«Театрализация сказок, как средство развития речи у детей раннего возраста».
методическая разработка (младшая группа) на тему
Разработка для развития речи у детей младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время театр сказок прочно вошёл в жизнь дошкольников. Театрализованные игры пользуются у них неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают ответы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти ему на помощь.
Работая по данной теме, я отметила, что театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: развивать речь, память и воображение детей. Одним из направлений обучения младших дошкольников навыкам театрализованной деятельности, является театр сказок. Сказка сама по себе вызывает сильные эмоции, а как известно знания приобретенные на эмоциональном подъеме, лучше усваиваются и надолго остаются в арсенале ребенка. Кроме того такая деятельность отвечает требованиям здоровьесберегающей технологии – она предполагает смену видов детской деятельности, не допускает переутомления детей, благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка.
С помощью сказки мы знакомим малышей с явлениями природы, окружающим миром во всём его многообразии. А умело поставленные вопросы, побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В своей группе я стараюсь создать условия для самостоятельных игр в сказку, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки.
Рядом с книжным уголком разместила уголок театрализации, который плавно переходит в уголок ряженья, где дети могут использовать костюмы в создании персонажей для нужной сказки, рядом фланелеграф. На нём дети могут моделировать различные сказочные сюжеты.
В нашем детском саду разработан перспективный план использования театрализованных игр в работе с детьми. Первый этап - подбор произведения, соответствующего возрастным и характерологическим особенностям детей – чтение сказок, знакомство с персонажами, проговаривание, подговаривание.
Второй этап – подготовка различных видов театров: изготовление персонажей, фигурок для фланелеграфа, декораций, изготовление игры-сказки.
Третий этап – включение сказки в образовательную деятельность, использование персонажей в повседневной жизни, во время игры в различных условиях: строительном уголке, кукольном уголке, уголке театрализации.
Четвёртый этап – умение детей поддержать игру в сказку со взрослыми и друг с другом.
Такая работа способствует развитию у детей памяти, мышления, воображения, речи, активизации словарного запаса; воспитанию умения подражать, согласовывать свои действия с действиями другими сверстников, сопереживать героям.
Для систематизации работы с детьми раннего возраста по театрализации сказок мной был разработан перспективный план, который я хочу представить вашему вниманию.
Перспективный план руководства театром сказок
для детей младшего дошкольного возраста.
Вид деятельности | Задачи | Предварительная работа | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | Слушание сказки «Колобок». | - Формировать у ребёнка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого; отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать.; обогащать словарь ребёнка за счет звукоподражания (ы-ы-ы, р-р, ам), имен существительных (лиса, заяц, волк, медведь), местоимений (он, она), способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. | Рассматривание картинок с изображением героев сказки, игры с игрушками – персонажами сказки. Сюжетные картинки к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей сказки (дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса) из настольного кукольного театра. | |
2 | Игра-инсценировка по сказке «Колобок» | Вызывать у детей интерес к сказке, к ряженью. Побуждать их использовать отрывки из сказки в собственной игре. | Рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Колобок» Игрушки к сказке «Колобок», шапочки Колобка, деда, бабы, зайца, волка, лисы, медведя | |
3. | Лепка «Колобок». | Вызвать у детей радость от прослушивания песенки колобка, желание подпевать. Познакомить детей со свойствами теста: мягкое и эластичное. Совершенствовать общую и мелкую моторику . Закрепить приёмы лепки круговыми движениями ладоней. Воспитывать положительное заботливое отношение к окружающим. | Рассматривание и обследование игрушки «Колобок»: круглый, хорошо катится. Лепка из теста бусинок , ягодок Игрушечный колобок, тесто, дощечки, салфетки | |
ОКТЯБРЬ | ||||
4 | Рассказывание сказки «Колобок» | Вырабатывать навыки отвечать на вопросы: «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать. | Рассматривание книг, иллюстраций и игрушек к сказке «Колобок». Игры с персонажами сказки. Игры в уголке ряженья с шапочками персонажей Сюжетная картинка к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей из настольного кукольного театра | |
5 | Рисование «Колобок катится по дорожке (нетрадиционная техника)» | Показать детям, что рисовать можно не только карандашами и кистью, но и пальчиками. | Вызвать интерес к работе с краской. Краски для рисования пальчиками | |
6 | Показ настольного театра «Колобок» | Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему. Воспитывать сочувствие к пожилым людям: дедушке и бабушке. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Колобок» Настольный театр с персонажами сказки, декорации к сказке | |
НОЯБРЬ | ||||
7 | Показываем сказку «Колобок». | Формировать умение дослушивать сказку до конца; воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Совершенствовать мелкую моторику, обучать рассказыванию. Развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную память. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Колобок», игры с игрушками-персонажами сказки Сюжетная картинка к сказке, цветные и контурные изображения героев сказки, фигурки персонажей из настольного кукольного театра | |
8 | Конструирование «Колобок катится по дорожке» | Создать условия для формирования умения строить дорожки из кирпичиков, приставляя их друг к другу, короткими гранями, различать постройки, играть с постройками. | Развивать желание общаться. Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Колобок», игры с игрушками-персонажами сказки На каждого ребёнка: 5-6 кирпичиков одинакового цвета, шарики («колобки») | |
9 | Повторение сказки «Колобок» с использованием моделирования её эпизодов . | Напомнить детям содержание знакомой сказки. Побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз. Воспитывать любовь к художественной литературе. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Колобок», игры с игрушками-персонажами сказки, рассматривание характерных особенностей внешнего вида персонажей Дорожка из кирпичиков, игрушечный Колобок, краски, салфетки | |
ДЕКАБРЬ | ||||
10 | Слушание сказки «Маша и Медведь» | Формировать у ребёнка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого; отвечать на вопросы, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать. | Рассматривание картинок с изображением медведя, беседа с детьми о том, какой медведь, где он живёт Сюжетная картинка к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра | |
11 | Игра-инсценировка «Маша и Медведь» | Создать условия для участия детей в инсценировке сказки, формировать интонационную выразительность речи. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Маша и Медведь», игры с игрушками-персонажами сказки. Два комплекта игрушек для инсценировки. | |
12 | Лепка «Поможем Маше напечь пирожков» | Учить самостоятельно лепить знакомые формы. Закреплять приёмы работы с тестом. Воспитывать трудолюбие, желание помогать друг другу, сопереживать героине сказки. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Маша и Медведь»», игры с игрушками-персонажами сказки, игры в уголке ряженья Кукла Маша, салфетки, тесто, дощечки | |
ЯНВАРЬ | ||||
13 | Рассказываем сказку «Маша и Медведь» | Формировать у ребёнка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого; отвечать на вопросы, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать. | Развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурное изображение героев сказки; умение вслушиваться в речь взрослого. Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Маша и Медведь»», игры с игрушками-персонажами сказки, игры в уголке ряженья Сюжетная картинка к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра | |
14 | Показ настольного театра «Маша и Медведь» | Формировать умение слушать сказку, различать по внешнему виду героев сказки, правильно их называть. Закреплять правильное произношение звуков. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Маша и Медведь»», игры с игрушками-персонажами сказки Персонажи и декорации к сказке «Маша и Медведь» | |
15 | Игра-драматизация по сказке «Маша и Медведь» | Побуждать детей участвовать в драматизации сказки. Учить предавать интонацию героев сказки. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Маша и Медведь»», игры с игрушками-персонажами сказки Элементы костюмов, персонажи сказки (маски, рукавички, фартучки, шапочки) | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
16 | Конструирование «Скамеечка узкая для Машеньки, скамеечка широкая для Медведя» | Формировать умение строить узкую скамеечку (из 2-х кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит ещё один кирпичик) и широкую (из 4-х и 2-х кирпичиков). | Рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Маша и Медведь», показ различных видов театра Игрушки: медведь, кукла Маша; строительный материал: кирпичики | |
17 | Рисование «Медведь идёт по дорожке» (нетрадиционная техника) | Формировать умение рисовать следы , лапки медведя (рисование пальцами и ладошкой). | Рассматривание картинок с изображением медведя (обратить внимание на его лапы) Игрушечный медведь, гуашь (синяя), бумага, салфетки | |
18 | Показываем сказку «Маша и Медведь» | Продолжать вырабатывать умение подражать; формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей. Совершенствовать общую и мелкую моторику, обогащать словарь за счет новых имен прилагательных, глаголов. Развивать творческие способности детей, совершенствовать зрительное внимание и память, развивать воображение. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Маша и Медведь»», игры с игрушками-персонажами сказки, игры в уголке ряженья Сюжетная картинка к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра | |
МАРТ | ||||
19 | Слушание сказки «Теремок» | Формировать у ребёнка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого; отвечать на вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать. | Рассматривание картинок с изображением героев сказки, игры с игрушками-персонажами сказки Сюжетная картинка к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра | |
20 | Лепка «Кто-кто в теремочке живёт?» | Продолжать знакомство с фольклорными произведениями. Передавать яркие чувства при встрече с любимыми персонажами. Формировать умение лепить теремок для зверей, раскатывая комочек пластилина прямым движениями ладоней. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Теремок»», постройка домика из кирпичиков, игры с игрушками – персонажами сказки Изображения героев сказки, пластилин, дощечки, салфетки | |
21 | Игра-инсценировка по сказке «Теремок» | Воспитывать в детях чувство дружбы, воплощенное в народном слове. Воспитывать бережное отношение друг к другу, желание помогать. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Теремок»», игры с игрушками-персонажами сказки Теремок, декорации к сказке, игрушки – персонажи сказки | |
АПРЕЛЬ | ||||
22 | Конструирование «Домик – Теремок» | Создать условия, чтобы дети научились строить перекрытия, различать кирпичики по цвету (красный, синий, жёлтый, зелёный) учить произносить «Кто-кто в теремочке живёт?» развивать стремление к игровому и речевому общению, научит разбирать постройки и складывать детали в корзинку, убирать игрушки. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Теремок»», игры с игрушками-персонажами сказки Сюжетная картинка к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра | |
23 | Рассказывание сказки «Теремок» | Формировать умение отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, умение сопереживать. Расширять активный словарь ребёнка за счет имен прилагательных (большой, маленький, больше, меньше); способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. Развивать зрительное, слуховое внимание, зрительную память. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Теремок»», игры с игрушками-персонажами сказки Сюжетная картинка к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра | |
24 | Рисование «Звери шли к теремку и оставили следы» | Учить детей рисовать теремок, передавая форму пятном, продолжать учить ритмично располагать мазки «на земле» – по нижнему краю листа. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Теремок»», игры с игрушками-персонажами сказки, игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу) Бумага, гуашь (жёлтая, синяя), кисти | |
МАЙ | ||||
25 | Игра-драматизация по сказке «Теремок» | Вызывать у детей интерес к сказке, к ряженью. Побуждать их участвовать в драматизации сказки, способствовать воспитанию любви к животным. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Теремок»», игры с игрушками-персонажами сказки, игры в уголке ряженья (переодевание в костюмы персонажей сказки) Костюмы (элементы) персонажей сказки (маски, рукавички, фартучки, шапочки) | |
26 | Показ сказки «Теремок» | Формировать умение дослушивать сказку до конца, воспитывать умение подражать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Совершенствовать мелкую моторику. Развивать зрительное и слуховое внимание - умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурное изображение героев сказки; умение вслушиваться в речь взрослого. | Слушание сказки с использованием различных видов театра, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Теремок», игры с игрушками-персонажами сказки Сюжетная картинка к сказке; цветные и контурные изображения героев сказки; фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра | |
27 | Повторение сказки «Теремок» с использованием моделирования её эпизодов | Напомнить детям содержание знакомой сказки. Побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз. Воспитывать любовь к художественной литературе. | Слушание сказки, рассматривание книг, иллюстраций к сказке «Теремок» игры с игрушками-персонажами сказки, обратить внимание на характерные особенности внешнего вида персонажей Настольный театр, листки-заготовки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-560203-1420710834.jpg)
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей раннего возраста
Установлено, что в ходе эволюции развитие функций рук и развитие речи у людей происходило параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, сложной работы руками происходило...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/15/picture-768541-1458047319.jpg)
Фольклор как средство развития речи у детей раннего возраста
"Фольклор как средство развития ребенка раннего возраста" «...Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/06/picture-467790-1407299560.jpg)
Консультация для воспитателей ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-239054-1512146155.jpg)
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »
Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-983273-1512649779.jpg)
Театрализация на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста
Опыт работы по вовлечению в театрализованную деятельность детей раннего возраста. Как приобщить ребенка к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду. Работа н...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/05/picture-1151978-1562323362.jpg)
План самообразования воспитателя по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»
Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необход...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/14/picture-1175269-1571084238.jpg)
Сказкотерапия, как средство развития речи у детей раннего возраста
Презентация предназначена для работы педагогов в дошкольном учреждении...