Пальчиковые игры
материал (старшая группа) на тему

Игры на развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx555.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики

Задача: Развивать гибкость кисти пальцев рук.

Снеговик.

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)

Мы во двор пошли гулять (идем по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную слепили (лепим руками комки)

Птичек крошками кормили (сыпем птицам крошки)

С горки мы потом катались  (проводим указательным пальцем левой руки по ладони правой)

А ещё в снегу валялись (то одной то другой стороной кладём ладошки на стол)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем руки)

Съели суп и (показываем, как едим суп) 

спать легли (и складываем ладошки под щечку).

Кошка.

 

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка! (хлопает ладошками по щечкам и «удивляемся», качая ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках — острые царапки, (ноготками царапаем по любой поверхности или коленке)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (убегаем  указательным и средним пальчиком)

 «Дети»

К Кате гости прибежали, (пальчиками идем по полу или столу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Коля, (здороваемся, соединяя большой и указательные пальцы)

Здравствуй Жанна («здороваются» большой и средний пальцы)

Рад Серёжа, («здороваются» большой и безымянный пальчики)

Рада Снежана (большой и мизинчик)

Не хотите ль пирожок? (складываем вместе ладошки)

Может коржик (раскрываем и показываем две открытые ладошки)

Иль рожок (один кулачок ставится на другой)

Вот драже вам на дорожку (несколько раз тычем пальцем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (ладошки несколько раз сгибаем в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки (стряхиваем «невидимые» крошки)

И захлопали в ладошки! (хлопаем в ладоши)

Кукушка

Шла кукушка мимо рынка (Выпрямленными указательным и среднем пальцем идет по столу, все остальные пальцы поджаты.)

У неё была корзинка (Соединяем ладошки ковшом, образуя корзинку.)

А корзинка на пол — бух! ( Роняем сомкнутые ладони, ударяя ими по столу или коленям, руки разъединяем)

Полетело десять (восемь, девять) мух! (Изображаем летающих муз, разведя руки в стороны и шевеля пальцами. Количество разогнутых пальцев должно соответствовать количеству мух в тексте)

Паучок

Паучок идет по ветке,

А за ним скачут детки (скрещиваем руки и пальчиками каждой руки «бежим» по предплечью и плечу другой руки)

Дождик с неба вдруг полил, (опускаем руки и «стряхиваем» капли дождя с кистей рук)

Паучков на землю смыл (один раз хлопаем по коленкам)

Солнце стало пригревать, (прижимаем ладони друг к другу боковыми сторонами, растопыриваем пальцы и качаем руками – как будто светит солнышко)

Паучок ползёт опять, (повторяем первые движения.)

А за ним ползут и детки, («паучки»  доползли до головы и ползают по ней)

Чтобы погулять на ветке.

                       «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (все пальчики под счет по очереди загибаются)

Мы во двор пришли гулять («идем» указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, (лепим комочек двумя ладошками)

Птичек крошками кормили, (показываем всеми пальчиками , как «крошим» пальцами хлеб)

С горки мы потом катались, (указательным пальцем правой руки ведем по ладошке левой руки)

А ещё в снегу валялись (кладем ладошки на стол по очереди то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки друг об друга)

Съели суп и спать легли (изобразили движения ложкой и положили руки под щеку).

                            «Улитка»

Улитка, улитка! Покажи свои рога, (пальцем водите по раскрытой ладони малыша)

Дам кусок пирога (загибаете большой пальчик ребенка)

Пряника печатного (загибаете указательный палец)

Пышку ароматную (загибаете средний пальчик)

Сдобную лепешку (загибаете безымянный пальчик)

И блинов немножко (загибаете мизинец)

После этого освободить из сжатого кулачка указательный палец и мизинец: получатся улитка! Покажите, что в таком положении нужно немного повращать кистью!

Затем в эту потешку можно поиграть с другой рукой.

                          «Животные»

Пальчиковая игра, позволяющая развить мелкую моторику и познакомится с тем, как «говорят» различные животные.

На каждую произнесенную строчку по очереди соединяйте пальцы левой и правой руки малыша (начинать с мизинчиков). На последнюю строчку показываем рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы (остальные подогнуть).

Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,

Два щенка: «Ав-ав!»,

Два жеребенка: Иго-го!»,

Два тигренка: «Ррр!»

Два быка: «Муу!».

Смотри, какие рога.

 игра «Апельсин»

Мы делили апельсин (зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем ее другой рукой)

Много нас,  а он – один,

 Эта долька – для ежа (на каждой дольке правая рука поочередно разжимает пальчики на левой руке),

Эта долька – для чижа,

 Эта долька – для котят,

 Эта долька — для утят,

 Эта долька — для бобра,

 А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились).

                    «Пальчики»

Во время проведения этой пальчиковой игры необходимо соединить большой пальчик с поочередно каждым пальчиком на руке.

 Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил,

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел!

   

  «Многоэтажный дом»

В этом домике пять этажей:  (Ребенок сжимает все пальчики в кулачок, руку держит в горизонтальном положении)

На первом живет семейство ежей,           (Отгибаем мизинчик)

На втором живет семейство зайчат,         (Отгибаем безымянный пальчик)

На третьем — семейство рыжих бельчат,   (Разгибаем средний палец)

На четвертом живет с птенцами синица,  (Указательный)

На пятом сова — очень умная птица.        (И, наконец, большой)

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

 На пятом сова,                                       (Загибаем большой пальчик) 

На четвертом синица,                             (Затем указательный пальчик)

Бельчата на третьем,                              (Потом средний пальчик)

Зайчата — втором,                                   (Безымянный пальчик)

На первом ежи, мы еще к ним придем.     (И, наконец, мизинчик)

              «Семья»

Этот пальчик большой —          (Указательным пальцем  

                                                          показываем на большой пальчик)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.    (Постукиваем по указательному

                                                                  пальчику ребенка)

Рядом с мамой — брат старшой.       (Поглаживаем средний паль -

                                                                              чик малыша)

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.                             (Показываем  на безымянный

                                                                       пальчик)

И самый маленький крепыш —

 Это славный наш малыш.       (Указательным пальцем поглажи-

                                                              ваем детский мизинчик)

Дружная семейка.

 Этот шлепнулся в колодец,      (Постучали по среднему пальчику)

Этот вытащил его,                       (Показываем на большой пальчик)

Этот уложил в кроватку,                (Гладим указательный пальчик)

А другой укрыл его,                       (Показываем на безымянный)

А самый маленький мальчонка разбудил его.   (Стучим по ми -

                                                                                            зинчику)

Спи, мой милый, доброй ночи,

 Спи и подрастай,

 Засыпай, малыш, пораньше

 И пораньше встань.

                      «Друзья»

Приходили прямо к дому (соединяем кончики пальцев обеих рук под углом, образуя крышу)

Указательный и средний,

 Безымянный и последний

(поочередно на двух руках одновременно соединяем называемые пальчики с большими)

Сам мизинчик-малышок

(показываем только мизинец, все остальные пальцы сжаты в кулачок)

Постучался об порог

(стучим кулачками друг об друга)

Вместе пальчики-друзья,

 Друг без друга им нельзя.

                       «Кошка»

Подставляй ладошку (Протягиваем вперед руку вверх ладошкой)

Расскажу про кошку (Гладим одну ладонь другой)

Будем пальчики считать? (Шевелим вытянутыми вперед пальчи-

                                                                            ками)

Будем пальчики считать! (Сживаем и разжимаем пальцы в кула-

                                                                    чок)

Раз-два-три четыре-пять! (По очереди загибаем пальцы на руке)

Вот – кулак, (Опять пальцы сжимаем в кулак)

А вот – ладошка. (И снова разжимаем, показывая ладошку)

На ладошку села кошка! (Ставим на открытую ладонь пальцы -

                                                        другой руки)

И крадётся потихоньку, (Пальцами «пробегаем» по руке вверх до плеча)

И крадётся потихоньку… (Прячем пальцы второй руки под мышку)

«ДОМ»

На горе мы видим дом (составленными под углом ладонями имитируем крышу дома)

Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)

Вот деревья, вот кусты (соединяем ладони, образуя ими  вытянутый и круглый шарик)

Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)

Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор (гладим руками воздух)

Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их)

К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег)

В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху)

В гости к другу мы пришли (пожимаем руку малыша)

И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что то передаем)

МАЛЫШ

Один малыш качается в саду (качаем туда - сюда указательным пальчиком)

Два малыша купаются в пруду,(изображаем двумя пальцами пловца)

Три малыша ползут к дверям в квартире, (имитируем тремя пальцам ползание)

А в эту дверь стучат еще четыре.

 (стучим кулаком одой ладони по другой и показываем четыре пальца)

С пятью другими тоже все в порядке  показываем ладошку с растопыренными пальцами)

Им весело, они играют в прятки. (ладошками закрываем глазки)

Где притаились, ясно и ежу,

 (сцепили руки в замок, причем большие пальцы у нас имитируют нос ежа, а растопыренные остальные – иголки)

Но я глаза зажмурил и вожу: (опять зарываем глаза ладонью)

Один, два три

Два, три , четыре, пять (разгибаем поочередно пальчики)

Ну, берегитесь: я иду искать

 (грозим указательным пальчиком)

                              У ОЛЕНЯ

У оленя (изображаем рога, приставив к голове руки с растопыренными пальцами)

Дом (соединяем под углом кончики пальцев на ладонях, изображая крышу над головой)

Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом)

Он глядит в свое окно .

 (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке )

Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца)

В дверь к нему стучит:

 -Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь)

Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака)

Охотник (показываем как охотник целится из ружья)

Злой (корчим страшную рожицу)

- Поскорее забегай , (имитируем открывание двери)

Лапку мне давай. (жмем малышу руку)

ДОМ И ВОРОТА

На полянке дом стоит

 Только к дому путь закрыт

 Мы ворота открываем

 В гости всех вас приглашаем.

С пальчиками малыша выполняем следующие действия:

Соединяем кончики пальцев обеих рук ребенка под углом, имитируя крышу дома

Поднимаем большие пальцы малыша вверх, поворачиваем ладони внутренней стороной к себе.  Пальцы рук остаются соединенными, тем самым мы имитируем ограду

Разводим ладошки в стороны, параллельно друг другу (открываем ворота)

Опять образуем крышу дома, соединив кончики пальцев под углом

 РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ!

Эта пальчиковая игра помогает улучшить мелкую моторику пальцев ребенка и стимулирует гуление. Во время игры прижимайте подушки своих пальцев к кончикам пальцев ребенка, поглаживайте их и легонько разминайте, приговаривая стихотворение:

Раз-два-три-четыре-пять!

 Будем пальчики считать -

 Крепкие, дружные,

 Все такие нужные.

На другой руке опять:

 Раз-два-три-четыре-пять!

 Пальчики быстрые,

 Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:

 То играют в ладушки,

 То зачем-то лезут в рот,

 Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,

 Тянут скатерть со стола.

 Лезут в соль и в компот,

 А потом наоборот.

 Пальчики дружные,

 Все такие нужные!

«Пальчики»
Руки на столе лежат,
И пока что крепко спят
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).
Это правая рука
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась
Тоже сладко потянулась.
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются).
Теперь две руки проснулись -
Сильно-сильно потянулись.
(Пальцы на обеих руках приподнимаются).
Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).
Тук-тук-тук,тук-тук-тук
Раздается снова стук
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать.
И, конечно, отдыхать.
А теперь мы будем киски
Эй, не подходите близко-
Поцарапаем немножко-
Не ребята мы, а кошки.
(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)
К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.
(Постучать пальцами ладоней по столу.)
И лошадки прибежали
И копытцами стучали.
(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)
Осторожны и легки
Приползали паучки.
(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)
А лягушки проскакали -
И в болотце убежали.
(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
(Волнообразные движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.)
Солнышко пригревало -
Червячки уползали.
Солнышко убежало -
Червячки выползали.
(Пальцы медленно сжимаются в кулачки, потои медленно разжимаются.)
Светят солнышка лучи -
Они очень горячи.
А как тучка набежала -
Видно солнышка не стало.
(Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе.)
Раз купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус.
(Соединить кончики пальцев, образуя шар.)
А еще купили дыню -
Сразу съели половину.
(Соединить кончики пальцев, образуя овал.)
С утра пальчики старались -
в своем доме убирались.
(Пальцы по очереди сближаются с большим, скребя по столу, ладошки боком лежат на столе.)
По веселой по дорожке
Быстро пробегут две ножки.
(Пальцы по парам "бегут" по столу.)
А теперь те же ножки
Проскакали по дорожке.
(Пальцы по парам отталкиваются от стола.)

А между упражнениями в стихах изображать с помощью пальцев такие движения:
- резанье ножницами
- подметание метелкой
- пиление
- закручивание винтика
- подбирание крошек со стола
- оттирание пятнышка
- кормление цыплят.

Игры на развитие общей моторики

«Не сбивай, и поймай».

При выполнении этих упражнений кисти рук становятся гибкими, а движения - более свободными.
Дети должны преодолеть несколько препятствий (скакалки). Одна скакалка протянута на высоте 60 см от пола, другая — в 1 м от нее, на высоте 40 см от пола, через I м — следующая скакалка на высоте 5 см. Под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой «мишки», т.е. на полусогнутых ногах, расставив и округлив руки; второе проползают «мышкой», т.е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают «лягушкой», т.е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный педагогом, и отойти с ним в сторону. Когда все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда: «Играйте!» начинают играть в мяч или обруч.

Игры на развитие мелкой моторики

«Пальчик о пальчик».

Дети сидят перед педагогом, поют и выполняют движения: «Пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза), хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши). Ножками топай, топай (повторить два раза). Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками), пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза)».

Эти игры предназначены для развития движений строго определенных частей тела.

«Кулак — ладонь».

Под энергичную музыку дети сжимают левую кисть в кулак, пальцами к себе. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой. Движения должны быть быстрыми и точными.

«Покажите руки». (Французская народная мелодия в обр. В. Витлина.)

Дети стоят по кругу друг за другом. Первая часть музыки: дети двигают? ся легкими поскоками в одном направлении. Оканчивают движение прыжком с одной ноги на две и поворотом к центру круга. Вторая часть музыки: дети протягивают руки вперед, показывая ладони (на четные такты), и прячут руки за спину (на нечетные такты), Характер движений, в связи с музыкой шутливый и задорный.

«Качели». (В. Ребиков. Соч. 37, «На качелях».) Дети стоят в колоннах, ноги сомкнуты, руки отведены влево вниз. Такты I—8: дети, слегка пружиня в коленях, качают вправо и влево руками на каждый такт до уровня плеч, широко раскрывая пальцы рук. Начиная со второй части делают правой ногой шаг в сторону и продолжают качание рук с расставленными пальцами вправо и влево, но сильнее и переносят тяжесть тела с одной ноги на другую. В конце второй части приставляют правую ногу к левой. С третьей части музыки руки медленно и плавно опускают вниз, пальцы смыкают.

Упражнение с мячом. (Ф. Шуберт. «Вальс».)

Дети стоят по кругу вправо друг за другом. В руках у каждого ребенка ] небольшой мяч. Руки отведены влево. Первая часть музыки и ее повторение: на нечетные такты дети отводят руки с мячом вправо, одновременно I перенося тяжесть тела на правую ногу; на четные такты подбрасывают мяч влево вверх, переносят тяжесть тела на левую ногу и ловят мяч обеими руками; движения повторяются до конца первой части музыки. Вторая часть 1 музыки: движения те же, но мяч подбрасывается выше, учитывая усиление звучания второй части. При повторении упражнения дети поворачиваются ] кругом,

Упражнение с хлопками. (Ф. Шуберт. «Вальс».) Дети стоят в колоннах, руки за спиной. Такты 1—2: дети плавно переводят руки вперед, легко и четко хлопают три раза в ладоши. Такты 3— \ 4: плавно переводят руки за спину и хлопают в ладоши за спиной. Такты 5— 6 и 7—8: движения повторяются. Такты 9—10: дети плавно переводят руки I вверх и, подняв головы, хлопают в ладоши над головой. Такты 11 — 12: плавно опускают руки за спину и хлопают в ладоши за спиной. Такты 13— ] 14 и 15— 16: движения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...