Родительское собрание "Играем пальчиками и развиваем речь"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Александрова ЕленаВикторовна

Родительское собрание с элементами практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цели:

  • Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;
  • Заинтересовать проблемой.

Участники: родители и воспитатель.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. На доске помещается плакат со словами В.М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

2. Выставка книг по теме собрания.

Ход собрания.

I. Информационная часть. Вступительное слово воспитателя.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:

  • Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
  • Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
  • Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.

1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.

2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.

3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.

Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:

  • После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
  • Пальцы следует нагружать равномерно.

II. Практическая часть.

Предлагаю вниманию родителей пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию речи. Давайте поиграем!

Упражнения для кистей

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

Условно-статические упражнения для пальцев

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Динамические упражнения для пальцев

Ладонь одной руки с разжатыми пальцами, загибать пальчики поочередно, начиная с мизинца

Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка. 
Этот пальчик - папочка, 
Этот пальчик - мамочка, 
Этот пальчик - я, 
Вот и вся моя семья.

III. Заключительная часть.

1. Воспитатель подводит итоги собрания.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

2. Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.

В качестве решения родительского собрания родителям вручаются памятки с пальчиковыми играми.

 

Список использованной литературы:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательства АСТ», 1999.

3. Журнал «Здоровье дошкольника» № 4, 2009.



Предварительный просмотр:

Что поможет развить мелкую моторику рук? 

Для этого нужно следующее:

Учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу и т . д.
Учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться ложкой и вилкой, снимать колготки, носочки и т. д.
Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должен быть такие, которые можно было бы вращать по кругу.
У ребенка обязательно должны быть простейший конструктор и пирамидки.
Рисуйте вместе с малышом карандашами и красками, выкладывайте простейшие мозаики.

Прищепки в корзине

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ.

Небольшая корзина, у которой не слишком толстые борта. Корзину можно заменить коробкой или любой плоской фигурой из толстого картона.
Несколько разноцветных бельевых прищепок. 

ХОД ИГРЫ:

Сложите в корзину прищепки и поставьте ее на пол. Предложите ребенку вынимать прищепки по одной и, взяв каждую тремя пальцами, прикреплять ее на край корзины. Затем игру можно усложнить: прищепки прикреплять в определенной цветовой последовательности.
ВАЖНО!
Прежде чем ребенок приступит к игре, покажите сами, как надо действовать.
Многократное повторение движений сжимания и разжимания позволяет хорошо потренировать пальцы рук.

Цветные капли

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГРЫ.

Формочка для льда с 12 ячейками. Первые четыре ячейки, расположенные подряд, обозначьте фломастером красного цвета, вторые четыре ячейки пометьте фломастером синего цвета, а последние – желтого
Три пузырька, каждый – с водой своего цвета. Воду подкрашивают при помощи пищевых красителей тоже красного, синего и желтого цветов.
Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки.
Маленькая губка. 

ХОД ИГРЫ.

Малыш должен по капле перенести воду из разных пузырьков в ячейки того же цвета при помощи пипетки ( конечно, после того, как вы ему это покажите!). Затем воду из формочки опять при помощи пипеток надо перелить в пузырьки. 
После окончания игры ребенок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать все остальное. 

Оладушки


Ход: Ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.
Пальчик о пальчик – тук да тук ( 2 раза).
Хлопай, хлопай, хлопай ( хлопают в ладоши)!
Ножками топай, топай ( 2 раза)!
Спрятались, спрятались ( закрыть лицо руками)!
Пальчик о пальчик – тук да тук ( 2 раза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ "ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ"

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка, практические советы по развитию мелкое моторики....

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка. Заинтересовать проблемой....

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь».

Цели: Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;       Заинтересовать проблемой.Участники: родители и воспитатель....

Рекомендации родителям: «Играем пальчиками и развиваем речь». (Проведение родительского собрания)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

Родительское собрание "Играем пальчиками и развиваем речь"

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребенка....

Родительское собрание " Играем пальчиками и развиваем речь"

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»Цели:·         Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ре...

Родительское собрание "Играем пальчиками и развиваем речь"

«Играем пальчиками и развиваем речь»Цели:·        Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;·...