Дополнительная образовательная программа кружка "Рукотворчество".
рабочая программа на тему

Ефимова Татьяна Владимировна

Дополнительная образовательная программа кружка "Рукотворчество".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukotvorchestvo_6-7_let.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная

программа кружка

«РУКОТВОРЧЕСТВО»

(для детей 5-7 лет)

срок реализации 2 года.

Ефимова Т.В.

воспитатель

Троицк – 2013

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Виды деятельности.
  3. Тематическое планирование.

Пояснительная записка

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 5-7 лет с учетом их возрастных особенностей.

В программе представлен такой вид художественной деятельности детей как изобразительный, который включает в себя лепку, работу с различными материалами, в том числе бросовыми. Лепка — вид изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Программа направлена на художественное воспитание, которое понимается, как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Она предполагает комплексное решение обозначенных задач в различных формах работы с детьми (занятия, беседы, игры, развлечения).

Актуальность создания подобной программы обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребенка, приобщения к работе в коллективе.

В основе передаваемого детям эстетического опыта лежит художественный образ, который является центральным связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста 5-7 лет, учитывая особенности их развития на данном возрастном этапе. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.  При этом становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. Таким образом, особый акцент программы – творческая деятельность детей.

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 2 года. Этапами его служат темы или разделы, которые расположены в порядке увеличения сложности материала, то есть переходят от простого к сложному (применение всё более разнообразных приёмов, техник, средств и материалов для работы).

Цель программы – развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку  проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

 Задачи программы:

  • воспитание эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества речью и является основой для дальнейшего словесно-логического развития детей; 
  • развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
  • привлечение детей к работе с разнообразными материалами;
  • приобщение к созданию коллективных работ;
  • формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы.

Дети в возрасте 6-7 лет очень любознательны, задают много вопросов, с интересом относятся к окружающему миру. Им нравится лепить из пластилина и теста, раскрашивать картинки. Именно поэтому лепка помогает ребенку воплотить свои идеи в жизнь, с помощью своего воображения и подручных материалов (пластилина, теста, бумаги, различного бросового материала) создавать воображаемые и видимые образы.  Эти занятия к тому же развивают мелкую моторику руки. Кисть и мускулатура пальчиков начнет работать и развиваться, что в дальнейшем поможет ребёнку научиться правильно писать, держать карандаш, проводить чёткие и прямые линии, то есть играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия проводятся по разным видам деятельности. Это и лепка,  и работа солью (бутылочки-насыпушки), и работа с нитками и пряжей различной фактуры и т.д.

Каждый вид деятельности даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа используя различные материалы для выражения одной мысли.

Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность,  возрастные особенности детей.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

 1.Изложение  материала.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага, картон, фантики, фольга), проволока, пуговицы, природные материалы (шишки, сучки, ветки, горох, фасоль, гречка), шерсть, нитки, пряжа, различные бусины, бросовый материал (крышечки, бутылочки),  пластилин, тесто, клей,ножницы.  
Введение
новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Коллективная практическая работа детей.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

        - работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
        - договариваться о совместной работе, ее содержании;
        - планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,  композицию, дополнения;
        - радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

 3. Обсуждение.

Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека, уметь правильно высказывать свое мнение по отношению к другим работам, и правильно воспринимать критику .

Ожидаемые результаты.

К окончанию периода реализации программы дети могут:

В лепке:

  • создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;
  • использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с различными материалам;

В работе с различными материалами в том числе с бросовыми:

  • правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
  • аккуратно использовать дополнительные сыпучие материалы (крупу, фасоль, горох);
  • подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
  • правильно держать кисточку и использовать краски акриловые и гуашевые.
  • уметь видеть в бросовом материале части для создания целой работы;
  • уметь из предложенных материалов создать композицию своей поделки, правильно подобрать материалы и инструменты для воплощения своей задумки;
  • уметь правильно и аккуратно обращаться с материалами, знать и соблюдать технику безопасности при работе с мелкими или острыми предметами ( бусинки, иголка, проволока и т.д.)

К концу освоения данной программы, обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными программой. Представить свои творческие работы на выставки.

Занятия проходят 1 раз в неделю с октября  по май – 32 занятия.

Первый год обучения.

месяц

тема

цель

материал

Октябрь  

1

 Вводное занятие. Знакомство с тестом, его составом.

Сформировать навыки работы с тестом.

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки.

2-3

Изготовление пуго              пуговиц

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки.

«Ожерелье из            пуговиц»

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки.

4

Фигурки животных

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки.

Ноябрь   1

Фигурки животных

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки.

2

Раскрашивание готовых фигурок.

Изготовленные на предыдущем занятии фигурки, кисти, краски.

3

Лепка по замыслу.

Соленое тесто, доска для лепки, формочки.

4

Пряники.

Отпечатки различными предметами.

Декабрь  1

«Елочные игрушки» из соленого теста

Заблаговременная подготовка к празднику, изготовление подарков.

Соленое тесто, картон, формочки, стеки,

2

«Елочные игрушки» из соленого теста

Заблаговременная подготовка к празднику, изготовление подарков.

Соленое тесто, картон, формочки, стеки, нитки.

3-4

Символ  года.

Подготовить елочную игрушку-символ года .

Соленое тесто, картон, формочки, стеки, пряжа травка.

Январь 1

Баночки «Насыпушки»

Формирование навыка работы с необычными материалами. Правила работы с ними и бережное отношение .

Стеклянные баночки, цветная соль, воронки.

2

Баночки «Насыпушки»

Формирование навыка работы с необычными материалами. Правила работы с ними и бережное отношение .

Стеклянные баночки, цветная соль, воронки.

3

«Моя семья»

4

«Доброе привидение»

Формирование навыков лепки объемных работ.

Фольга, соленое тесто, стеки, крупа.

Февраль 1

Панно для папы.

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки.

2

Фигурки животных

Закрепление навыков работы с формочками, элементы украшения крупой и стекой.

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки, крупа.

3  

Раскрашивание готовых фигурок.

Изготовленные на предыдущем занятии фигурки, кисти, краски.

4

«Мимоза». Подарок маме

Подготовка к 8 марта.

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки

Март 1

Солнышко.

Закрепление навыков работы с круглым и формочками.

Соленое тесто, нитки., формочки.

2

Солнышко.2-е занятие

Формирование навыков  работы с пряжей.

Соленое тесто, нитки.

3

Лепка по замыслу.

Сленое цветное тесто, доска для лепки, формочки, фигурные макароны для декора.

4

Весеннее панно

Формирование навыков создания композиции. Понятие панно.

Соленое цветное тесто, дощечки для лепки, кисти, вода, картон.

Апрель 1

Человечек из мягкой проволоки.

Работа с проволокой, пряжей, бусинами.

2

Весеннее панно.

Закрепление навыков создания композиции.

Соленое цветное тесто, дощечки для лепки, кисти, вода, картон.

3

Птички и зайчики.

Соленое тесто, стеки, картон, кисти, вода.

4

Курочка. Подставка под яички для пасхи.

Май 1

Кактус.

Закрепление навыков создания объемной композиции.

Фольга, цветное тесто, зубочистки.

2

Бабочка.

Закрепление навыков украшения .

Соленое тесто, стеки, дощечки.

3

Лепка по замыслу.

Соленое тесто, стеки, дощечки.

4

Лепка по замыслу.

Соленое тесто, стеки, дощечки.

   

Второй год обучения.

месяц

тема

цель

материал

Октябрь  

1

 Вводное занятие. Тесто, его состав.

Закрепить сформированные  навыки работы с тестом.

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки.

2-3

Фигурки из теста

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки.

Осенние листочки

Формирование навыка работы стекой с природными материалами (листочки клена, дуба).

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, формочки, листочки

4

Раскрашивание листочков.

Сформировать навыки работы с акриловыми красками.

Акриловые краски, кисточки.

Ноябрь   1

Подсвечник «Кленовй листок»

Соленое тесто, дощечки для лепки, стеки, трафареты.

2

Раскрашивание подсвечника.

Изготовленные на предыдущем занятии фигурки, кисти, краски.

3

«Елочные игрушки» из соленого теста

Заблаговременная подготовка к празднику, изготовление подарков.

Соленое тесто, картон, формочки, стеки,

4

«Елочные игрушки» из соленого теста

Заблаговременная подготовка к празднику, изготовление подарков.

Соленое тесто, картон, формочки, стеки, нитки.

Декабрь  1

«Санта Клаус»

Знакомство с новогодними персонажами других стран.

Цветное тесто, стеки.

2

«Моя семья»

Закрепление навыков работы с украшениями, формирование навыков выражения эмоций.

Соленое тесто, крупа, макароны.

3-4

Символ  года.

Подготовить елочную игрушку-символ года .

Соленое тесто, картон, формочки, стеки, пряжа.

Январь 1

«Зимнее панно»

2

Раскрашивание зимнего панно

Краски, вода.

3

Панно для папы.

Подготовка ко дню защитника отечества.

4

Раскрашивание панно для папы.

Краски, вода.

Февраль 1

«Сибирские козули»

Знакомство с обычаями северного края. Лепка архангельских «пряников».

2

Роспись сибирских козуль

Формирование навыка точечной росписи.

Краски, вода.

3  

Лепка по замыслу.

4

Панно для мамы.

Подготовка к 8 марта.

Цветное тесто, стеки.

Март 1

Баночки «Насыпушки»

Формирование навыка работы с необычными материалами. Правила работы с ними и бережное отношение .

Стеклянные баночки, цветная соль, воронки.

2

Баночки «Насыпушки»

Формирование навыка работы с необычными материалами. Правила работы с ними и бережное отношение .

Стеклянные баночки, цветная соль, воронки.

3

«Весенние птички».

Цветное тесто, стеки.

4

Роспись птичек.

Ленточки для крылышек.

Апрель 1

Курочка. Подставка под яички для пасхи.

Цветное тесто, стеки.

2

Радужная рыбка.

Формировать навыки украшения .

Цветное тесто, стеки.

3

Лепка по замыслу.

Цветное тесто, стеки.

4

Фигурные бабочки.

Цветное тесто, стеки.

Май 1

Кот.

Закрепление навыков лепки объемной работы.

Фольга, соленое тестою

2

Сказочная птица.

Цветное тесто, стеки.

3

Лепка по замыслу.

Цветное тесто, стеки.

4

Лепка по замыслу.

Цветное тесто, стеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...