Конспект НОД "Неизведанный космос"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зарипова Альфия Мидхатовна

Расширить знания и представления детей о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onspekt_neizvedannyy_kosmos.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 21

«  Семицветик  » ООО «Озон»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности.

Образовательная область «Познание»

Тема: «Неизведанный космос»

Старшая группа №3 «Улыбка»

                                                      Подготовила  воспитатель

                                                                                                       Зарипова А.М.

Оренбург – 2013

Тема: «Неизведанный космос»

Цель:  Уточнить и расширить представление детей о космосе, как о мире тайн и загадок.

Задачи:  

Образовательные:

Закреплять и систематизировать знания о Космосе.

Закрепить знания детей о Солнце, о планетах Солнечной системы,  последовательность расположения планет по мере их удаления от Солнца,  закрепить понятии «черная дыра»,

Уточнить представления о звездах и созвездиях; закрепить представления о символике некоторых из них.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность.

Воспитывать культуру поведения;

Создавать положительное эмоциональное настроение.

Развивающие:

Поддерживать интерес к самостоятельной  опытнической деятельности.

Развивать внимание, память, наблюдательность.

 Развивать умения применять ранее полученные знания, проявлять активный познавательный интерес.

Создавать условия для развития интереса к общению со взрослыми и детьми.

Расширять и активизировать словарный запас

небо, звездное небо, млечный путь; звезда, планета, галактика, созвездия («Рак», «Крест», «Лебедь,», «Голубь», «Малая Медведица», «Большая Медведица», «Муха»); Солнце, Земля, Луна; космос, черная дыра.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации, установка на внимательное прослушивание легенды о Млечном пути.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, беседа, создание проблемной ситуации, создание ситуации самостоятельного выбора.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: графическое упражнение «Соедини точки», опытническая деятельность, анализ и выводы.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, п/ и «Черная дыра», загадывание загадок, художественное слово, использование считалки  «По порядку все планеты» в игре, световое сопровождение, упражнение на релаксацию предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, подведение итогов, определение вывода.

Создание среды для организации и проведения НОД: 

проводится в музыкальном зале, предварительная работа по данной теме, выставка совместных работ педагога с детьми, родителей с детьми, пополнение исследовательского уголка материалами для опытов «Куда деваются звезды днем», «Почему луна не падает на землю», «Почему Луна светится».

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Физическая культура.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников  решать интеллектуальные и личностные задачи;

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познание

- Рассказ легенды о «Млечном пути».

 -Исследовательская деятельность. Проведение опытов: «Куда деваются звезды днем», «Почему луна не падает на Землю»,

«Почему Луна светится».

- Дидактическая игра «Солнечная система».

 - графическое упражнение «Соедини точки»

- считалка «По порядку все планеты..»

Развивать интерес, любознательность к космическому пространству.

Формировать познавательные действия.

Формировать первичные знания о космосе.

Расширить словарный запас по теме Космос.

Приучать решать интеллектуальные задачи.

Принимать  активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социализациально-коммуникативная область

-Исследовательская деятельность. Проведение опытов: «Куда деваются звезды днем», «Почему луна не падает на Землю»,

«Почему Луна светится».

- Дидактическая игра «Солнечная система».

 - графическое упражнение «Соедини точки»

Развивать  общение и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Формировать готовность к совместной деятельности,

 позитивный установок к различным видам деятельности

Формировать навыки безопасного поведения в группе.

Речевое развитие

- Рассказ легенды о «Млечном пути».

- Дидактическая игра «Солнечная система».

- считалка «По порядку все планеты..»

Обогащать активный словарь детей.

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Художественно-эстетическое

-Прослушивание  легенды «Млечный путь»

-Подготовка к проведению опыта «Куда деваются звезды»

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности.

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых

Физическое развитие

П/и «Черная дыра»

Графическое упражнение «Соедени точки»

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Развитие мелкой моторики рук

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации. «Что можно увидеть на ночном небе?»

Создание мотива для деятельности детей.

2. Основная часть:

Создание проблемной ситуации «Какие созвездия Вы знаете?»

Графическое упражнение «Соедини точки»

Определение способа  соединения точек.

Создание проблемной ситуации

Определение способа проведения опыта «Куда деваются звезды»

Выводы, обобщения

Создание проблемной ситуации «Какая самая большая звезда в нашей Солнечной системе?»

Дидактическая игра «Солнечная система»

П/И  «Черная дыра»

Создание проблемной ситуации «Что вас интересует?»

Создание проблемной ситуции (деление на 2 команды по интереса)

Определение темы исследования, оборудование, последовательность проведения опыта.

Демонстрация опыта взрослым в микрогруппе.

Выводы, обобщения.

3.Заключительная часть:

Обмен полученными знаниями.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД

4 мин

24 мин

3 мин.

30 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  Определение цели.

  • Ребята, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на небе? (звезды, луну). Сколько на небе звезд?

Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.

  • Что представляет собой звезда? (Это громадные раскаленные газовые шары, похожие на наше солнце. Они светятся, но не греют, потому что находятся очень далеко от Земли, поэтому они кажутся нам такими маленькими.)

Легенда о Млечном Пути.

Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селутры. Это были красивые, высокие люди и очень добрые. Селутры занимались изучением звёздного неба, составляли календарь и строили мегалиты (сооружения из больших камней).

Селутры никогда не воевали, они не знали, что такое война. Их жизнь текла мирно и спокойно.

Но вот однажды гордый орёл принёс дурную весть о том, что на селутров движется воинственное племя”. Эти люди вооружены”- произнёс орёл. А надо сказать, что селутры понимали язык птиц.

Селутрам ничего не оставалось делать, как собрать вещи и уйти в горы или переселиться на остров.

Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты и огромные знания, зашифрованные в символах и рисунках.

Селутры ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Численность племени быстро росла, и вскоре этим людям стало тесно на земле селутров. Тогда собрались воины и решили выгнать добрый и мирный народ даже с гор и островов.

…Воины окружили гору и поднялись к последнему селению селутров.

Каково же было удивление воинов, когда они увидели пустое селение, там не было ни одного человека.

Куда могли уйти эти высокие добрые люди? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть, селутры поднялись ещё выше? Воины забрались на самую вершину горы, но там тоже никого не было. Куда делись селутры? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо…. Воины посмотрели вверх, и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слёз. Селутры были жителями побережья, поэтому, уходя в горы, они взяли с собой песок и жемчуг. Теперь, уходя в бесконечность, роняли песок, жемчуг… и слёзы.

Никто не знает, куда ушли селутры, но на земле в память о себе они оставили мегалиты, а в небе от края и до края – млечный путь, дорогу из песка, жемчуга и слёз.

Познание

Речевое развитие

Художественно-эстетическое

2.Основная часть.

Создание проблемной ситуации «Какие созвездия Вы знаете?»

Графическое упражнение «Соедини точки»

Определение способа  соединения точек.

Создание проблемной ситуации

Определение способа проведения опыта «Куда деваются звезды»

Выводы, обобщения

Создание проблемной ситуации «Какая самая большая звезда в нашей Солнечной системе?»

Дидактическая игра «Солнечная система»

П/И  «Черная дыра»

Создание проблемной ситуации «Что вас интересует?»

Создание проблемной ситуции (деление на 2 команды по

интереса)

Определение темы исследования, оборудование, последовательность проведения опыта.

Демонстрация опыта взрослым в микрогруппе.

Выводы, обобщения.

  • Для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия, которые сравнивали с изображением предметов и животных.
  • Мы с вами наблюдали за самой яркой звездой.

 Есть в небе звездочка одна, какая не скажу.

Но каждый вечер из окна я на нее гляжу.

  Она мерцает ярче всех и в небе где-нибудь,      Сейчас, наверное, пилот по ней сверяет путь!

  • Как называется эта звезда? (Полярная звезда) В каком созвездии находится Полярная звезда? (в созвездии Малой медведицы)

Графическое упражнение «Соедини точки». (дети соединяют точки на коробке  для опытов)

  • Попробуем соединить звездочки в этих созвездиях и посмотрим, что получится. Собирает крошечки.
  • В какое время суток можно увидеть звезды на небе? (ночью)
  • Видны ли звёзды днём? Никто не видел!
  • Тогда куда деваются звёзды днём?  Спать уходят. вёзды не уходят спать. Они остаются на небе. Днём над нашими головами находятся те звёзды, которые полгода назад видны были ночью и, спустя шесть месяцев вновь украсят небо. Освещённая атмосфера Земли мешает нам их видеть, так как частицы воздуха рассеивают солнечные лучи в большем количестве, чем посылают нам звёзды. Друзья, я предлагаю провести вам несложный опыт, который поможет наглядно пояснить исчезновение звёзд при дневном свете.

Опыт «Куда деваются звезды днем»

Для опыта нам понадобится картонный ящик, гвоздь, лист белой бумаги, небольшая настольная лампа (Рис. 4 а).

В боковой стене картонного ящика пробивают несколько отверстий, а снаружи наклеивают лист белой бумаги. (Рис. 4 б, 4 в).

4ab.jpg (15659 bytes)

Ящик помещают в тёмную комнату и освещают его изнутри (Рис. 4 г). На пробитой стенке тогда явственно выступают освещённые изнутри отверстия-дырочки – это звёзды на ночном небе. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу (Рис. 4 д), и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это “дневной свет” гасит “звёзды” (Рис 4 д).

Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их.

  • А в нашей системе, какая самая большая звезда (Солнце)
  • Что расположено вокруг Солнца? (планеты)
  • Все эти планеты объединены в Солнечную систему. Почему эту систему назвали - Солнечной? (Потому, что все планеты вращаются вокруг Солнца. Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты.)

У каждой планеты свой собственный путь. Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты. По-разному все они Солнцем согреты.

Дидактическая игра «Солнечная система»

-Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту. На этой планете такая жара,Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий)

-А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)

- А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета....(Земля)

- К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)

- А эта планета гордится собой, поскольку, считается самой большой. ( Юпитер)

-Планета кольцами окружена И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

-А что за планета Зеленого цвета? (Уран)

-Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун)

-Кружиться хоровод планет, У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен, Но только на Земле мир жизнью заселен.

 П/И «Черная дыра»

Считалка планета

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

 Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

  Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

 Семь — Уран,

  За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

  А за ним уже, потом,

И девятая планета  

Под названием Плутон.

- А вот и черная дыра, которая поглотит все планеты. (воспитатель в черном плаще старается поймать планеты, которые вокруг нее находятся)

За последнее время мы много узнали о космосе, его тайнах. Вам интересно узнать новое , а сегодня мы предлагаем вам самим раскрыть некоторые тайны вселенной.

- Что бы вы ходетли проверить сами? Что вас интересует? ( варианты ответов детей)

- Мы с вами остановимся на 2 проблемах

- А сейчас нужно разделится на 2 команды

- Как бы вы хотели поделиться

1 команда будет выяснять….»Почему Луна светится?»

2 команда будет исследовать следующую проблему… «Почему Луна не падает на Землю?»

- Научными консультантами будут Н.Ю, А.М

Далее каждой микрогруппе выдвигаются проблемные вопросы:

(- тема исследования, что хотим узнать, доказать

- необходимое оборудование;

- обговаривается последовательность проведения опыта;

- демонстрация  опыта взрослым

- выводы по проделанной работе)

- А сейчас я вам предлагаю сесть за столы. Давайте вспомним правила работы в группах.

Договориться, кто начнёт первым.

Говорить в полголоса.

Сесть вполоборота.

Если что-то хочешь сказать или спросить у своего собеседника, нужно дотронуться до его руки.

Познание

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое

Речевое развитие

3.Заключительная часть.

Обмен полученными знаниями.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

 - Итак, над какой проблемой работала 1группа…, 2 группа….?

- Что узнала 1 группа….? Что узнала 2 группа…?

- Вам понравилось наше занятие? А над остальными интересующими проблемами мы поработаем и найдем ответы в группе. Всем Спасибо!

Социально-коммуникативное развитие

Длительность НОД: 30 минут.