Классификация предметов
консультация на тему

Классификация предметов в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_predmetov_v_detskom_sadu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация предметов

      В первые годы жизни (до 3 лет)  ребёнок получает огромное количество впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства  и  далеко не во всех случаях привлекают внимание ребёнка. Известно, что восприятие детей раннего возраста очень не устойчиво. Чаще всего они выделяют какое – либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. На этом этапе жизни ребёнка необходимо обеспечить первоначальное  знакомство его с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого взрослые организуют такие действия ребёнка с предметами, которые направляли бы его внимание на определённые свойства и вели бы к образованию представлений. Дети играют с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе этих игр они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определённых предметов, по  которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов одинарных (карандаши) и разнородных (грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи определённых элементов мозаики и цветовых пятен. Важно, чтобы дети научились понимать слова «цвет», «такой же», «разные». Название отдельных цветов употребляется педагогом, но от детей не  требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление.

     С трёх лет  начинается новый этап сенсорного развития ребёнка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию  сенсорных эталонов. В области цвета эталоном является цвета спектра  (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), которые называют хроматическими, и белый, серый и чёрный цвета, носящие название ахроматических.

     Во II младшей группе детского сада уже учатся узнавать два цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировке одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

     В средней группе дети усваивают порядок, в котором хроматические цвета расположены в спектре, знакомятся с оттенками и учатся называть цвета с указаниями оттенка. Выкладывая несложные узоры, ритмически чередуя определённые цвета, они усваивают разнообразные цветовые сочетания.

     Все обучение проводится в форме упражнений и игр, большая часть которых носит групповой характер и  требует руководства со стороны педагога. В младшей группе упражнения и игры в основном проводятся на сравнение и  отбор цветовых объектов. Если малыши затрудняются произвести это сравнение на глаз, то следует предложить им использовать прием прикладывания объектов вплотную друг к другу. В средней группе дети сами получают различные цвета и оттенки в результате разных видов смешения цветов. Такого рода действия увлекают детей и выполняются ими с большим эмоциональным подъемом.

    Более сложный и развёрнутый характер приобретает обучение детей обследованию формы предмета. Ознакомление детей младшей группы с формой начинается с того, что они усваивают представление о геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и запоминают их названия.  Одновременно они учатся подбирать к геометрическим образцам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребёнка именно как образец, сравнение с которым можно определять форму предмета. В соответствии с принципом постепенного наращивания предусматривается, чтобы дети начинали осваивать материал с простого манипулирования геометрическими фигурами.  Дети используют их по  своему усмотрению в различных видах деятельности.

    У детей средней группы (4 – 5 лет) углубляется знакомство с геометрическими фигурами,  которые они учатся узнавать не только зрительно, но и путём осязания. От сравнения предметов с геометрическими образами дети переходят к словесному определению формы предметов, их обобщению по признаку формы. В течение пятого года жизни должно быть выработано умение зрительно расчленять форму предмета на заданные части. Таким умением дети овладевают, выполняя задания, требующие воссоздания целостного предмета из частей (в младшей группе проводятся только упражнения, подготавливающие детей к выполнению подобных заданий).

        В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности.

        Особенность представлений об отношениях предметов по величине состоит в определении на глаз тонких количественных различий между сопоставляемыми предметами. Простой глазомерной задачей, которую могут решить дети к 3 годам, является выбор на глаз большего ( или меньшего) предмета из двух. Более сложно, когда нужно произвести глазомерное сложение – подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут овладеть зрительной оценкой пропорций.

     При обучении детей сравнению предметов по величине и отдельным измерениям величины используют приемы прикладывания и постепенно переходят к зрительному сравнению. В средней группе вводится простейшая мерка в качестве промежуточного средства при сравнении величин. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

       Постепенно с усложняющимися дидактическими задачами усложняются и методы обучения. Все большее значение приобретает самостоятельная деятельность с включением разнообразных игровых приемов ( соревнование, составление и отгадывание загадок, поиск предметов). Руководство играми и упражнениями со стороны педагога направлено на развитие творческой активности ребенка. Воспитатель только в трудных случаях напоминает детям уже знакомые им внешние приемы обследования формы предметов и их сопоставления по форме и величине (обведение контура, приемы ощупывания, прикладывания вплотную, Но решающее значение приобретает обучение детей выполнению правил: обследованию и описанию формы предметов по строго определенной постоянной схеме, составлению ряда величин по правилу: «Выбирай каждый раз большую (меньшую)».

    Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цвета, формы, величины. На основании конкретных действий с предметами и накопленного опыта у детей формируется такая сложная мыслительная операция, как классификация.

      При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например: все красные колечки на столе, все большие мячи в корзине и т. п. Классификация вынуждает ребенка подумать о том, что лежит в основе сходства и различия предметов, поскольку ему необходимо сделать заключение о них.

     Прочные знания детей названия цветов, формы предмета, его величины облегчают узнавание и запоминание, так как в данном случае уже не нужно идентифицировать всякий новый предмет. А можно включить его в ту или иную группу на основании общих признаков, что значительно активизирует мышление. Важную роль при классификации играет язык. Известно, что дети, которые правильно усвоили обозначения: длинный - короткий, большой - маленький, толстый - тонкий, намного быстрее выполняют задания на группировку предметов, чем те, которые смешивают эти обозначения (большой – короткий, длинный - маленький).

    Объединять предметы в группы ребенок начинает уже в возрасте 2 – х лет. В это время он уже знает, что есть предметы, которые существуют в одном экземпляре, например, его любимое животное, а другие предметы относятся к каким – либо группам одинаковых предметов, например, к мячам, к кубикам. Взрослый руководит ребенком при выполнении заданий на группировку. Он подсказывает, какие предметы относятся к одной группе, а какие – к другой. Младшие дети обычно классифицируют предметы по свойствам, которые важны только для них. И только в возрасте 5-7 лет дети начинают группировать предметы на основе общих воспринимаемых признаков, например, большой и красный. В этом возрасте ребенок уже может разделить группу на подгруппы. Задача взрослых: подвести детей к пониманию отношений  между группой и подгруппой, которое берется за основу при группировке Лишь при  четком понимание этих отношений можно говорить о настоящей классификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Классификация предметов"

представлены слайды для группирования предметов...

План –конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ. СЛАДОСТИ ДЛЯ МАГАЗИНА»

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ. СЛАДОСТИ ДЛЯ МАГАЗИНА. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины), «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Труд»....

Обучение детей классификации предметов средством моделирования

В данном материале говорится о том, как при помощи моделей можно помочь всем детям усвоить классификацию предметов....

Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признакам

Открытое занятие по развитию элементарных математических представлений...