игры в экологическом воспитании дошкольников,как часть духовной куьтуры.
статья (средняя группа) на тему

Агаркова Ирина Николаевна

Игры в экологическом воспитании дошкольников, как часть духовной культуры.

 

Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

         Игра может проводиться как часть НОД,  а также  на прогулке,   в любое  время. Достигнутый результат игровых ситуаций и заинтересованность детей в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявляет к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.

В процессе обучения и воспитания любая интересная игра помогает решить сразу несколько задач:

·        Совершенствует коммуникативные способности;

·        Позволяет закрепить отдельные понятия и навыки;

·         Расширяет кругозор детей;               

·        Способствует сплочению детского коллектива.

·         

Цели: вспомнить с детьми природные признаки весны и лета, любоваться красотой этих времён года, вспомнить названия деревьев, произрастающие на территории дошкольного учреждения.

 

Дидактическая игра «C какой ветки детки?»

Дети рассматривают листья  деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

 

Дидактическая игра «Прилетели птицы».

Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается ,то дети должны топать или хлопать.

 

Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем?».

У одних детей – медальоны, изображающие разны дары природы. У других медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают арбуз, гриб и т.д.Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.).

Подвижные игры  «Ловишки», «Мы веселые ребята», «Пузырь» «Жадный кот», «Мышеловка» в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.

Настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.

Словесные игры «Природа и человек», «Звери, птицы, рыбы», «Угадай, что где растет» закрепляющие знания о природе, развивают  внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.

Творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

 

  1. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
  2. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
  3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
  4. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры в экологическом воспитании дошкольников, как часть духовной культуры.

Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

         Игра может проводиться как часть НОД,  а также  на прогулке,   в любое  время. Достигнутый результат игровых ситуаций и заинтересованность детей в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявляет к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога.

В процессе обучения и воспитания любая интересная игра помогает решить сразу несколько задач:

  • Совершенствует коммуникативные способности;
  • Позволяет закрепить отдельные понятия и навыки;
  •  Расширяет кругозор детей;                
  • Способствует сплочению детского коллектива.

Цели: вспомнить с детьми природные признаки весны и лета, любоваться красотой этих времён года, вспомнить названия деревьев, произрастающие на территории дошкольного учреждения.

Дидактическая игра «C какой ветки детки?»

Дети рассматривают листья  деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Дидактическая игра «Прилетели птицы».

Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается ,то дети должны топать или хлопать.

Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем?».

У одних детей – медальоны, изображающие разны дары природы. У других медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают арбуз, гриб и т.д.Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.).

Подвижные игры  «Ловишки», «Мы веселые ребята», «Пузырь» «Жадный кот», «Мышеловка» в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.

Настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?», направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы.

Словесные игры «Природа и человек», «Звери, птицы, рыбы», «Угадай, что где растет» закрепляющие знания о природе, развивают  внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции.

Творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

Литература:

  1. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
  2. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
  3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
  4. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры в экологическом воспитании дошкольников"

Эта статья о роли игры в экологическом воспитании дошкольников....

Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников

Наличие экологических представлений у детей не гарантирует их готовности поступать экологически целесооб­разно. Предлагаемые дидактические игры направлены на развитие у дошкольников эмоционально-ценно...

« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованны...

Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры игры в экологическом воспитании дошкольников"

Данная консультация знакомит воспитателей с дидактическими играми по экологии....

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Доклад на РМО "Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников как компонент духовно-нравственного развития"

Народные игры несут своей целью – передать потомкам национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов....