Дополнительная образовательная программа танцевально-акробатической студии "Пластика"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Низамова Залия Зарифовна

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, быстроту, силу, ловкость, гибкость, вестибулярную устойчивость, совершенствуют координацию и точность движений,  дети самоутверждаются, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_plastika_zlatoust.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №43 «Солнышко»

г.Златоуст

СОГЛАСОВАНО:                                УТВЕРЖДАЮ:

На педагогическом совете                        заведующий МАДОУ «ЦРР –

Протокол №1 от 09.09. 2020                        детский сад №43»

_____________Е.Н. Мирошниченко

Приказ от 04.09.2020. № 35/2-С6г.

Дополнительная образовательная программа

физкультурно – спортивной направленности

«ПЛАСТИКА»

Срок реализации: 1 год

ФИО, должность: Низамова З.З.,

воспитатель высшей  кв. категории

Златоуст


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка.                                        3
  1. Актуальность программы                                3
  2. Цель и задачи программы                                4
  3. Особенности программы                                5
  4. Ожидаемый результат                                6
  5. Формы подведения итогов                                7
  1. Учебный план                                                8
  2. Календарно – учебный график                                8
  3. Содержание программы                                        9
  4. Методическое обеспечение                                        9
  5. Оценочные материалы                                        10
  6. Список литературы.                                                11


  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность программы

Новое время диктует новые правила. Человек современного общества должен быть гармонично развитой личностью. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя  за компьютером или просто у телеэкрана, «подвижные» занятия  становятся особенно актуальными. Увлёкшись интеллектуальным развитием дошкольников, педагоги и родители отодвинули физическое воспитание на задний план и физическая готовность ребёнка к школе, как правило, даже не обсуждается.      

 Возраст 5-7 лет – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармонично умственного, нравственного и физического развития ребенка. Формируется личность человека. Сюжетно-акробатический танец играет немаловажную роль в воспитании дошкольников. Это связанно с многогранностью сюжетно-акробатического танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Анализ практической работы в детском саду показывает, что возможности детского организма на физкультурных занятиях используются не полностью, не все виды упражнений, которые не только доступны, но и полезны детям, осваиваются ими. Известно, что в течение 5-7-го года жизни психофизиология ребенка перестраивается, психофизиологические ресурсы с точки зрения выполнения более сложной и длительной деятельности увеличиваются, мотивация к освоению нового повышается. Таким образом, появляются предпосылки для включения в  образовательный процесс более  сложных в техническом и координационном плане упражнений. Именно в этом возрасте детей начинают готовить ко многим видам спорта.

В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением основных движений (мягкие прыжки, повороты, разные виды ходьбы и бега) и упражнений, направленных на развитие гибкости, координации движения и способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, крупной и мелкой моторики. В связи с этим ритмика с элементами акробатики может стать одним из эффективных средств решения поставленных задач.  

Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Занятия акробатикой  открывают для этого огромные возможности. Они положительно влияют не только на двигательные способности физических качеств, но и  на улучшение телосложения, на выработку правильной осанки – что особенно важно, так как в более позднем возрасте исправить ее дефекты значительно труднее.  Акробатические упражнения предупреждают травматизм, так как учат владеть своим телом, группироваться при падении во время двигательной активности, пропагандируют здоровый образ жизни. Выполнение акробатических упражнений под музыку приобщает к творчеству, воображению, фантазии и  импровизации, в ходе чего у ребенка формируется адекватная оценка и самооценка. Удачное сочетание элементов акробатики и танца способствуют формированию гармоничной личности, обладающей эстетическим вкусом.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

В связи с этим была разработана модифицированная дополнительная образовательная программа физкультурно – спортивной направленности «Пластика».

  1. Цель и задачи программы.

Основной целью программы является формирование широкой двигательной культуры дошкольников средствами игровой акробатики в сочетании с музыкой.

Задачи:

Оздоровительные:

  • Укрепление мышечного корсета;
  • Формирование правильной осанки;
  • Профилактика плоскостопия;
  • Укрепление мышц дыхательной  системы.

Образовательные:

  • Обучение акробатическим упражнениям;
  • Формирование двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей – ловкости, силы, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве,  вестибулярного аппарата;
  • Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • Формирование навыков выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;

Воспитательные:

  • Привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
  • Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
  • Развитие творческих способностей и качеств личности дошкольника через регулярные выступления перед публикой сверстников и взрослых.

  1. Особенности программы.

Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем  стало отрицательно сказываться на их здоровье. По данным медицинских исследований около 25-30% детей, поступающих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

В связи с этим появилась необходимость компенсировать «движение-существование»  специально придуманными «движениями - физическими упражнениями».  Разработанная Программа предусматривает укрепление здоровья детей через максимальную двигательную активность.

Данная программа предназначена для детей 5-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-35 минут  и представляют собой комплекс элементов гимнастики, акробатики и танцев. Основные упражнения - прыжки, махи, упражнения на растяжку, равновесие и гибкость, силовые элементы. Ребёнок учится ритмично двигаться, слушать музыку, выполнять несложные танцевальные и акробатические элементы. В структуру занятия входят три части: вводная, основная и заключительная.

В подготовительную часть входят общие развивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств в соответствии с сенситивными периодами и целями занятия. Основная часть занятия направлена на решение образовательной цели занятия и включает в себя обучение конкретным акробатическим элементам в соответствии с учебным планом.  А также в основной части занятия используются специальные подготовительные и подводящие упражнения, необходимые для обучения конкретно тех акробатических элементов, которые изучаются на данном занятии. В заключительной части используются упражнения и игры, направленные на восстановление дыхания и пульса, так же возможно изучение акробатических этюдов. Однако это не ограничивает вариативности проведения занятий. Они могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений, содержанием основной части занятия. Это зависит от постановочной работы, возраста и степени подготовки учащихся.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Педагогу надо знать, какую конкретную группу мышц растягивает данное упражнение.
  2. При положении сустава в крайне разогнутом или согнутом состоянии нельзя допускать покачиваний. Растягивать связки и мышцы можно только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии.
  3. Надо объяснить ребенку, что не стоит пытаться копировать движения более гибкого сверстника. Все движения должны находиться в пределах индивидуального диапазона подвижности сустава.
  4. Время, в течение которого удерживается каждое положение, 5 -10 секунд и постепенно увеличивается до 30 секунд.
  5. Во время упражнения надо следить за дыханием детей: оно должно быть спокойным, ритмичным.
  6. Нежелательно предлагать несколько упражнений подряд на сходные группы мышц.

Основные принципы организации занятий.

  • Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка.
  • Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста.
  • Принцип постепенности означает необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному».
  • Принцип индивидуальности фиксирует такое построение процесса стретчинга, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки, физического и психического развития.
  • Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении, и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся.
  • Принцип учета возрастного развития движений столь же необходим, как индивидуальный подход к детям.
  • Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта в результате выполнения физических упражнений. Предусматривается такое сочетание упражнений, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов.
  • Принцип наглядности – один из главных  общеметодических  принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Занятия строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной. Зрительная наглядность — это демонстрация движений. Здесь очень важен показ упражнений педагогом. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях с детьми имеет связь чувственного образа и слова.
  • Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и само – коррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Условия реализации программы.

Занятия проходят в просторном, проветриваемом, отвечающим требованиям СанПиН спортивном зале. Подбор оборудования и материалов к занятию соответствует содержанию каждого из них. Занятия могут посещать дети 5-7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий по акробатике. Не допускаются дети, имеющие следующие заболевания:

  • Близорукость.
  • Отклонения в работе опорно-двигательного аппарата.
  • Болезни сердца и сосудов.
  • Эпилепсия.
  • Расстройства нервной системы.
  • Бронхиальная астма.

Дети зачисляются в группу после предоставления справки о здоровье.
1.4. Ожидаемый результат

  • Повышение уровня физической подготовки за счет повышения двигательной активности.
  • Овладение детьми акробатическими упражнениями.
  • Выявление и осознание ребенком своих способностей.
  • Умение владеть своим телом.
  • Появление устойчивого интереса к занятиям акробатикой.
  • Развитие двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей – ловкости, силы, гибкости, быстроты реакции.
  • Развитие чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
  • Умение выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции, в том числе на сцене.
  1. Формы подведения итогов.

По теоретической подготовке:

Устные опросы;
Контрольные задания;
Самостоятельные работы;
Зачеты;

По практической подготовке:

Внутренние соревнования;
Выполнение нормативов, упражнений;
Деловые, ролевые игры;
Участие в конкурсах, фестивалях;
Контрольные тренировки;
Показательные выступления;
Самоанализ, анализ совместной деятельности;
Творческие задания.


  1. Учебный план

п/п

Раздел

Всего академ. часов

В том числе

Промежуточные испытания

Теория

Практика

1.

Основы знаний (теоретическая подготовка)

2

2

2.

Строевая подготовка

6

1

5

3.

Общая физическая подготовка (ОФП)

10

10

4.

Акробатическая подготовка

22

4

18

5.

Хореографическая подготовка

12

2

10

6.

Групповая акробатика

12

2

10

7.

Открытое занятие для педагогов и родителей (использование одной из форм см. выше)

Открытое занятие для педагогов и родителей декабрь

Всего часов:

64

10

54

  1. Календарный учебный план

Продолжительность учебного года

С 01 сентября по 31 мая

Продолжительность образовательного процесса

32 недели

Режим работы учреждения

5 дней в неделю:12 часов (07.00 – 19.00)

Выходные

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ

Зимние каникулы

С 01 января по 08 января

Регламент образовательного процесса в неделю (вторая половина дня)

2 по 30 минут

Летние каникулы

С 01 июня по 31 августа

Проведение мониторинга

Сентябрь, май

Аттестация (промежуточная/итоговая)

Открытое занятие  (декабрь)

Выступления в творческих конкурсах физкультурно-спортивной направленности (в теч.года)


  1. Содержание программы

п/п

Раздел

Темы

1

Основы знаний (теоретическая подготовка)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время занятий. Правила организации рабочего пространства на занятиях.

История зарождения акробатики как вида спорта.

Значение акробатических упражнений в современной жизни.

2

Строевая подготовка

Перестроение из колонны в шеренгу и обратно.

Расчет по порядку и на счет.

Равнение на ориентир.

Смыкания, размыкания.

Повороты и перестроения.

Построение в колонны и в шеренги по 2, по 3 по 4 и т.д.

3

Общая физическая подготовка (ОФП)

Гибкость.

Сила.

Координационные способности (ловкость).

Быстрота.

Выносливость.

Скоростно-силовые способности.

Акробатическая подготовка

Равновесие на правой (левой) «Журавлик»

Равновесие на правой (левой) «Ласточка».

Мост и его варианты.

Кувырок вперед и его варианты.

Кувырок назад и его варианты.

Стойка на лопатках – «Березка».

Стойка на трех точках.

Переворот в сторону «Колесо»

Шпагат и его варианты.

Прыжок «Козлик».

Прыжок «Ножницы».

Подбивной прыжок.

Хореографическая подготовка

Основные позиции ног.

Основные позиции рук.

Развитие пластики.

Сочетание хореографии с акробатикой.

Групповая акробатика

Женская пара.  Мужская пара.

Смешанная пара.

  1. Методическое обеспечение

Используемые в настоящей программе упражнения и элементы направлены в основном на развитие физических качеств, выработку пластичности, выразительности и музыкальности.

Зал  оборудован гимнастическими матами, спортивным инвентарем, разнообразными гимнастическими предметами, в том числе нестандартными, поэтому программа составлялась с учётом данных условий.

Важная роль отводится музыкальному оформлению занятия. Музыка важна как положительный фон, помогающий дисциплинировать учащихся, сосредоточить их внимание. Устанавливая единый для всех темп и ритм исполнения движений, музыка несет функцию организатора.  Для четкого проведения занятий имеется картотека: «Комплексы ОРУ», «Дыхательная гимнастика», «Самомассаж», «Подборка упражнений для детской акробатики».

Инвентарь и оборудование.

  • Маты поролоновые используются для страховки учащихся;
  • Музыкальный центр используется для подготовки и проведения упражнений под музыкальное сопровождение (ОРУ под музыку, танцевальные минутки и т.д.)
  • Компьютер используется для просмотра и демонстрации техники выполнения акробатических и хореографических элементов, а также для анализа проведенных соревнований и конкурсов.
  • Скакалка гимнастическая используется для проведения комплексов ОРУ и проведения некоторых игр.
  • Мяч используется для проведения комплексов ОРУ и проведения некоторых игр.
  • Обруч гимнастический используется для проведения комплексов ОРУ, проведения некоторых игр, в показательных выступлениях.
  • Скамейка гимнастическая используется при выполнении некоторых упражнений, направленных на развитие гибкости и силы.
  • Диск здоровья используется для укрепления мышц живота и бедер. С его помощью можно улучшить тонус мышц и работу вестибулярного аппарата. 
  • Балансир учит ребенка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие.
  1. Оценочные материалы

Мониторинг  освоения программы  проводится   2 раза в учебном году  (сентябрь и май). В рамках реализации программы  разработаны критерии уровня (по 10-ти бальной шкале) выполнения  упражнений  по всем разделам программы.

Уровни освоения программы воспитанниками:

Высокий уровень - ребенок выполняет акробатическое упражнение самостоятельно – 8-10;

Средний уровень  - ребенок выполняет при незначительной помощи взрослого – 4-7;

Низкий уровень -  ребенок  выполняет упражнение со значительной помощью взрослого или не выполняет  - 0-3.

Н – начало учебного года;

К – конец  учебного года.

Кроме этого, в процессе занятий по данной программе, предполагается получение следующих результатов:

  • укрепление  здоровья воспитанников;
  • проявление устойчивого    интереса  и   потребности  в   регулярных   занятиях   акробатикой;
  • наличие  волевых   качеств:  целеустремлённости,  настойчивости,  решительности,  самостоятельности   и   инициативы;
  • повышение уровня физической подготовки.
  • выявление и осознание ребенком своих способностей.
  • уменьшение процента заболеваемости.

7. Список литературы

 

  1. Алябьева Е.А. «Нескучная гимнастика для детей 5 – 7 лет».
  2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика».Интернет – ресурс
  3. Назарова А.Г. «Игровой стретчинг» – Типография ОФТ, Спб.: 2005. 
  4. Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3 – 5, 5 – 7 лет», 2010.
  5. Сулим Е.В. «Занятия физкультурой: игровой стретчинг для дошкольников» . – 3-е изд., дополн. и испр. – М.: ТЦ  Сфера, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....