование фоновой музыки в образовательной деятельности.

    Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

     Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.

     Степень активности восприятия музыки

     * Развитие речи  - Активное и пассивное  

    Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей.

     * Математика - Пассивное

    На занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном.

     * Ознакомление с окружающим - Активное и пассивное

    На занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте.

     * Рисование  - Активное и пассивное

    На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

    * Ручной труд -  Пассивное.

    Музыка помогает создать определенный настрой на работу.

     * Конструирование  -  Пассивное

      * Физкультура -  Активное и пассивное.

    Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

    Важным компонентом является подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, резко звучащие звуковые сочетания, приводят к психическому напряжению.

    Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбирайте произведения, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

    Звучание музыки фоном в режимные моменты (подъём, приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в помещении. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

    Включение музыки в образовательную деятельность.

    Форма восприятия музыки

    Непосредственно образовательная
    деятельность

    Содержание деятельности
    педагога

    Активная

    Познание;

    игровая;

    музыкально-художественная;

    двигательная;

    коммуникативная

    Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

    Пассивная

    Трудовая;

    познание;

    продуктивная;

    восприятие художественной литературы;

    коммуникативная

    Педагог использует музыку как фон
    к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане.

     

    Примерное расписание звучания фоновой музыки.

    Время звучания музыки корректируется в соответствии с возрастом детей и режимом работы детского учреждения.

    Режимные моменты

    Преобладающий
    эмоциональный фон

    Подъем

    Спокойный, оптимистично-просветленный

    Утренний прием

    Радостно-спокойный

    Настрой на занятия

    Уверенный, активный

    Подготовка ко сну

    Умиротворенный, нежный

     

    Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому

    Утро, встреча детей.(Подъём).

    Цель: Создание положительного эмоционального фона.

    Утро  - звучит радостная спокойная музыка. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и  на  педагогов, вселяет уверенность, что ребенку хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

    Музыкальный репертуар:

    П.И.Чайковский Марш из балета "Щелкунчик"

    П.И.Чайковский Вальс цветов из балета " Щелкунчик".

    И.Штраус Полька " Трик - Трак".

    П.И. Чайковский " Апрель".

    П.И. Чайковский «Песня жаворонка»

    П.И. Чайковский «Сладкая греза»

    Современные:

    Диск «Веселые мелодии» с мелодиями композитора Александра Климова. «Раннее солнышко», «Лучик», «Прогулка в лесу» «Здравствуй утро» и др.  Диск «Малыш и природа»  музыкальные  произведения «Веселое настроение», «Утро в деревне», «Утром» «Солнечный зайчик» и др.

    Завтрак, подготовка к занятию.

    Звучит музыка уверенная, активный темп музыки.

    Репертуар:

    П.И. Чайковский «Игра в лошадки», «Марш оловянных солдатиков», «Полька»

    Р. Шуман «Военный марш», «Веселый крестьянин»

    Диск «Веселые мелодии» раздел «Два друга», «Самый – самый».

    Сон

    Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Под воздействием такой музыки  у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

    Музыкальный репертуар:

    Кассета «Добрые колыбельные для сладких снов» мелодии и песенки для детей дошкольного возраста.

    Диск «Веселые мелодии» мелодии к разделу «Баюшки – баю»

    Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии,  определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому . Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение  внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

    Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:

    - Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на Гиперактивных детей.

    - Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими  людьми.

    - Улучшается речевая функция.

    - Улучшается сенсомоторная функция.

    - Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

    Таким образом,  развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия музыка, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника в условиях детского учреждения.

    Рекомендации для педагогов

    по использованию фоновой музыки

    в воспитательно-образовательном процессе.

    • Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.
    • Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.
    • Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей  и должна определяться самим воспитателем.
    • Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.
    • Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

    Функции фоновой музыки

    Примерный репертуар

    Релаксирующая (расслабляющая)

    К. Дебюсси. "Облака".

    А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

    К.-В. Глюк. "Мелодия".

    К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

    Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

    И. Брамс. "Вальс № 3".

    Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

    Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде".

    К.-В. Глюк. Мелодия из оперы  "Орфей и Эвридика"

    П.И. Чайковский «Баркарола»,

    Бизе «Пастораль»,

    Леклен Соната до мажор (часть 3)

    Сен-Санс «Лебедь»

    «Сентиментальный вальс», П.И. Чайковский.

    Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

    Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонт".

    И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

    А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

    Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

    В. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

    Э. Григ. "Утро".

    И.-С. Бах. "Шутка".

    И. Штраус. "Весенние голоса".

    Ф. Шопен. "Прелюдии".

    Б. Монти. "Чардаш"

    Активизирующая (возбуждающая)

    П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

    Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

    В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

    Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

    М.И. Глинка. "Камаринская".

    В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

    Успокаивающая (умиротворяющая)        

    Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

    Т. Альбинони. Адажио для органа и струнных.

    М. Глинка. "Жаворонок".

    А. Лядов. "Музыкальная табакерка".

    К. Сен-Санс. "Лебедь".

    Ф. Шуберт. "Серенада".

    П.И. Чайковский. "Вальс цветов"

    Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)        

    И.-С. Бах. "Ария".

    А. Вивальди. "Времена года".

    С. Прокофьев. "Марш".

    Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

    В.-А. Моцарт. "Гроза".

    В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

    Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

    П.И. Чайковский. "Времена года"

            Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях детского учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

    Примерный перечень музыкальных произведений используемых в режимных моментах.

    Музыка для утреннего подъема

    Музыка, настраивающая на занятия

    Музыка перед сном

    Просыпательная музыка

    А. Дворжак. "Славянский танец № 2".

    Ф. Лист. "Венгерские рапсодии".

    В.-А. Моцарт. "Маленькая ночная серенада".

    Л. Бетховен. Увертюра
    "Эгмонт".

    Б. Монти. "Чардаш".

    Э. Григ. "Утро".

    И.-С. Бах. "Шутка".

    И. Брамс. "Венгерский танец № 7".

    И. Штраус. "Весенние голоса".

    Ф. Шопен. "Прелюдии"

    А. Вивальди. "Времена года".

    С. Прокофьев. "Марш".

    И.-С. Бах. «Ария».

    П.И. Чайковский. "Времена года".

    Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

    В.-А. Моцарт. "Гроза".

    В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

    Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

    Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада".

    И. Брамс. "Вальс № 3".

    К. Дебюсси. "Облака".

    А.П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

    К.-В. Глюк. "Мелодия".

    К.-В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".

    В.-А. Моцарт. "Реквием".

    Ш.-К. Сен-Санс. "Карнавал животных".

    Р. Шуман. "Детские сцены", "Грезы".

    Г.-Ф. Гендель. "Музыка на воде"

    П.И. Чайковский. "Вальс цветов".

    Л. Бетховен. Увертюра "Эгмонд".

    Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

    П.И. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть.

    М.И. Глинка. "Камаринская".

    В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

    Включение музыки в образовательную деятельность.

    Форма восприятия музыки

    Непосредственно образовательная
    деятельность

    Содержание деятельности
    педагога

    Активная

    Познание;

    игровая;

    музыкально-художественная;

    двигательная;

    коммуникативная

    Педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)

    Пассивная

    Трудовая;

    познание;

    продуктивная;

    восприятие художественной литературы;

    коммуникативная

    Педагог использует музыку как фон
    к основной деятельности, музыка звучит негромко, как бы на втором плане.

     Примерное расписание звучания фоновой музыки.

    Время звучания музыки корректируется в соответствии с возрастом детей и режимом работы детского учреждения.

    Режимные моменты

    Преобладающий
    эмоциональный фон

    Подъем

    Спокойный, оптимистично-просветленный

    Утренний прием

    Радостно-спокойный

    Настрой на занятия

    Уверенный, активный

    Подготовка ко сну

    Умиротворенный, нежный

     

    Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей: "Применение ИКТ на музыкальных занятиях в детском учреждении"

    Мотивация воспитанника является одной из важнейших составляющих успешного обучения. Интересным для детей любого возраста использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запо...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И КАК ИХ РАЗРЕШИТЬ В ДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

    Воспитание в том и заключается,  что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть , свои убеждения младшему поколению.Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше в...

    Консультация для родителей. Тема: Проблемы адаптации детей в детском учреждении пути их реализации

    Эта консультация поможет родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детском дошкольном учреждении....

    Номинация: Доклад для проведения консультаций с родителями в детских дошкольных учреждениях. Тема:«Как улучшить и развить ритмический слух ребёнка?». Автор - составитель: Якубовская Е.А.

    Родители должны знать, что заниматься развитием чувства ритма очень полезно, т. к. в этот момент они занимаются комплексным развитием ребёнка: помимо музыкальных способностей развиваются волевые ...

    Консультация для родителей в детском саду по ПДД: «Безопасность детей — забота взрослых» Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и

    Консультация для родителей в детском саду по ПДД — одна из востребованных форм работы, ведь охрана жизни, здоровья детей —приоритетная задача дошкольного учреждения и семьи. О том, что и к...

    Консультация для воспитателей «Формирование положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому учреждению».

    Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, во...