Цикл занятий Времена года
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Тематические занятия по слушанью музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_zanyatiy_po_slushanyu_muzyki.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными

физическими и умственными возможностями

Цикл занятий по слушанью музыки «Времена года»

Составитель:

                                              Музыкальный руководитель Бауэр Л.М.

2013 год

п.г.т. Игрим

Тема 1. Осенние месяцы.

Задачи.

  1. Обобщить представления детей о характерных признаках осенних месяцев.
  2. Формировать способность к репродуктивному воспроизведению.
  3. Способствовать развитию к самостоятельней музыкальной деятельности.
  4. Формировать художественно-творческие способности.
  5. Формировать основу музыкальной культуры.
  6. Оборудование: Записи музыкальных произведений, акварельные краски.

Тема   «Сентябрь»

Ход занятия.

Муз. рук.

Вот художник так художник все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик, эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот?

                                                                                   Осень.

А знаете ли вы, что бывает три осени?

Первая приходит в сентябре и называется первоосенье.

Вторая приходит в октябре  - глубокая Осень.

И третья приходит в ноябре – предзимняя осень.

Сегодня наш разговор о сентябре. На первый месяц осени приходит период – золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября? (Солнышко бледное, небо холодное, день короче, птицы улетают в теплые края, листья желтые и опадают.)

Позолотились березы, раскраснелась рябина. Настает карнавал листвы. Теперь покажите в движении этот карнавал листвы или листопад..

Звучит песня «Осенние дорожки»

Музыка спокойная, светлая, веселая, мягкая, нежная, задумчивая. И движения вы передаете соответственно звучанию музыки.

А сейчас послушайте музыкальное произведение  И. Корнецкой «Осень»  и придумайте рассказ о листопаде. Ребята, постарайтесь, запомнит рассказы, которые вы сейчас услышите.

Звучит музыка И. Корнецкой «Осень»  

Дети высказываются.

А теперь наши картины будут оживать. Кто хочет показать движения под музыку   и под рассказ.

Прием артист – зрители.

Что вам понравилось у каждого исполнителя? Дети высказываются.

Вот как  инструментальная музыка и наши движения показывают золотую осень.

А сейчас мы споем песни о листопаде.

Звучат песни «

Чем отличаются эти песни друг от друга?7

Одна песня грустная, печальная, жалобная. Другая – веселая, звонкая, солнечная, под нее хочется танцевать.

Эти песни отличаются по настроению, характеру и содержанию.

Сентябрь самый грибной месяц года. Кто пораньше встает – тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Психогимнастикое упражнение «Раздумье».

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Звучит музыка  «Раздумье»

Выразительные движения. Показать позу раздумья, руки сложены на груди или рука на груди поддерживает руку, на которую опирается подбородок.

 Муз. рук. Когда собирают грибы, приговаривают: «боровик, боровик красная головка, дам тебе морковку», но не всякий гриб кладут в лукошко. Какие грибы можно собирать? Ответы детей.

Давайте поиграем в игру «Положи в кузовок». В наш кузовок можно положить слова на ок (на пример грибок) Положили слово и передали кузовок соседу.

Сколь5ко слов в нашем кузовке! Хочу предложить вам спеть песню «Попадайся грибок» Герчик. Пусть эта песенка станет закличкой, и когда пойдете в лес с родителями собирать грибы, то обязательно соберете полный кузовок. Будем петь весело звонко и задорно, чтобы грибам захотелось к вам в лукошко.

Песня «Попадайся грибок» Герчик.

Вот и кончился сентябрь, за ним следом идут октябрь и ноябрь, о которых мы поговорим в следующий раз.

Тема  Октябрь и ноябрь.

Муз. рук. Сегодня наш разговор об октябре и ноябре.

Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят; октябрь- грязник. Почему его так называют7 (Часто идут дожди, Грязно, неуютно, холодно, погода пасмурная, дуют холодные ветра).

Послушайте в исполнении симфонического оркестра «Осенняя печаль» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» и услышим с вами, как композитор изобразил в музыке характер октября.

Звучит музыка.

А сейчас мы попадаем в волшебную мастерскую и кистями и красками подберем фон октября. Фон должен соответствовать услышанной вами музыке.

Дети работают.

В каких тонах, вы изобразили фон октября? (Темный, серый, фиолетовый, синий)

Это произведение у Чайковского хмурое, печальное, грустное.

2 занятие

Муз. рук.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блестело,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печаленным шумом обнажалось.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван.

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял сентябрь уж у двора.

Ребята догадались, о каком месяце мы будем говорить?

Ноябрь – предзимье. Выделите характерную особенность ноября? (Деревья стоят голые, становится холодно, выпадает первый снег).

В предзимье держится неустойчивая погода. Резкие похолодания сменяются оттепелями, выпадает первый снег. А мы с вами сейчас покажем как вы удивляемся и радуемся первому снегу.

Дети показывают.

Психогимнастика «Первый снег»

Много дней шел мелкий холодный дождик. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно. Ребенка не выпускали на улицу. Вот и сегодня ребенок проснулся и подумал что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от удивления. Все покрыть белым- белым снегом.

 Утром глянул я чуть свет

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите чудеса

Опустились небеса!

Было облако над нами

Оказалось под ногами.

В саду стало чисто просторно и красиво. Можно идти гулять, Скорее-скорее одеваться!

Выразительные движения. Голова откинута назад, брови приподняты

                                                   на лице улыбка.                                                      

Исполняется пьеса М. Осокина. «Первый снег». Музыкальный руководитель просит составить рассказ «Тихий снег». Выслушав детей, предлагает послушать свой рассказ.  

                                        Рассказ    «Тихий снег»

Тихий снег. Выпадает он всегда неожиданно. Выйдешь на улицу и удивишься: белый дождь вокруг, все так бело, что глаза жмурятся. Протянешь руку и чувствуешь на ладошке легкие уколы снежинок. Хорошо на улице.

Музыкальный руководитель. А теперь ребята посмотрите в окно.

                                                     Какую вы придумаете песенку  без слов,

                                                     о сегодняшнем дне.  

                                                   (Песенное творчество детей).

Пройдите, сядьте на стульчики и послушайте, как композитор Александров изобразил ноябрь в своей песне «Осень».  Звучит песня

Какое настроение у композитора в этой песне? (Грустное и веселое, Сначала музыка печальная, тоскливая, потом быстрая и радостная).

Дети, а вы знаете, что Осень – это сказка, потому что каждый месяц нам приносит волшебные превращения природы?

Только осень успела прийти, как слышаться недовольные голоса людей:

- Ах, какая жалость лето красное кончилось.

Птицы в стаи собираются:

- Опять нам лететь на чужбину.

Звери лесные ворчат:

- Кончилось вольное житье.

И никто видно, приходу осени не рад.

Призадумалась осень:

- Отчего бы это? Чем я не хороша? Чем не пригожа? И богата и щедра и красива – только живи да радуйся. За лето реки и озера обмелели. Я осень их до бережков налила. На полях да на лугах травы за лето выгорели. Я их стеклянной росой покрыла. Были леса темные. Я их раскрасила, разными красками. Наконец надумала Осень спросить у людей, отчего приходу осени не радуются.

Музыкальный руководитель. Давайте ответим на вопрос Осени: почему мы ей не рады?  ( Дождик, холодно, дни короткие, тепло одеваемся, солнышко не греет.)

И все- таки осень ребята, это и хорошо и плохо; как любое время года, она приносит и радость и грусть.

Занятие

Тема: «Зимнее настроение».

Задачи.

  1. Развивать эмоциональную сферу.
  2.  Формировать умение высказывать свои мысли  связно

в соответствии с темой.

  1.  Воспитывать музыкальный вкус.

Оборудование. Атрибуту танцевальных импровизаций

                              (дождинки, снежинки),

                             репродукции картины Д. Я. Александрова «Зимняя сказка»

                                     

Ход занятия.

Музыкальный руководитель. После дождливой и пасмурной Осени  

                                                        пришла Зима.

                                                     Снег устилает землю, дует холодный ветер,

                                                      солнце выглядывает редко, но как мы  

                                                       радуемся морозным   денькам,                                                    

                                                    когда снег скрипит под ногами и искрится на

                                                    солнце! Вот как говорит  об этом Пушкин.

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама,

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпаясь клоками

Повисла на суках дубов

Легла волнистыми коврами.

Среди полей, вокруг холмов.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Зима предстает перед нами торжественной и величавой. Только волшебница так могла изменить природу, и мы восхищаемся ее силой. Но мы не только восхищаемся, но и радуемся зиме. Сейчас мы споем песню, в которой мы выражаем радость от встречи с зимой.

                            Песня «К нам пришла зима» Муз. Герчик.

                             «Зимняя песенка» Красева.

Сейчас сядьте поудобнее, будем слушать музыку. У немецкого композитора

Р.Шумана есть «Детский альбом», в который входят две пьесы под одним названием «Зима». Какое настроение в них передал композитор?

Дети слушают произведения.

Какая музыка по характеру? (Ответы детей)

Обобщение. Первая пьеса передает одиночество, холод, тоскливое настроение. Вторая пьеса грозная, суровая, угрожающая.

Зима – это сказка. ьВ балете П. Чайковского «Щелкунчик» есть « Вальс снежных хлопьев». Возьмите в руки ниточки новогоднего дождика, снежинки и вместе с композитором передайте настроение музыкального произведения  (дети импровизируют).

Музыкальный руководитель. Посмотрите на картину «зимняя сказка». Какое настроение передает картина? Какие цвета использует художник?

Предлагаю вам, ребята нарисовать свою «Зимнюю сказку»

Занятие

Тема: «Зимние месяцы».

Задачи.

1.Закрепить название зимних месяцев, определить их

           характерные   признаки.    

2.   Через систему творческих заданий  развивать музыкальные

                             способности.

                        3.  Воспитывать интерес к музыке.

Оборудование. Аудиозапись с музыкальными произведениями из альбома

                         «Времена года» П.Чайковского.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель. Сегодня наше занятие будет посвящено зимних месяцах. Проведем мы его необычно – в сопровождении музыки великого композитора П. Чайковского, у которого есть музыкальный альбом «Времена года». Каждое произведение здесь посвящено одному месяцу. Декабрь называется – Святки, январь – «У камелька», февраль – «Масленица»

Закроем глаза и погрузимся в музыку. (Звучит «Святки»).

Какая музыка по характеру?

Эта пьеса написана в жанре вальса. Давайте представим себя танцующими на празднике. Каждый может танцевать как хочет и как подсказывает музыка.  (Дети импровизируют)

Ребята, хотите, я вам расскажу, почему композитор назвал свое произведение Святки. Да еще написал его так нежно, легко, танцевально?

Ответ на этот вопрос кроется в русских традициях. Раньше декабрь называли студень. Декабрь считали волчьим временем. В древности думали, что злые чародеи-колдуны превращались в волков и съедали солнце и луну, поэтому сокращался день, рано наступал вечер.  Чтобы избавиться от зла проводили праздник Святки. В святочную неделю было много ряженных. Малышей называли «маленькие выряженки»

Еще в эту пору гадали. У поэта Жуковского есть такие строки.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали

За ворота башмачок.

Сняв с ноги, бросали.

Композитор взял эти строки для определения и названия, и характера пьесы. Девушки гадали с надеждой на лучшее и ждали своего жениха.

Следующий месяц  это январь. Про него говорили так: Январь – году начало, зиме середина. В январе небо проясняется синевой. Снег становится, как тоже синим. Январь считают самым морозным месяцем зимы.

Как принято в мороз сидеть дома в тепле у камина и мечтать.

И мирной неги уголек.

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонек.

И свечка догорела.

Чайковский назвал музыкальную картинку января «У камелька». Послушаем.

Звучит произведение.

Музыкальный руководитель предлагает определить свое настроение от прослушанной музыки. Проводиться игра «Весело – грустно»

Музыкально – дидактическая игра «Весело – грустно»

Программное содержание. Развивать представление о характере музыки.

Педагог предлагает детям определить настроение музыки, подняв картинку с изображением мальчика у которого грустное выражение лица, если музыка грустная. И с изображением мальчика, у которого веселое выражение лица, если музыка веселая, сосредоточенное, если музыка спокойная.

Как называют третий месяц зимы? (февраль)

У февраля много названий. За морозы и снега его прозвали лютнем, снежным, вьюговым.

Послушайте «Февраль» П. Чайковского  и скажите, какая музыка по характеру?

Предлагаю вам передать свои впечатления от музыки П. И. Чайковского в своих рисунках.

Анализируются детские работы.

Дети отвечают на вопросы.

1. Как называются зимние месяцы.

2. Какое произведение понравилось больше и почему?

Занятие

Тема: «Животные и птицы зимой»

Задачи.

1.Дать сведенья о том, как звери и птицы живут зимой.

2. Развивать художественные представления.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Развивать слуховое восприятие.

Оборудование. Иллюстрации «Северные олени», картинки диких животных,

                          Материал для оригами.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель. Сегодня мы поговорим о том какие птицы и животные живут зимой, как поэты, художники и музыканты передают образы животных и птиц в своих произведениях.

Дети отвечают на вопросы.

1. какие птицы остаются зимовать?

2. Как готовятся животные к приходы зимы

3. Почему некоторые животные впадают в зимнюю спячку?

Мы  вам спою песню «Почему медведь зимою спит». Послушайте, какое объяснение дает нам песня. (Звучит песня. Дети отвечают на вопрос).

На севере где долго идет зима живут северные олени. А как они приспособились к зимовке?

Музыкальный руководитель. Послушайте, как поэт Истомин описывает в стихах северных оленей.

В снежном вихре мчат олени

По холмистой тундре мчат

Не бегут мои олени

А по воздуху летят.

Посмотрите, как выглядит оленья упряжка. ( Показ иллюстрации)

Сейчас мы с вами превратимся в оленей и проведем игру «Олени и оленята»

Музыкально-дидактическая игра «Олени и оленята».

Программное содержание. Совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.

Пособия. Настольная ширма, ободки с рожками оленей  на голову. Большой и маленький бубен.

Дети выстраиваются в 2 круга. На звучание большого бубна дети делают размеренный шаг, изображая больших оленей. На звучание маленького бубна дети изображают оленят и выполняют бег.

Послушайте загадку  Летом – серый,  зимой - белый. О каком лесном обитателе эта загадка?

Почему заяц меняет свой окрас? (чтобы скрыться от врагов)

Игра «Снежные автографы»

Цель. Познакомить с  заячьим следом.

Зимой холодно и голодно не только лесным обитателям, но и птицам.

Исполняется песня «В мороз» Красева.

Какая жалобная песня! Как нужно спеть ее, чтобы получилась грустная песенка. (Тихо, протяжно, нежно).

Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (Сделать кормушки)

Вот что предлагает поэт Яшин.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна

Горсть – одна.

И не страшна будет им зима.

Весело станет пернатым друзьям от такой заботы в морозный денек на солнышке.

Сейчас послушаем музыкальное произведение и дадим ему название.

Исполняется пьеса С.Вольфезон «Воробьи на ветке»

Как вы догадались, что скачут воробьи? ( Музыка исполняется легко, быстро, отрывисто) Показывается иллюстрация – снегири на ветке.

Слушают пьесу Шульгина. «На ветке»

Какая из зимующих птиц любит лакомится ягодами рябины? (Снегирь)

Вот как представил снегиря поэт Тараховский.

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле-еле.

За окном темным-темно

От пурги метели.

Кто там – я спросить хотел

И кого вам надо?

Вдруг снежок к нам залетел

Форточку из сада.

Оказался он живой

С крыльями и головой!

Сел он маме на плече

Запушенный белый

Песенку он нам запел.

«Я влетел сюда не зря

Приютите воробья!»

А сейчас мы с вами сыграем песенку– попевку «Снегири» на музыкальных инструментах.

Предлагаю сделать снегирей из бумаги и посадить их на ветку нашей рябины. (Работа детей с оригами)

Обобщение. Сегодня мы представили, как живется нашим птицам и зверям зимой. Чтобы им было уютно в мороз и стужу, мы люди должны заботится о них,  и тогда они будут радовать нас весной, своим пением и помогут справиться с вредителями в саду и огороде.

Занятие 

«Весеннее настроение».

Задачи.

1.        Формировать умение вслушиваться в музыку инструментального
произведения.

  1. Учить   самостоятельно,   определять   характер   и   содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него.
  2. Расширять музыкальный кругозор, способствовать проявлению музыкально-творческих способностей.
  3. Воспитывать     культуру     общения     во     время     совместной деятельности.

Оборудование. Фонограмма, набор детских музыкальных инструментов, атрибуты для танца(платочки, ленточки, султанчики), репродукция картины И. Левитана «Март».

Ход занятия

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель. Дети, с каким настроением вы пришли ко мне в зал? Весна — это светлый праздник рождения природы. Человеку лучше дышится весной, погода такая же разная, как и наше настроение. Как можно выразить свое настроение? Его можно выразить мимикой лица, движением, каждый выражает настроение по-своему. Композитор это делает средствами музыки. Послушайте, как это сделал композитор Н. Мясковский в пьесе «Весеннее настроение». Я предлагаю вам удобно расположиться, закрыть глаза и представить под музыку что-то хорошее, приятное: может, подарок или свою любимую игрушку, а может, весенний денек.

Звучит пьеса «Весеннее настроение», музыка Н. Мясковского.

Что вы себе представили под эту музыку? (Выслушиваются ответы.) Обобщение. Музыка в этом произведении спокойная, тихая, поэтому

мечтается очень хорошо.

 Музыкальный руководитель. Знаете, ребята, у меня сегодня не такое настроение, которое композитор изобразил в музыке, оно более радостное, бодрое,  веселое.  А  отчего  —  попробуйте  отгадать.   (Выслушиваются ответы детей.)

У меня такое настроение, потому что началось пробуждение природы. Как вы понимаете слово «пробуждение»? (Ответы детей.)

Обобщение. Весной распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, мухи, жуки, бабочки выползают из щелей и греются на солнышке. Все радуются пробуждению природы.

Я предлагаю вам показать пробуждение природы весной движением под музыку композитора М. Симанского «Пробуждение весны» (Дети выполняют движения, музыкальный руководитель анализирует их.)

Многие композиторы посвятили весне свои песни, есть такая величальная песня у композитора В. А. Моцарта, послушайте, я спою ее вам.

Исполняется песня «Весенняя», музыка В. А. Моцарта, слова Овербек

Какое настроение вызвала у вас эта песня и почему? (Ответы детей.)

Обобщение. Песня проникнута солнечным светом, радостью жизни, поэтому и настроение она вызвала светлое, мечтательное, умиротворенное. Композитор как бы приветствует весну.

А я хочу вам предложить поприветствовать весну песенкой «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, с радостью!» — так приветствовали ее в старину. (Песенная импровизация детей. Музыкальный руководител   оценивает пение детей.)

На Руси весну зазывали специальной песенкой-закличкой — веснянкой. Вот одна из них. Я буду петь, а вы подпевайте. (Исполняются заклички.)

Не только поэты и композиторы, но и художники выражают свое отношение к весенней природе — красками и кистью. Посмотрите, как художник И. Левитан в картине «Март» изобразил свое настроение. А теперь послушайте музыкальное произведение «Март» композитора   П. И. Чайковского.

Какое настроение вызывает у вас картина И. Левитана? Каков характер музыки П. И. Чайковского? (Анализ ответов детей.) Обобщение. Один и тот же месяц может вызвать разное настроение: у художника чувствуется грусть легкая, светлая, у композитора — грусть и тревога.

Я предлагаю вам выразить свое настроение от прослушанной музыки: составить рассказ, придумать танец; можно взять музыкальные инструменты и сочинить свою музыку или спеть песенку о весне. (Творчество детей.)

Обобщение. Сколько нас, столько и настроений, и каждый по-своему выражает и представляет свое настроение.

Наше занятие закончилось, а вы сможете передать свое весеннее настроение в рисунках.

Занятие. «Весенние цветы».

Задачи.

  1. Учить   соотносить   характерные   признаки   растения   и   характер музыки.
  2. Развивать двигательную активность, творческие способности детей, умение высказывать свое мнение.

Оборудование. Фонограмма, пособия к музыкально-дидактической игре, материал для коллективной аппликации, иллюстрации к музыкальным произведениям П. И. Чайковского и А. Кранца.

Ход занятия

Дети проходят в ворота, образуя круг.

Музыкальный руководитель (читает стихи):

Идет матушка-весна, отворяй ворота.

Первый март пришел, всех детей привел;

А за ним апрель отворил окно и дверь;

А уж как пришел май, сколько хочешь, гуляй. Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла...», русская народная мелодия в обработке Н. А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель. Давайте представим себе, что мы попали на весенний луг. Хорошо в эту пору там: солнышко ласковое светит, бабочки порхают, птицы заливаются звонкими голосами. Вот появились первые весенние цветы. Покажем, как появляются цветы, выполняя следующее упражнение.

Психогимнастическое упражнение «Цветок».

Описание. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Музыкальный руководитель. Ребята, какой цветок появляется первым?

Дети.  Подснежник.

Музыкальный руководитель. Послушайте сказку легенду о подснежнике.

Богиня   Флора  раздавала  цветам костюмы для карнавала и подарила; подснежнику  белый-пребелый костюм. Но снег тоже захотел принять

участие в празднике и стал просить растения поделиться с ним своим одеянием. Из всех цветов один подснежник укрыл его. Танцуя, они так понравились друг другу, что стали неразлучны по сей день.

Расцветая в окружении снега, подснежник сам похож на снежинку.

Разные народы называют его то снежной каплей (англичане), то сне-госверлителем (французы), то снежным колокольчиком (немцы), то задирой (болгары).

Поэты сочиняли стихи о подснежнике, а композиторы — музыку о нем.

Сейчас мы послушаем два музыкальных произведения, у которых одинаковое название. Слушайте внимательно и определите: чем похожи и чем различаются эти произведения?

Исполняются «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского и «Подснежник», музыка А. Кранца. Музыкальный руководитель выслушивает ответы детей. Обобщение. Музыка П. И. Чайковского спокойная, нежная, изящная, светлая; музыка А. Кранца тихая, грациозная.

Послушайте отрывок «Подснежник» П. И. Чайковского и скажите, что вы представляете, когда слушаете эту музыку. (Дети рассказывают, музыкальный руководитель анализирует их рассказы.)

Послушайте отрывок из произведения «Подснежник» А. Кранца, выберите иллюстрацию. (Дети объясняют свой выбор.)

Обобщение. Вы прослушали два произведения с одинаковым названием, но они разные по характеру, композиторы изобразили подснежник по своему настроению, представлению. Подснежник — нежный, изящный, а также гордый, торжественный цветок.

Теперь я загадаю вам загадку:

Молодой, молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова. (Одуванчик.)

Споем песенку «Одуванчики».

Исполняется песня «Одуванчики», музыка В. Герчик, слова Р. Горской. Далее музыкальный руководитель просит детей сказать, чем им нравится и чем не нравится одуванчик. Возможные ответы детей: одуванчик похож: на солнышко, определяет погоду, он используется в лечебных целях; молочко одуванчика пачкает руки, одуванчик это сорняк.

Композитор П. И. Чайковский очень любил ландыш за его чистую, тихую красоту.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней, И ярче краски в них, и веселей узоры, Но прелести в них нет таинственной твоей.

Ландыш — гимн весне. Она наделила его любовью к жизни, цветок благодарит ее ласковым перезвоном маленьких кувшинчиков.

Исполняется песня «Ландыш», музыка М. Красева, слова Н. Френкель.

Солнце припекает все сильнее и жарче, появляются другие весенние цветы. Назовите их.

Давайте поиграем в игру «Собери букет». (Проводится музыкально-дидактическая игра по типу хороводных.)

Музыкально-дидактическая игра «Собери букет»

Программное содержание. Совершенствовать умение детей различать музыку по характеру.

Музыкально-дидактический материал; Мелодии песен «Одуванчик», «Ландыш», « Подснежник».

Игровые пособия. Цветы небольшого размера, прикрепленные к одежде детей.

Ход игры.

Дети стоят по кругу.

Музыкальный руководитель. Сейчас наши цветы будут узнавать свою

                                                      музыку. Если музыка одуванчиков,

                                                        то танцуют одуванчики, если подснежника

                                                       то подснежники, если ландыша –танец

                                                       ландыши.

Дети двигаются согласно звучанию.

                      Мы назвали только три наиболее известных весенних цветка.

                      А  какие еще цветы появляются весной?

Предлагается детям нарисовать весенние цветы.

Давайте составим из цветов весенний луг. И закончить наш разговор о весенних цветах.

Литература.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие. М. 1968
  2. Кедрина П. Ф. Большая книга игр и развлечений М 1992
  3. Мореева Н.А музыкальные занятия в дошкольном учреждении» Просвящение2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Время года - весна"

Конспект для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия "Времена года" для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

Занятие для детей 6 - 7 лет. Дети на занятии закрепляют времена года, названия месяцев. Изготавливают календарь....

Презентация к занятию "Времена года" для детей подготовительной группы

Презентация помогает закрепить знания детей о  временах года и месяцах....

Цикл презентаций "Времена года"

Презентации для дошкольников 5-6 лет. Ознакомпление детей с временами года в рамках темы "Окружающий мир"....

Цикл занятий "Времена года" А.Вивальди

Цикл тематических музыкальных занятий для детей 6-7лет"Музыка зимы"Программное содержание: Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки; учить различать выражение настроений, с...

Цикл интегрированных занятий "Времена года"

Интегрированные педагогические мероприятия на правлены на развитие у детей познавательного интереса к музыкальной и изобразительной деятельности. Закрепление знаний жанров в живописи....