« Дидактические игры в экологическом воспитание дошкольников »
методическая разработка по окружающему миру по теме

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами, дошкольными работниками. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование этнокультуры необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирование личности человека.

   Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий.

    Воспитать у детей бережное отношение к природе можно через игру.  Играя, у ребёнка формируется эмоциональное отношение к природе, углубляются знания о растительном и животном мире. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев, так далее), с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка

 Представление о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений  о природе, которая включает представления об ее объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними. С усвоением системы элементарных представлений связанно развитие у детей  познавательного отношения к природе.

«Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой

организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания» - утверждает А.М. Федотова.

   Велика роль элементарных представлений о природе в формирование трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются и могут быть использованы в деле охраны природы.

     Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников.

      Из своих наблюдений за детьми можно сказать, что из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у дошкольников воспитывается любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать растения. Через игру  ребенок учится выяснять отдельные признаки предметов,  явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.

     В своей работе я использовала дидактические игры для обогащения экологических представлений: « Во саду ли, в огороде», « Пустыня», «Бывает не бывает»,  « Кто рядом живет», « Волшебный поезд» и другие. В ходе игры, дошкольники, при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновение к растению, животному и т.д. ) должны рассказывать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе ними, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

       Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи

 Процесс игровой деятельности, в котором дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:

- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношения к ней;

- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

     Я уверена, что чем разнообразны игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.

 При придумывании их я ориентируюсь на знания детьми жизненных ситуаций и особенностей человека, животных.

          Игровые приемы обучения я направляю на решения дидактических задач, которые связанны чаще всего с организацией игры на занятии.

 На занятии, играя с детьми, я учу их игровым действиям, правилам игры как руководитель, и как ее участник.

      Игра требует от ребенка свои правила: он должен быть внимательным, должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти.

 Ребенок учится играя, не осознавая весь сложный процесс практических и умственных действий выполненных в игре, как процесс преднамеренного обучения.

 Дидактические игры можно проводить с детьми, как с коллективом, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний. В процессе коллективной игры решаются эстетические и воспитательные задачи, (развивать умение помочь товарищу, способствовать самостоятельно или совместно с другими детьми находить решения заданной или возникшей проблемы и т.д.)

 Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

 Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи ). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Я назову, а ты покажи». В предметных играх уточняются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы.

         Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки «Лето в деревне», «Зоологическое домино», разрезные и парные картинки «Овощи», «Растения», «Подбери листок». В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.  Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих.

         Словесные игры – это игры, содержанием которых является разнообразные знания, имеющиеся у детей.  Эти игры просты в организации и применяются практически везде: на прогулке, в совместной деятельности.

  Важной особенностью словесно-дидактических  игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы.

         В самых разных ситуациях  я использую игры: «Отгадай по описанию», «Кто, где живет». Так как словесно дидактические игры не требуют особых условий и дополнительного материала в них могут часто играть родители с

детьми. Находясь в пути, в очереди к врачу, на прогулке, взрослые предлагают ребенку поиграть – это своего рода приятное общение. Например, игра: «Когда это бывает?». Взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает (идет снег – зимой; радуга на небе – летом и т. д.). Игра «Что бывает желтое в природе?» - одуванчик, лимон, груша и т.д. игра «Что это такое?» - взрослый называет растение или животного, ребенок – общую группу, к которой они относятся : воробей – птица; елка – дерево.

   Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активным и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе  наблюдения в природе.

Также в своей практике использую и сказочных героев Гриб – Боровик, Лесная Фея, Муза Цветов и др.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические игры, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

« Дидактические игры в  экологическом воспитание дошкольников »

        В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами, дошкольными работниками. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование этнокультуры необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирование личности человека.

   Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Общаясь с природой, ребенок делает множество различных открытий.

    Воспитать у детей бережное отношение к природе можно через игру.  Играя, у ребёнка формируется эмоциональное отношение к природе, углубляются знания о растительном и животном мире. Разнообразны и природные материалы (глина, песок, вода, снег, солома, корни деревьев, так далее), с которыми дети так любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка

 Представление о природе помогают малышу правильно ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому родителям и воспитателю важно сформировать у ребенка систему элементарных представлений  о природе, которая включает представления об ее объектах и явлений, а также связях и отношениях между ними. С усвоением системы элементарных представлений связанно развитие у детей  познавательного отношения к природе.

«Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой

организм. Для нормальной жизнедеятельности он нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания» - утверждает А.М. Федотова.

   Велика роль элементарных представлений о природе в формирование трудовых навыков и умений. Трудовые навыки и умения приобретенные в детстве, не разрушаются – в дальнейшем они совершенствуются и могут быть использованы в деле охраны природы.

     Таким образом, природа играет существенную роль в экологическом образовании дошкольников.

      Из своих наблюдений за детьми можно сказать, что из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные. В процессе ознакомления с ними у дошкольников воспитывается любовь к природе, желание ухаживать за животными, выращивать растения. Через игру  ребенок учится выяснять отдельные признаки предметов,  явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.

     В своей работе я использовала дидактические игры для обогащения экологических представлений: « Во саду ли, в огороде», « Пустыня», «Бывает не бывает»,  « Кто рядом живет», « Волшебный поезд» и другие. В ходе игры, дошкольники, при контакте с природным объектом (наблюдении, прикосновение к растению, животному и т.д. ) должны рассказывать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе ними, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным.

       Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи

 Процесс игровой деятельности, в котором дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет:

- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношения к ней;

- формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

- предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

     Я уверена, что чем разнообразны игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.

 При придумывании их я ориентируюсь на знания детьми жизненных ситуаций и особенностей человека, животных.

          Игровые приемы обучения я направляю на решения дидактических задач, которые связанны чаще всего с организацией игры на занятии.

 На занятии, играя с детьми, я учу их игровым действиям, правилам игры как руководитель, и как ее участник.

      Игра требует от ребенка свои правила: он должен быть внимательным, должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти.

 Ребенок учится играя, не осознавая весь сложный процесс практических и умственных действий выполненных в игре, как процесс преднамеренного обучения.

 Дидактические игры можно проводить с детьми, как с коллективом, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний. В процессе коллективной игры решаются эстетические и воспитательные задачи, (развивать умение помочь товарищу, способствовать самостоятельно или совместно с другими детьми находить решения заданной или возникшей проблемы и т.д.)

 Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

 Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи ). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Я назову, а ты покажи». В предметных играх уточняются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы.

          Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки «Лето в деревне», «Зоологическое домино», разрезные и парные картинки «Овощи», «Растения», «Подбери листок». В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.  Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих.

         Словесные игры – это игры, содержанием которых является разнообразные знания, имеющиеся у детей.  Эти игры просты в организации и применяются практически везде: на прогулке, в совместной деятельности.

  Важной особенностью словесно-дидактических  игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы.

         В самых разных ситуациях  я использую игры: «Отгадай по описанию», «Кто, где живет». Так как словесно дидактические игры не требуют особых условий и дополнительного материала в них могут часто играть родители с

детьми. Находясь в пути, в очереди к врачу, на прогулке, взрослые предлагают ребенку поиграть – это своего рода приятное общение. Например, игра: «Когда это бывает?». Взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает (идет снег – зимой; радуга на небе – летом и т. д.). Игра «Что бывает желтое в природе?» - одуванчик, лимон, груша и т.д. игра «Что это такое?» - взрослый называет растение или животного, ребенок – общую группу, к которой они относятся : воробей – птица; елка – дерево.

   Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активным и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе  наблюдения в природе.

Также в своей практике использую и сказочных героев Гриб – Боровик, Лесная Фея, Муза Цветов и др.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические игры, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников

Дидактичесике игры «Не ошибись», «Подбери листок», «Кому что», «Что я видел», «Почтальон принесет письма»....

Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма. Необходимо уделять внимание этому направлению при развитии речи дошкольников....

Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.

         Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.          С помощью дидактических игр осуществля...

Дидактические игры в воспитании дошкольника

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым метод...