диагностика интеллектуальных способностей
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Чепрасова Людмила Викторовна

Тест для дошкольника: что я знаю о школе?

 

Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности

 

Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

 

Тест «Назови слова»

 

Тест словаря для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_intellektualnye_sposobnosti.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Тест для дошкольника: что я знаю о школе?

  1. Как обращаются к учителю?
  2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  3. Что говорят, если нужно в туалет?
  4. Что такое урок?
  5. Как узнают, что время начинать урок?
  6. Что такое перемена?
  7. Для чего нужна перемена?
  8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  10. Что такое отметка?
  11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  12. Что такое школьный дневник?
  13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
  14. Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.

Примерные ответы:

  1. По имени-отчеству и на «вы».
  2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
  3. Поднять руку и сказать: «Извините, можно выйти?»
  4. Это время, в течение которого дети учатся чему-либо новому: слушают объяснения учителя, ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
  5. Звенит звонок, дети идут в классы, коридоры пустеют.
  6. Перемена – это перерыв между уроками.
  7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, поиграть, позавтракать, сходить в туалет.
  8. Дети пишут за партой.
  9. Учитель пишет на доске.
  10. Отметка – это число, которым оценивают успехи, правильно или неправильно, хорошо или плохо выполнил задание.
  11. 1 – хуже не бывает и т.д.
  12. Дневник – это специальная тетрадь, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.
  13. В одном классе учатся обычно дети одного возраста – одного года рождения.
  14. Каникулы – это перерыв в учении на несколько дней, а также на все лето, после летних каникул дети идут в следующий класс.

Если ребенок ответил правильно на:

11-14 вопросов – школьные правила для него не будут неожиданностью;

7-8 вопросов – неплохо, но можно еще поговорить и почитать о школе;

4-6 вопросов – необходимо подробнее поговорить о школьных правилах;

1-3 вопроса – напрашивается вопрос: «А ходили ли Вы сами в школу?»

Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности

Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узор из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!».

После этого объясняют задание: «Сейчас мы будем рисовать узор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигуру надо рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке. Расстояние между фигурами – одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».

Образцы заданий:

  1. квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +...
  2. треугольник, палочка, квадрат, палочка, треугольник, палочка, квадрат, палочка и т. д.
  3. +, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат...

Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит из двух частей:

  1. узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого;
  2. узор, выполняемый самостоятельно.

Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются.

Оценка результатов

Узор полностью соответствует заданному – 2

Узор похож на заданный, но есть ошибки и пропуски элементов – 1

Задание не выполнено – 0

Выполнение узора по инструкции взрослого.

5-6 баллов – у ребенка достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.

3-4 балла – недостаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.

0-2 балла – низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции.

Самостоятельное продолжение узора позволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способности понимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.

Результат

4-6 баллов – хороший.

1-2 балла – средний.

0 баллов – низкий.

Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

4 рисунка зверей; один рисунок птицы;

4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;

4 рисунка игр, один рисунок работы;

4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;

4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;

4 рисунка одежды, один рисунок обуви;

4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;

4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;

4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;

4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. «Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным.»

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.

Тест «Назови слова»

Определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к той же группе.

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек., а в целом на выполнение всего задания - 160 сек.

Животные /собака/

Растения /ромашка/

Цвета предметов /красный карандаш/

Формы предметов /круглый мяч/

Другие признаки предметов, кроме их формы и цвета. /красивая чашка/.

Действия человека /спать, читать/.

Способы выполнения человеком действий /читать сидя, спать лежа/.

Качество выполнения человеком действий/ читать быстро, спать крепко/.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов , то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы и просит ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

10 баллов – ребенок назвал 40 и более слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к разным группам.

6-7 баллов – ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов – ребенок назвал от 25 до 29 различных слов из различных групп.

2-3 балла – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов из разных групп.

0-1 балл – ребенок за все время не назвал более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокие.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий

Животные: слон, собака, кошка, мартышка, лев, жираф, волк, лисица, бегемот, крокодил, лось, олень, ежик, заяц, медведь, тигр, рысь, пантера, корова, коза, свинья, белка, куница, енот, лошадь, осел, пони, кенгуру, мышь, крыса, леопард.

Растения: ландыш, роза, тюльпан, фиалка, незабудка, ромашка, крапива, дуб, каштан, елка, береза, тополь, акация, грибы.

Форма: круглый мяч, овальное яйцо, прямоугольный стол, круглая тарелка, квадратное окно, прямоугольная книга, круглый карандаш.

Цвета предмета: красная машина, синий карандаш, белая подушка, желтая чашка.

Признаки: красивая чашка, гладкая стена, теплый пол, стеклянный стакан, железная вилка, деревянная полка, бумажная картинка

Действия человека: спать, читать, слушать, есть, пить, стоять, идти, играть, петь, мастерить, писать, рисовать, танцевать, учить, стучать, подавать, бить, гладить, стирать, мыть.

Способы : читать сидя, лежа спать, стоя петь.

Качества : быстро, хорошо, прилежно, медленно, плохо, скучно, неинтересно.

Тест словаря для детей 6-7 лет

Инструкция: «Представь себе, что ты встретился с иностранцем – человеком из другой страны, который плохо понимает русский язык. И вот он попросил тебя объяснить, что означает слово. Как ты ответишь?»

По ответам ребенка можно судить о его словаре – как пассивном (знает значение лишь отдельных слов), так и активном (употребляет те или иные слова активной речи). Если ребенок не может дать словесного ответа, то проверяющий предлагает ему нарисовать предмет или показать значение этого слова с помощью жестов или движений.

Оценкой по данному тесту служит сумма баллов, выставленных за каждое из 10 слов набора.

Шкала оценок

0 баллов – отсутствует понимание слова. Ребенок заявляет, что не знает значения слова, или неправильно объясняет его содержание, например: «Мех – его кладут в подушку и спят на нем».

1 балл – понимает значение слова, но свое понимание может выразить лишь с помощью рисования, практических действий или жестов.

1,5 балла – ребенок словесно описывает предмет, например: «Велосипед – на нем катаются, у него бывает два колеса, а бывает и больше – два больших и одно маленькое». Или: «Это – чтобы на нем кататься». «Зонтик – чтобы прятаться от дождя».

2 балла – ребенок дает определение, которое приближается к научному (т.е. в нем содержится указание на род и отдельные видовые признаки). Например: «Письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и послать в конверте по почте».

Таким образом, максимально возможная оценка по данному тесту составляет 2 х 10 = 20 баллов.

Поскольку с возрастом словарь ребенка быстро обогащается, ответы шестилеток и семилеток логично оценивать по-разному. В связи с этим для определения уровней развития данной способности рекомендуется пользоваться следующей таблицей:

Возрастные группы

Уровень словарного развития

(сумма набранных баллов)

низкий

средний

высокий

Шестилетки

6,5

7-12

12,5

Семилетки        

11,5

12-15

15,5

Наборы слов

  1. Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
  2. Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой.
  3. Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
  4. Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать.
  5. Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый.

Тест на воображение для дошкольников

 «Я его слепила из того, что было»

Развитие воображения это один из важных параметров, определяющих готовность ребенка к школе. Откройте коробку пластилина и дайте задание: за 5 минут смастерить какую-либо поделку.

0-1 балл ставится в том случае, если за отведенное время он так ничего не смог придумать.

2-3 балла – придумал и вылепил что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо.

4-5 баллов – сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов – придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов – придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов – придуманная вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

"Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей 6-7 летнего возраста" (МЭДИС)

Разработана в Институте развития одаренности И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной на основе всемирно известных тестов интеллекта и является их оригинальной авторской разработкой. Методика со...

План работы по выявлению задатков, способностей дошкольников, через мероприятия, способствующие раскрытию творческого потенциала, интеллектуальных способностей

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой и физкультурно...

Методика экспресс-диагностики интеллектуальный способностей (И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина)

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития 6 - 7-летних детей. Тестовые задания да-н...