сообщение на педагогическом совете
учебно-методический материал на тему

Филатова Ирина Николаевна

Развитие познавательной деятельности детей через наблюдения во время прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности детей (дошкольников) через наблюдения в природе

В дошкольном возрасте дети начинают проявлять повышенное внимание к окружающему их миру, так как по природе своей они - исследователи. Постоянная жажда новых впечатлений, стремление экспериментировать, любознательность, стремление самим искать новую информацию о мире традиционно рассматриваются как самые важные черты детского поведения.

Познание представляет собой процесс отражения действительности в психике индивида, результатом которого является новое знание индивида об окружающем мире и о самом себе.

Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид получает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Ей предшествует ориентировочно-исследовательская деятельность, главное значение которой в изучении предмета, в получении данных, необходимых для существования человека в среде обитания и решения разных практических задач, которые он ставит перед собой (Слайд 1 – определение познания и познавательной деятельности).

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Можно отметить несколько методов активизации познавательной деятельности у дошкольников. Выделяют три группы методов в соответствии с основными формами мышления: наглядные, практические и словесные (Слайд 2 – схема форм мышления)

Наблюдение – это осмысливающее, интерпретирующее и целенаправленное восприятие. Также под наблюдением понимают целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. На разных стадиях развития наблюдения у ребенка изменяется: во-первых, содержание, доступное для интерпретации, и глубина познавательного проникновения в него; во-вторых, сложность той композиции, которая может быть схвачена ребенком в целом, в единстве и взаимосвязи всех его частей; в-третьих, сознательность, плановость, систематичность самого процесса наблюдения (Слайд 4 – определение термина наблюдение)

Наблюдения в природе играют большую роль в формировании у дошкольников основ экологической культуры. Данные наблюдения не только дают детям новые данные и новую информацию, но и помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой.

Изучение законов  природы можно начать в дошкольном возрасте в рамках экологического воспитания. Ознакомление с конкретными примерами жизни растений, их связи с определённой средой обитания и полной зависимости от неё, позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Так, на прогулке речевая деятельность дошкольников, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова проходит непрерывной цепочкой в развитии ребёнка. Данный метод расширяет кругозор детей, обогащает их мышление, развивает различные стороны его личности. Благодаря методу наблюдения мы пробуждаем интерес, а самое главное  желание познавать природное окружение. Кроме того, он развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о ней.

Выделяют кратковременные и длительные наблюдения (Слайд 5 – схема видов наблюдения).

Кратковременные организуются для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления. Тут дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Были проведены следующие кратковременные наблюдения:

Наблюдение за воробьем. Цель: уточнить знания детей об особенностях внешнего вида воробья, его поведения (летает, прыгает, чирикает). Воспитывать заботливое отношение к птицам (Слайд 6 -  Наблюдение за воробьем).

Методические приемы

Спросить у детей:

  • Кто прилетел к нам на участок? Сколько птичек?
  • Как они называются?
  • Маленькие они или большие? Покажите.
  • Какого цвета?

Если воробей чирикает, спросить:

  • Как разговаривает воробей? Повторите.

Жили-были два воробушка,

Два маленьких, два хорошеньких

Один — Чик, другой — Чирик,

Оба вместе Чик — Чирик!

  • Что делают воробьи на участке?
  • Как они ходят? Покажите, как они скачут (сопровождать действия словами «скок-скок»).
  • А у нас есть ноги? Покажите, как мы ходим?
  • С помощью чего летают воробьи? Чем машут? Покажите руками, как воробышки машут крыльями. Посыпать корм.
  • Чем увидели воробышки крошки?
  • А где у вас глаза? Правильно, воробьи видят глазами и мы тоже.
  • Чем клюют корм? Покажите руками, как клюют воробышки корм.
  • Что теперь сделали воробьи? (Взмахнули крылышками и улетели.)

Давайте им скажем: «До свидания, воробышки, прилетайте еще».

Наблюдение за елью. Цель: закрепить строение ели. Воспитывать умение видеть красоту ели.

Методические приемы

Спросить у детей:

  • Что это за дерево? Что есть у ели? (Ствол, ветки, как и у других деревьев.)
  • Что есть на ветках? Какого цвета у нее иголки?

Закрепить слово «хвоя». Потрогать хвою рукой.

«У зеленой елочки Колкие иголочки».

Понюхать хвою. Принести с прогулки еловые шишки и положить в уголок природы. Рассмотреть их. Сказать, что семенами шишек питаются многие птицы и звери (Слайд 8 - наблюдение за елью)

  Длительное наблюдение является более сложным. Его применяют для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. При этом дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Были проведены следующие длительные наблюдения:

Наблюдение за небом. Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями; учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи) (Слайд 9 – наблюдение за небом).

Ход наблюдения: Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.)

Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно - хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи ясные.

Наблюдение за снегом. Цель: продолжать знакомство с природным явлением - снегом (Слайд 10 – наблюдение за снегом).

Ход наблюдения. Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может, он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то рассказывает? О чем снег может рассказать? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал...

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал я теплою периною,

Для осинок - кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкой пуховою,

            Для детишек - их игрой. Любимою

 Наблюдение за ветром. Цель: продолжать знакомство с природным явлением – ветром.       

Ход   наблюдения

Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять ветрячки-флюгеры над головой и посмотреть, в какую сторону вращаются полотнища. Дети определяют направление ветра по развевающимся лопастям. Предложить детям пробежать по направлению ветра и против него.

Он на улице живет

Листья осенью несет,

А зимой несет снежинки

Иногда весной-дождинки

Летом, если он подует

С головы панамку сдует.

Наблюдение за солнцем. Цели: продолжать знакомить с природными явлениями (солнечная погода или нет); формировать понятия о признаках зимы. (Слайд 11 – наблюдение за солнцем )

Ход прогулки Февраль - последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет.)

Таким образом, воспитатель должен организовать свою деятельность в три этапа: первый этап, на котором дошкольникам необходимо общее представление об объекте; второй этап, на котором дошкольникам необходимо выявить свойства, качества, признаки объекта, особенности поведения и образ жизни животного, состояние растения и т. д., а также установить необходимые связи и третий этап, на котором подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Анализируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что специально организованная исследовательская деятельность может позволить дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете на тему « Различия в двигательной активности детей»

Описание поведения детей, и методики работы с детьми имеющими разную двигательную активность....

Сообщение на педагогическом совете

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней или физических дефектов) В...

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....

Сообщение к педагогическому совету на тему: «Влияние подвижных игр, физических упражнений и развлечений на двигательную активность детей»

Этап - это условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня, он имеет свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы двигательной активности дошк...

Сообщение на педагогическом совете "Люби и знай свой город"

Показать возможности реализации проекта "Люби и знай свой город"с целью расширения представления детей о рдном городе Саратове, воспитании патриотических чувств....

Сообщение на педагогическом совете "Здоровье - дело престижное"

Давайте представим такую ситуацию. Воспитатель, постоянно держащийся за поясницу, чихающий и кашляющий, а рядом бодрые жизнерадостные дети. Наверное, хуже не придумаешь. А ведь такая картина - весьма ...