Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ.
статья на тему

        Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ.

                                                     

 

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи.

     Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования речи и личности в целом. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект. В связи с этим коррекционную работу необходимо начинать и проводить в дошкольном возрасте.

      Необходимо воздействовать на речь заикающегося, на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности   и разными средствами получило название комплексного метода преодоления заикания.

       Для формирования полноценной личности  большое значение имеет овладение правильной, чистой речью. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. И наоборот, речь с заиканием весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими, и нередко накладывают тяжелый отпечаток на характер человека, затрудняет его социальную адаптацию.

    Заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции, так и во всем теле. Любые, даже незначительные, ситуации становятся источниками стресса для слабой НС, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь.

    Заикание у дошкольников имеет множество внешних проявлений, неоднородность клинических и психолого-педагогических особенностей, что диктует необходимость комплексного  воздействия. В отечественной логопедии разработаны и применяется ряд комплексных систем по устранению заикания. В практике нашего детского сада №11 «Ручеек» г. Чайковский применяются  известные методики Н.А. Власовой, Е.Ф.Рау. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что впервые предложили поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. Также методику Н.А.Чевелевой в которой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности. При комплексном сопровождении заикающихся детей нами используются многие элементы этих методик в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально-психологическими особенностями и симптоматикой заикания.      

      В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры,  логопедические занятия, лечебная физкультура и логоритмика, воспитательные мероприятия. Создается благоприятная обстановка для детей, режим дня, рациональное питание. Цель этих мероприятий – устранение или ослабление судорог, расстройств дыхания, моторики; оздоровление и укрепление НС, перевоспитание его личности.

    В нашем детском саду организуется комплексная педагогическая работа необходимых специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя)на протяжении всего периода обучения и воспитания ребенка в ДОУ..                                                        В работе с заикающимися детьми логопедом применяется:  аппарат Фролова позволяющий проводить тренировку дыхательной мускулатуры, вырабатывать продолжительный выдох и  упражнения по Хатха-йоге адаптированные к дошкольному возрасту сочетающие в себе физические упражнения с расслаблением и дыхательной гимнастикойсочетающие ь продолжительный выдох и . Используется магнитофон для прослушивания различных произведений в исполнении артистов, музыкального сопровождения во время логопедических занятий и записи голосов детей.

    Коррекционная работа с заикающимися детьми ведется в основном логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Исходя из степени и формы заикания у детей логопед дает рекомендации воспитателям и узким специалистам. На основе этого все специалисты в нашем детском саду совместно разрабатывают перспективные планы работы с заикающимися детьми и их родителями.

     Для осуществления  взаимодействия с воспитателями у нас проходят открытые занятия логопеда, психолога, консультации, беседы, педчасы. Даются  конкретные задания и рекомендации направленные на закрепление навыков пользования  самостоятельной речью, свободной от заикания, усвоенной детьми на занятиях с логопедом в различных играх, режимных моментах, развлечениях, на занятиях. Конкретные задания планируются по лексической теме.

     Психолог нашего детского сада дает советы и рекомендации логопеду и воспитателям по индивидуально-психологическим особенностям каждого заикающегося ребенка. Рекомендует подбор различных упражнений, игр для тренировки умения владеть собой, своей речью в различных ситуациях и эмоциональном состоянии заикающихся детей и по воспитанию правильного отношения к дефекту.

     Музыкальный руководитель на своих занятиях  включает упражнения на развитие ритма и темпа в движениях и речи, проводит элементы логоритмики, использует на занятиях с заикающимися детьми ритмизированную речь (стихи, прозу) с движениями и без движений, мимико-артикуляционные движения, пальчиковую гимнастику. Совместно с воспитателями готовит детей к участию в утренниках, концертах, инсценировках. Проводит мини- консультации для логопеда и воспитателей по развитию плавности и ритмичности речи.

     Инструктор по физкультуре на своих занятиях осуществляет задачи направленные на формирование у заикающихся детей общей и мелкой моторики, дыхания, развития внимания, используя  упражнения по Хатха-йоге и дыхательную гимнастику, упражнения на координацию речи с движениями. Проводит консультации, практикумы, дает рекомендации по проведению расслабляющей и дыхательной гимнастики с заикающимися детьми.

    В нашем детском саду логопед совместно с физинструтором и музыкальным руководителем разработали перспективный план совместной работы по развитию плавной речи у заикающихся детей.

     Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценки со стороны взрослых.

    Весь комплекс работы по преодолению заикания строится в тесном взаимодействии с родителями: проводятся групповые и индивидуальные консультации, открытые и обучающие занятия, консультации-практикумы, советы, профилактические мероприятия. Выставляются папки передвижки. Логопедом проводится для родителей и воспитателей творческая мастерская «Звуковой калейдоскоп» с практическими показами.

    Такая четко скоординированная, систематическая, скрупулезная  работа всего коллектива детского сада и родителей дает положительный результат в преодолении заикания. Так за период 2013 – 2014г.г. детский сад посещали 6 детей, что составляет 100%. К моменту выпуска из детского сада у 4 детей речь восстановилась. Это составляет 67% и 2 ребенка выпустились  с легкой степенью заикания без сопутствующих уловок, это составляет 33%.  Эффективность снятия заикания при таком комплексном сопровождении у детей-выпускников МАДОУ №27 г. Чайковского составила 67%.Это достаточно высокий результат.

    Ценится постепенность коррекционно–развивающего процесса, не предпринимается попытка его ускорить. У каждого ребенка свой час и свой срок постижения!

    Результат такой совместной, направленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

        Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ.

                                                     

Проблема заикания занимает умы не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание – один из наиболее тяжёлых дефектов речи.

     Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования речи и личности в целом. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект. В связи с этим коррекционную работу необходимо начинать и проводить в дошкольном возрасте.

      Необходимо воздействовать на речь заикающегося, на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности   и разными средствами получило название комплексного метода преодоления заикания.

       Для формирования полноценной личности  большое значение имеет овладение правильной, чистой речью. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. И наоборот, речь с заиканием весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими, и нередко накладывают тяжелый отпечаток на характер человека, затрудняет его социальную адаптацию.

    Заикающимся детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи возникает повышенная мышечная напряженность, как в органах артикуляции, так и во всем теле. Любые, даже незначительные, ситуации становятся источниками стресса для слабой НС, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь.

    Заикание у дошкольников имеет множество внешних проявлений, неоднородность клинических и психолого-педагогических особенностей, что диктует необходимость комплексного  воздействия. В отечественной логопедии разработаны и применяется ряд комплексных систем по устранению заикания. В практике нашего детского сада №11 «Ручеек» г. Чайковский применяются  известные методики Н.А. Власовой, Е.Ф.Рау. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что впервые предложили поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. Также методику Н.А.Чевелевой в которой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности. При комплексном сопровождении заикающихся детей нами используются многие элементы этих методик в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально-психологическими особенностями и симптоматикой заикания.      

      В комплекс лечебно-педагогических мероприятий для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры,  логопедические занятия, лечебная физкультура и логоритмика, воспитательные мероприятия. Создается благоприятная обстановка для детей, режим дня, рациональное питание. Цель этих мероприятий – устранение или ослабление судорог, расстройств дыхания, моторики; оздоровление и укрепление НС, перевоспитание его личности.

    В нашем детском саду организуется комплексная педагогическая работа необходимых специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя)на протяжении всего периода обучения и воспитания ребенка в ДОУ..                                                        В работе с заикающимися детьми логопедом применяется:  аппарат Фролова позволяющий проводить тренировку дыхательной мускулатуры, вырабатывать продолжительный выдох и  упражнения по Хатха-йоге адаптированные к дошкольному возрасту сочетающие в себе физические упражнения с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Используется магнитофон для прослушивания различных произведений в исполнении артистов, музыкального сопровождения во время логопедических занятий и записи голосов детей.

    Коррекционная работа с заикающимися детьми ведется в основном логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Исходя из степени и формы заикания у детей логопед дает рекомендации воспитателям и узким специалистам. На основе этого все специалисты в нашем детском саду совместно разрабатывают перспективные планы работы с заикающимися детьми и их родителями.

     Для осуществления  взаимодействия с воспитателями у нас проходят открытые занятия логопеда, психолога, консультации, беседы, педчасы. Даются  конкретные задания и рекомендации направленные на закрепление навыков пользования  самостоятельной речью, свободной от заикания, усвоенной детьми на занятиях с логопедом в различных играх, режимных моментах, развлечениях, на занятиях. Конкретные задания планируются по лексической теме.

     Психолог нашего детского сада дает советы и рекомендации логопеду и воспитателям по индивидуально-психологическим особенностям каждого заикающегося ребенка. Рекомендует подбор различных упражнений, игр для тренировки умения владеть собой, своей речью в различных ситуациях и эмоциональном состоянии заикающихся детей и по воспитанию правильного отношения к дефекту.

     Музыкальный руководитель на своих занятиях  включает упражнения на развитие ритма и темпа в движениях и речи, проводит элементы логоритмики, использует на занятиях с заикающимися детьми ритмизированную речь (стихи, прозу) с движениями и без движений, мимико-артикуляционные движения, пальчиковую гимнастику. Совместно с воспитателями готовит детей к участию в утренниках, концертах, инсценировках. Проводит мини- консультации для логопеда и воспитателей по развитию плавности и ритмичности речи.

     Инструктор по физкультуре на своих занятиях осуществляет задачи направленные на формирование у заикающихся детей общей и мелкой моторики, дыхания, развития внимания, используя  упражнения по Хатха-йоге и дыхательную гимнастику, упражнения на координацию речи с движениями. Проводит консультации, практикумы, дает рекомендации по проведению расслабляющей и дыхательной гимнастики с заикающимися детьми.

    В нашем детском саду логопед совместно с физинструтором и музыкальным руководителем разработали перспективный план совместной работы по развитию плавной речи у заикающихся детей.

     Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как самооценивание позволяет спокойнее относиться к результату своей деятельности и оценки со стороны взрослых.

    Весь комплекс работы по преодолению заикания строится в тесном взаимодействии с родителями: проводятся групповые и индивидуальные консультации, открытые и обучающие занятия, консультации-практикумы, советы, профилактические мероприятия. Выставляются папки передвижки. Логопедом проводится для родителей и воспитателей творческая мастерская «Звуковой калейдоскоп» с практическими показами.

    Такая четко скоординированная, систематическая, скрупулезная  работа всего коллектива детского сада и родителей дает положительный результат в преодолении заикания. Так за период 2013 – 2014г.г. детский сад посещали 6 детей, что составляет 100%. К моменту выпуска из детского сада у 4 детей речь восстановилась. Это составляет 67% и 2 ребенка выпустились  с легкой степенью заикания без сопутствующих уловок, это составляет 33%.  Эффективность снятия заикания при таком комплексном сопровождении у детей-выпускников МАДОУ №27 г. Чайковского составила 67%.Это достаточно высокий результат.

    Ценится постепенность коррекционно–развивающего процесса, не предпринимается попытка его ускорить. У каждого ребенка свой час и свой срок постижения!

    Результат такой совместной, направленной работы позволяет оптимистично смотреть на возможность преодоления заикания.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексное сопровождение гиперактивных детей»

Дидактическиий материал для воспитателей:СИМПТОМАТИКА- симптомы, которые проявляют гиперактивные дети в своём поведении​НевниманиеСверхактивностьИмпульсивностьАНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (М.М....

«Комплексное сопровождение специалистами детей- инвалидов, не посещающих детский сад»

Развитие ребенка, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее пора...

Комплексное сопровождение гиперактивных детей в условиях ДОУ.

Примерно10% детей пришли к нам с медицинским диагнозом «гипердинамический синдром» и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного во...

Организация комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Теоретические основы комплексного сопровождения развития детей дошкольного возраста....

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к обучению в школе «СЕМЬ СТУПЕНЕЙ ОТ ДОШКОЛЕНКА К ПЕРВОКЛАШКЕ»

Тревожность родителей и их стремление «сделать» своего ребенка успешным в школе подогревается большим количеством не подтвержденной педагогами и психологами информации в сети Интернет и на...