Воспитание привычки к здоровому образу жизни у дошкольников
материал (подготовительная группа) на тему

Костюшова Тамара Николаевна

Доклад на педсовет "Воспитание привычки к здоровому образу жизни у дошкольников" (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Воспитание привычки к здоровому образу жизни у дошкольников

                                                               

                                                                                                                                           

Воспитатель:

Костюшова Т.Н.

 2014-2015 г.г.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни у дошкольников

Рост числа заболеваний органов дыхания, пищеварения, зрения, нервной и сердечно – сосудистой систем среди детей, связан с экологическими, социальными и наследственными факторами.  Способствует хроническим заболеваниям и ухудшению показателей физического и психического развития.

 Решение проблемы снижения заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительно работы проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

-Восточная мудрость гласит:        

-«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

- Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево.

- Если ты думаешь навек вперед, воспитай человека».        

 Главная задача персонала дошкольных учреждений выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов риска для здоровья. Постоянно совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов к физическому развитию детей. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и периода пребывания в детском учреждении. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются не реже 1-2 раза в месяц. Запомнились первые реакции детей на физкультминутки. Это были улыбки и радость от того, что во время серьезного занятия вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Дети прослушали беседу о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах - все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.

В работу также включается массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже используется на занятиях, как и физкультминутки.

 Занятия для ребенка – труд, который требует достаточно длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс. Я использую во время занятий различные физ.минутки. Это упражнения игрового характера, которые оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, моторику, развивают внимание и память и снимает психоэмоциональное напряжение.

Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

- привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

- основы культурно-гигиенических навыков;

- элементов самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;

- понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

- умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться:

- определять свое состояние и ощущения;

- понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;

- выполнять гигиенические требования к телу, одежде;

- использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

 Для профилактики близорукости использую специальную гимнастику для глаз. Длительность физ.минуток 2-3 минуты. И состоят из 5-6 упражнений. Сочетаем иногда упражнения с гимнастикой для глаз. Например:

 Одновременно с упражнением для кистей рук, фиксируем взгляд на кисти.

 С древних времен было замечено, что закаливание способствует укреплению здоровья.

 Основными природными факторами закаливания является воздух, солнце и вода. При здоровом образе жизни (достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда позволяющая свободно двигаться без перегревания) эти факторы постоянно и естественно оказывают влияние на организм. Воздушно – водные процедуры – ценные закаливающие мероприятия.

 Проводится утренняя гимнастика, в летнее время года на свежем воздухе, куда включается помимо общеразвивающих упражнений, медленный бег в течение 3 минут.

 Дети нашей группы постоянно находятся при температуре 20 – 21 ?С, достаточно гуляют на свежем воздухе, в летнее время принимают воздушные ванны и ходят босиком.

Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычке к чистоте. Дети могут успешно усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Для их выработки дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивает прочность знаний и навыков самообслуживания, помогает при воспитании самостоятельности. Большую помощь также оказывает художественная литература: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александровой «Что взяла, клади на место», «Топотушки», Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», а также народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела». Некоторые стихи и потешки дети заучивали на память.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. Но главное внимание уделяется повседневному закреплению у малышей культурно-гигиенических навыков и самостоятельности. При этом используются такие разнообразные приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение. Терпеливо, многократно детям показывается, как удобно есть, сидеть за столом, вытирать рот после еды. Применяется также метод поручений («Принеси», «Убери на место»), который способствует закреплению понятия о том, что игрушки после игры и чайную чашку со стола надо убирать на место.

Наиболее эффективным в воспитании здорового ребенка являются физические упражнения и физкультурные занятия. Для растущего организма особую ценность они приобретают, если проводятся на воздухе, поскольку усиливают обмен веществ и поступление в организм большого количества кислорода. Игры и занятия на воздухе во все времена года способствуют закаливанию организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости.

 Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. Мы применяем мытье рук до локтя, умывание. Летом, дети моют ноги на улице. После сна проводим гимнастику и для профилактики плоскостопия дети ходят босиком по специальным коврикам, затем водно – солевое топтание и обтирание сухим полотенцем.

 В дошкольном учреждении следует отдавать предпочтение методам закаливания, которые охватывают всех детей группы и легко вписываются в режим дня.

 К таким методам можно отнести контрастные воздушные ванны в комплексе с физическими упражнениями, а также контрастные водные процедуры – местные (ножные ванны).

 Но независимо от того, каким методом и в каком возрасте проводится закаливание или вырабатываются привычки к Здоровому Образу Жизни, следует соблюдать основные правила:

 - Систематическое проведение процедур в течение года,

 - Постепенное увеличение интенсивности процедур.

 - Положительный эмоциональный настрой ребенка,

 - Учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и возраста ребенка.

С каждым годом возрастает интенсивность движения транспорта. Оборотная сторона этого процесса - дорожно-транспортные происшествия, гибель и ранения сотен тысяч людей. Человеческие жертвы - всегда трагедия, тяжесть которой многократно увеличивается, когда в аварию попадает ребенок. Основная причина этих несчастных случаев - грубое нарушение правил дорожного движения. А как страдают дети, не зная, как вести себя в той или иной ситуации? Что делать, если возник пожар? Если остался один дома? Что можно есть, а что нельзя? Поэтому занятия по ОБЖ - один из приемов решения задач по формированию ЗОЖ детей. Они проводятся в старших группах по следующим темам:

- «Опасные люди, и кто защищает нас от них»;

- «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;

- «Машины нашего села»;

- «Где должны играть дети».

В старшей группе также проводилась беседа на тему «Ядовитые грибы и ягоды», из которой дети узнали о том, что некоторые дары природы есть нельзя, ими можно отравиться. А позже занятия «Микробы и бактерии», на котором дети разглядывали в микроскоп грязную воду, они очень ответственно начали подходить к мытью рук, подстриганию ногтей. Занятие «Витамины в нашей пище» способствовало тому, что дети по другому начали относиться к еде: теперь они стараются съедать салаты, фрукты, овощи, пить молоко.

Педагог также знакомит детей с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, привлекая иллюстративный материал, он рассказывает о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.

В итоге можно сделать вывод, что данная деятельность принесла определенные результаты: дети знают пользу физических упражнений, свежего воздуха, воды, массажа для своего здоровья.

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников"

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребёнок рос здоровым. Данный материал помогает понять причины снижения уровня здоровья детей-дошкольников, обращает внимание взрослых на необходимост...

родительское собрание «Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни».

         Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физическ...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста как основы воспитания привычки к здоровому образу жизни.

Данный материал представляет собой краткое обобщение опыта работы по данной теме. Раскрыты методы работы с воспитанниками как средства реализации поставленных задач, представлены формы взаимодействия ...

Программа саморазвития "Воспитание привычки к здоровому образу жизни посредством валеологии"

Программа расчитана на один учебный год для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Дополнением к данной программе опубликовано перспективное планирование по валеологии....

Консультация для воспитателей на тему: «Сохранение укрепление здоровья детей и воспитание привычки к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности»

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка для того, чтобы у человека выработалось осознанное отношение к своему здоровью....