Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»
материал на тему

Разенкова Галина Викторовна

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка. Заинтересовать проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Воспитатель
Разенкова Г. В.

Цели:

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи

ребёнка;

Заинтересовать проблемой.

Участники: родители и воспитатель.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1.  На доске помещается плакат со словами В.М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

2.  Выставка книг по теме собрания.

Ход собрания.

I. Информационная часть. Вступительное слово воспитателя. Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:

Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.

Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение. Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.

1. Упражнения для кистей (возраст 1,5-3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.

2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.

3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.

Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при

проведении пальчиковых игр и упражнений:

После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти

кистями рук);

Пальцы следует нагружать равномерно.

II. Практическая часть.

Предлагаю вниманию родителей пальчиковые игры и упражнения,

способствующие развитию речи. Давайте поиграем!

Упражнения для кистей

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик -

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы - они принимают

форму, напоминающую шар).

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

Условно-статические упражнения для пальцев

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в

большой, указательный и мизинец подняты),

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой;

остальные растопырить и поднять.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Динамические упражнения для пальцев

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

«В детский сад»

Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с

большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить

пальцы в стороны.

Большой палец встал один,

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все - ура!

В детский сад идти пара.

III. Заключительная часть.

1.  Воспитатель подводит итоги собрания.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

2.  Минута благодарности. Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.

В качестве решения родительского собрания родителям вручаются памятки с пальчиковыми играми.