Обучение рисованию детей с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы)
статья (средняя группа) на тему

Зорина Татьяна Валентиновна

Рисование - это одно из средств отображения окружающего.

Для создания изображения ребенку необходимо овладеть такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма предмета. Эти движения называются формообразующими.

Изображение предметов по форме, если их сопоставлять с геометрическими, условно можно разделить на три группы:

1.  Предметы, состоящие из линий и различных их сочетаний;

2.  Предметы круглой и овальной форм;

3.  Предметы прямолинейной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной).

В особую группу следует выделить предметы, состоящие из названных форм в их различных сочетаниях (для их изображения не нужны новые формообразующие движения).

Умственно отсталые дети имеют свои специфические особенности - это:

1.  недоразвитие умений анализировать образец, осмысливать его структуру;

2.  определять направление формообразующих линий и адекватно использовать предлагаемые ориентиры, сопровождать свои рисунки речью.

Ребёнку с ОВЗ для освоения формообразующих движений, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку.

Целостный образ предмета в рисунке у детей с интеллектуальной недостаточностью создается очень медленно.

В результате диагностики детей нашей группы было выявлено, что из 8 человек 6 не владеют формообразующими движениями. Руки развиты слабо. Зрительный контроль за движением и восприятие полученных штрихов и пятен слабый. Дети не видят начало и конец движения. Некоторые из детей просто черкают. Прямую линию рисуют не уверенно, не умеют изображать предметы округлых форм. При изображении предметов прямоугольных форм дети не могут вовремя остановится, рисовать линию в другом направлении.

Многие дети постоянно требует помощи взрослого при рисовании, так как испытывает не уверенность.

И поэтому нами были поставлены следующие задачи;

1.  научить изображать прямую линию.

2.  научить изображать округлую форму.

3.  научить изображать прямоугольную форму.

4.  научить изображать овальную форму.

5.  научить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа).

6.  научить изображать несколько предметов связанных единым содержанием.

Работу проводили поэтапно.

Сначала учили детей проводить прямые линии.

Рисовали: - «заборчик», «лесенку», «клетку», «дорожки»,

Затем из прямых линии рисовали: «ёлочку», «дерево», «домик», «окно», «флажок».

Проводили дидактическую игру «Нарисуй картинку палочками» - учили детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной длины.

К закруглению линий, замыкания их в форму круга детей так же подводили постепенно.

Детям для этого предлагали изобразить: «колечки», «колёсики», «баранки», «мячики», «яблоки», «Колобки катятся по тропинке», «заготовим картошку на зиму».

Проводились дидактические игры на развитие воображения детей, умение представлять разные предметы:

1.  «Волшебный кружок»,

2.  «Оживи рисунок».

Учили детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; «Что это такое?».

При обучении предметов, состоящих из несколько частей, дети рисовали: «бусы», «неваляшек», «снеговика», «цыплят».

Проводили дидактическую игру: «Собери целое изображение». - учили правильно подбирать формы по величине.

Чтобы освоить формообразующие движения прямоугольной формы мы применяли прием рисования по точкам, рисование отдельно взятой линии: «платочки сушатся», «кирпичики», «флажок», «домик», «коробка с кубиками».

Проводились дидактические игры:

1.  «Дорисуй»

2.  «Что можно сделать из квадратов»,

3.  «Найди, что похоже на квадрат».

При выполнении этих заданий дети учились удерживать направление линий, вести их по прямой, слева на право, сверху вниз по косой.

Задания варьировались, постепенно усложнялись. Продумывали и подбирали фон бумаги, яркие сочетания красок, использование карандашей, фломастеров, гуаши. Подбирали интересные темы, игры, чтобы сохранить эмоционально положительный настрой у детей желание рисовать.

К концу первого года все дети стали уверенно рисовать прямые линии, предметы округлой формы. А с задачей изображения предмета прямоугольной формы не справились только двое детей.

На втором году обучение шло в направлении различия круга и овала, квадрата и прямоугольника В результате диагностики было выявлено, что дети не умеют рисовать овал - круглые предметы, они изображали удлиненными, а овальные - круглыми. Только один ребёнок мог правильно расположить части в сложном предмете. У остальных детей все части предмета в рисунке пространственно разъединены или искажены. Сюжета в рисунках не было.

Работу, как и на первом году проводили поэтапно.

Чтобы детям было лучше осознать разницу формообразующего движения между кругом и овалом, предлагали для рисования предметы резко различающиеся по форме: «помидор и огурец», «яблоко и морковь».

Подбирали такие темы, чтобы на одном занятии дети выполняли несколько изображений овальной формы: «консервируем огурцы», «морковки на грядке», «колбаски», «компот из слив».

Проводилась дидактическая игра: «Чудесное превращение овала» - закрепляли форму предметов и развивали воображение.

Когда большинство детей научились изображать предметы овальной формы, мы перешли к рисованию предметов имеющих несколько частей.

Рисовали: «птичку», «зайку», «кошку».

А для того, чтобы дети правильно воспринимали форму предметов, мы учили их моделировать и обводить предмет по контуру.

Так же учили детей отражать связанное содержание в рисунке: «перевозим урожай», «осенний лес», «дома на нашей улице», «автобус едет по улице», «строители строят дом», «утята плавают в пруду».

В результате освоения детьми формообразующими движениями и способов передачи предметов разной формы в рисунке, у детей возникли положительные эмоции. Они стали любить рисовать, как на занятии, так и в свободное время.

Пять детей из восьми самостоятельно научились рисовать овал, располагать и рисовать части в сложном предмете. Шесть детей могут нарисовать несложный сюжет. В целом дети приобрели новые навыки и умения. На следующий год эта работа будет продолжена с внесением усложнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование - это одно из средств отображения окружающего.

Для создания изображения ребенку необходимо овладеть такими движениями руки, с помощью которых может быть передана форма предмета. Эти движения называются формообразующими.

Изображение предметов по форме, если их сопоставлять с геометрическими, условно можно разделить на три группы:

  1. Предметы, состоящие из линий и различных их сочетаний;
  2. Предметы круглой и овальной форм;
  3. Предметы прямолинейной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной).

В особую группу следует выделить предметы, состоящие из названных форм в их различных сочетаниях (для их изображения не нужны новые формообразующие движения).

Умственно отсталые дети имеют свои специфические особенности - это:

  1. недоразвитие умений анализировать образец, осмысливать его структуру;
  2. определять направление формообразующих линий и адекватно использовать предлагаемые ориентиры, сопровождать свои рисунки речью.

Ребёнку с ОВЗ для освоения формообразующих движений, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку.

Целостный образ предмета в рисунке у детей с интеллектуальной недостаточностью создается очень медленно.

В результате диагностики детей нашей группы было выявлено, что из 8 человек 6 не владеют формообразующими движениями. Руки развиты слабо. Зрительный контроль за движением и восприятие полученных штрихов и пятен слабый. Дети не видят начало и конец движения. Некоторые из детей просто черкают. Прямую линию рисуют не уверенно, не умеют изображать предметы округлых форм. При изображении предметов прямоугольных форм дети не могут вовремя остановится, рисовать линию в другом направлении.

Многие дети постоянно требует помощи взрослого при рисовании, так как испытывает не уверенность.

И поэтому нами были поставлены следующие задачи;

  1. научить изображать прямую линию.
  2. научить изображать округлую форму.
  3. научить изображать прямоугольную форму.
  4. научить изображать овальную форму.
  5. научить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа).
  6. научить изображать несколько предметов связанных единым содержанием.

Работу проводили поэтапно.

Сначала учили детей проводить прямые линии.

Рисовали: - «заборчик», «лесенку», «клетку», «дорожки»,

Затем из прямых линии рисовали: «ёлочку», «дерево», «домик», «окно», «флажок».

Проводили дидактическую игру «Нарисуй картинку палочками» - учили детей схематически изображать различные предметы с помощью палочек разной длины.

К закруглению линий, замыкания их в форму круга детей так же подводили постепенно.

Детям для этого предлагали изобразить: «колечки», «колёсики», «баранки», «мячики», «яблоки», «Колобки катятся по тропинке», «заготовим картошку на зиму».

Проводились дидактические игры на развитие воображения детей, умение представлять разные предметы:

  1. «Волшебный кружок»,
  2. «Оживи рисунок».

Учили детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; «Что это такое?».

При обучении предметов, состоящих из несколько частей, дети рисовали: «бусы», «неваляшек», «снеговика», «цыплят».

Проводили дидактическую игру: «Собери целое изображение». - учили правильно подбирать формы по величине.

Чтобы освоить формообразующие движения прямоугольной формы мы применяли прием рисования по точкам, рисование отдельно взятой линии: «платочки сушатся», «кирпичики», «флажок», «домик», «коробка с кубиками».

Проводились дидактические игры:

  1. «Дорисуй»
  2. «Что можно сделать из квадратов»,
  3. «Найди, что похоже на квадрат».

При выполнении этих заданий дети учились удерживать направление линий, вести их по прямой, слева на право, сверху вниз по косой.

Задания варьировались, постепенно усложнялись. Продумывали и подбирали фон бумаги, яркие сочетания красок, использование карандашей, фломастеров, гуаши. Подбирали интересные темы, игры, чтобы сохранить эмоционально положительный настрой у детей желание рисовать.

К концу первого года все дети стали уверенно рисовать прямые линии, предметы округлой формы. А с задачей изображения предмета прямоугольной формы не справились только двое детей.

На втором году обучение шло в направлении различия круга и овала, квадрата и прямоугольника В результате диагностики было выявлено, что дети не умеют рисовать овал - круглые предметы, они изображали удлиненными, а овальные - круглыми. Только один ребёнок мог правильно расположить части в сложном предмете. У остальных детей все части предмета в рисунке пространственно разъединены или искажены. Сюжета в рисунках не было.

Работу, как и на первом году проводили поэтапно.

Чтобы детям было лучше осознать разницу формообразующего движения между кругом и овалом, предлагали для рисования предметы резко различающиеся по форме: «помидор и огурец», «яблоко и морковь».

Подбирали такие темы, чтобы на одном занятии дети выполняли несколько изображений овальной формы: «консервируем огурцы», «морковки на грядке», «колбаски», «компот из слив».

Проводилась дидактическая игра: «Чудесное превращение овала» - закрепляли форму предметов и развивали воображение.

Когда большинство детей научились изображать предметы овальной формы, мы перешли к рисованию предметов имеющих несколько частей.

Рисовали: «птичку», «зайку», «кошку».

А для того, чтобы дети правильно воспринимали форму предметов, мы учили их моделировать и обводить предмет по контуру.

Так же учили детей отражать связанное содержание в рисунке: «перевозим урожай», «осенний лес», «дома на нашей улице», «автобус едет по улице», «строители строят дом», «утята плавают в пруду».

В результате освоения детьми формообразующими движениями и способов передачи предметов разной формы в рисунке, у детей возникли положительные эмоции. Они стали любить рисовать, как на занятии, так и в свободное время.

Пять детей из восьми самостоятельно научились рисовать овал, располагать и рисовать части в сложном предмете. Шесть детей могут нарисовать несложный сюжет. В целом дети приобрели новые навыки и умения. На следующий год эта работа будет продолжена с внесением усложнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Наш  практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также результаты экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскр...

Статья «Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»

Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение....

Игровые технологии в обучении детей, имеющих интеллектуальную недостаточность умеренной степени.

Аннотация: В статье представлены особенности  игровой деятельности дошкольников с ОВЗ, имеющими интеллектуальную недостаточность, формирование предпосылок игровой деятельности и целенаправленное ...

Наглядные методы в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе пред...

Игровые технологии в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Аннотация: в статье представлены особенности игровой деятельности дошкольников с ОВЗ, имеющими интеллектуальную недостаточность, формирования предпосылок игровой деятельности и целенаправленное обучен...

Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)

Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...