Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников
учебно-методический материал по рисованию по теме

Жукова Наталья Николаевна

Дидактичесике игры «Не ошибись», «Подбери листок», «Кому что», «Что я видел», «Почтальон принесет письма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития речи

Младший дошкольный возраст

Название

игры

Дидактическая

задача

Правила игры

Игровое

действие

Содержание

Роль

воспитателя

Примечание

«Угадай,

кто позвал»

Развитие слухового восприятия, внимания, сдержанности

Отгадывающий должен на слух определить и назвать имя позвавшего его. Отгадывающий не должен поворачиваться и смотреть, кто позвал.

Отгадать, кто позвал.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель вызывает к себе Машу (ставит его спиной к играющим). Жестом подзывает Олю, которая, подойдя, зовет: «Маша». Если Маша отгадает, то садится на свое место, а отгадывать будет Оля.

Вызывать больше детей, у которых не достаточно развиты тормозные процессы, застенчивых. Если ребенок затрудняется на слух определить, кто его позвал, тогда сидящие дети должны сказать, во что одета Оля или еще какие-то, присущие ей одной, качества.

Когда дети хорошо научатся узнавать по голосу на слух, можно ввести усложнение (роль петушков и мишек). Игрушка создает интерес к игре.

«Лошадки»

Закрепление произношения звука «р»

  1. Исполнение роли (лошадь, кучера)
  2. Чередование  детей в исполнении роли.
  3. Громко и четко произносить звуки.

Езда на «лошадках»

Лошадки (дети) стоят в конюшне(место, отгороженное стульчиками). Дети-кучера приходят запрягать лошадок.  Ведущий раздвигает два стульчика (ворота), кучера произносят нараспев: «Стук-хлоп, трата-та, растворились  ворота, выезжали со двора. Но, поехали!» Подъезжают  к воротам, едут по кругу. Лошадки щелкают языком, изображая топот копыт: «Цок-цок, цок».  Кучера покрикивают: «Но, «тпру»

Воспитатель создает в начале игры эмоциональный настрой у детей. Подбирает необходимое оборудование (маски лошадей, вожжи) для всех участников игры. Добивается от детей четкого, громкого произношения звуков, которые надо закрепить.

«Кто как кричит»

Упражнение в правильном произношении звуков родного языка. Воспитание внимания, сосредоточенности.

Прокричать так, как кричит изображаемое животное, птица.

Отгадывание по звуку, какое животное живет в домике.

Дети прячутся в домики. Отгадывающий подходит к домику и спрашивает: « Кто здесь живет?» « Лошадка» отвечает « иго -го». «Корова» -  «му - му»

Создает эмоциональную обстановку в игре. «Домики» могут быть построены из строительного материала или просто отгорожены стульчиками

Средний возраст

Название

игры

Дидактическая

задача

Правила игры

Игровое

действие

Содержание

Роль

воспитателя

Примечание

«Громкая и тихая музыка»

Развитие слухового восприятия. Воспитание внимания. Закрепление словаря

Внимательно  слушать мелодию. Найти спрятанный предмет и назвать его

Отыскивание предмета

Один из играющих выходит из комнаты, в это время остальные дети прячут какой-нибудь предмет. Когда вошедший начинает искать предмет, играющие запевают всем знакомую мелодию. Если идущий приближается к спрятанному предмету – мелодия звучит сильнее и наоборот. внимательно вслушиваясь в звучание мелодии, идущий угадывает, где спрятан предмет. Находит спрятанный предмет и называет его

Учить детей вслушиваться в звучание мелодии песни.

Подбирать предметы в соответствии требованиям программы, которые стоят на этот отрезок времени. Учить детей вслушиваться в звучание песни, мелодии.

«Подбери пару»

Активизация словаря

Подбирать карточки с одинаково расположенными фруктами и назвать их

Найти нужный предмет

На стол кладутся карточки с изображением фруктов (яблок, слив, клубники, вишни).Фрукты расположены по-разному. Дети подбирают пары и называют фрукты

Воспитатель добивается правильного называния фруктов и обозначения, словом расположения их в пространстве

«Почтальон принесет письма»

Развитие связной речи. Воспитание внимания

Составить рассказ по открытке так, чтобы играющие узнали, какое это время года

Исполнение роли почтальона (по очереди)

Почтальон приходит к детям с сумкой и раздает всем детям открытки. Получив открытку, ребенок, не показывая ее другим детям, рассказывает об изображенном на ней. Остальные дети должны узнать по рассказу, какое время года изображено на открытке

Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы на них были изображены разные времена года

« Найди своего товарища»

Развитие речи. Воспитание внимания

Внимательно следить за описанием одежды товарища. Уметь соотнести рассказ с тем, кого они загадали

Отгадать кого дети загадали

Один ребенок выходит из комнаты, оставшиеся договариваются, как будут рассказывать. Вошедший спрашивает: «Вы не видели моего товарища?» Дети описывают одежду загаданного товарища, его характер, а вошедший должен угадать его имя

Внимательно следить за выполнением детьми правил игры. Правильно составлять описание одежды загаданного ребенка. Вначале то, что резко бросается в глаза, а потом и особенности его характера. Отметить его положительные и отрицательные стороны

В игре можно договориться о том, чтобы рассказывать не только про одежду, но и его отношениях к детям

«Разведчики»

Закрепление и активизация словаря. Воспитание внимания, самостоятельности

Каждый ребенок, найдя предмет, должен назвать его и сказать, для чего предмет нужен

Отыскивание предметов

Воспитатель заранее прячет предметы в групповой комнате. Дети разыскивают их и называют.

В начале игры воспитатель создает эмоциональную обстановку, заинтересовывает детей игрой. В доступной форме рассказывает, кто такие разведчики. «Вот мы посмотрим, как вы сумеете быть разведчиками» и т. д. Для игры подбираются те предметы, названия которых надо закрепить.

Старший дошкольный возраст

Название

игры

Дидактическая

задача

Правила игры

Игровое

действие

Содержание

Роль

воспитателя

Примечание

«Что я видел»

Развитие связной речи. Воспитание внимания, развитие памяти

Внимательно рассмотреть карточку и запомнить, что там нарисовано. Следить за рассказом детей. Дополнить упущенное и исправить искаженное.

Удержать в памяти виденное и потом словесно передать

Ребенок берет одну из карточек, лежащих вниз рисунками, и, посмотрев на нее, передает другому. Затем карточка передается ведущему и кто - либо  из детей рассказывает, что изображено на ней, другие дополняют

Вначале подбираются карточки с небольшим сюжетом, а потом постепенно сюжет усложняется

«Не ошибись»

Активизация словаря, логического мышления, внимания

Бросивший мяч называет овощ или фрукт. Поймавший должен сказать, где он растет

Ловля мяча

Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч и называет: «Лук», поймавший отвечает: «Огород». Ребенок, который ошибается, платит фант

Создает эмоциональную обстановку. Вначале игры называет овощи и фрукты, хорошо знакомые детям, а потом такие которые редко встречаются в жизни детей, но им о них говорили

Продумайте заранее, о чем надо будет спросить детей, которые неправильно отвечали, т. е. чьи фанты будут собраны

«Подбери листок»

Закрепление знаний о растениях. Воспитание, сосредоточенности. Развитие мышления

Следить за названием листа; найти на карте плод или цветок дерева, которому они принадлежат. Поднять руку и назвать это растение. Получив лист, закрыть клетку в большой карте

Выигрыш

Карты с изображением     цветов и плодов раздаются детям. Картинки и контрольные таблицы остаются у воспитателя, причем картинки с изображением листьев должны быть разобраны по одинаковым рисункам, например все картинки с изображением листка березы       складываются вместе. Воспитатель, показывая рисунок листа, спрашивает: «Кому нужен лист берёзы, дуба, клена?» и т. д. После этого воспитатель раздает поднявшим руки карточки с изображением листьев данного растения. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту

Воспитатель подбирает растения в соответствии с требованиями программы

К разбору листьев могут быть привлечены накануне отдельные дети

Подготовительная к школе группа

Название

игры

Дидактическая

задача

Правила игры

Игровое

действие

Содержание

Роль

воспитателя

Примечание

«Кому что»

Закрепление знакомства с профессиями. Развитие связной речи, мышления, самостоятельности

Подобрать орудия труда к профессии, почему иголки нитки нужны портнихе, кисти, мольберт, краски – художнику и т. д.

Подбор соответствующих карточек

Большие карты раздаются детям, а маленькие, с изображением орудий труда, - у ведущего. Ведущий показывая карточку, спрашивает кому нужна эта карточка и почему? В игре используются: большие карты, на которых нарисованы люди разных профессий, на маленьких карточка – их орудия труда

Вначале игры подбирать карты с хорошо знакомыми детям профессиями. Затем постепенно включать в игру карты с менее знакомыми профессиями.

«Раз - два»

Внимательно следить за карточками и быстро определять группу

Внимательно следить за карточками и быстро определять группу

Выигрыш

Ведущий перемешивает карточки и раздает их всем участникам игры поровну. Играющие стопкой кладут их возле себя. По счету «раз» играющие снимают по одной карточке и кладут их возле себя. По счету «два» все одновременно кладут эти карточки рисунком вверх. Каждый внимательно смотрит на карточки, стараясь быстрее других найти те, которые относятся к одной группе, и назвать эту группу. Например, на карточке изображены помидоры, мак, кресло и огурцы, играющий должен быстро сказать: «овощи», -  взять себе карточки с изображением помидор и огурцов. В игре должно быть 10 комплектов карточек: домашние животные, звери, птицы, овощи и другие

Добиваться от детей умения быстро классифицировать животных и растительный мир

Игра продолжается до тех пор, пока в стопках не останется ни одной карты. Если играющий неправильно определил группу, к которой относятся предметы, карточки остаются на столе, если двое играющих одновременно правильно назвали группу. То выигрыш делят пополам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения дошкольников

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место....

Дидактическая игра в воспитании и обучении детей

Дидактическая игра помогает детям освоить наиболее сложный материал, закрепить его на занятиях и вне их. Каждая игра самостоятельна, имеет свои обучающие задачи. В то же время все игры выстроены так, ...

Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.

         Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.          С помощью дидактических игр осуществля...

Дидактические игры, используемые в процессе обучения дошкольников

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значени...

Роль дидактической игры в воспитании и обучении ребенка.

Статья полезна воспитателям  и родителям дошкольника...

Роль дидактической игры в воспитании и обучении ребенка.

Освещение роли дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста....