Формирование культуры безопасного поведения на улицах города у детей среднего и старшего дошкольного возраста
материал на тему

Чубыкина Ирина Юрьевна

Обобщение опыта работы педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное             учреждение детский сад № 18 «Колобок» г. Брянск

Формирование культуры безопасного поведения на улицах города у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Чубыкина И.Ю.

2014 г.

Содержание

Введение_______________________________________________________

Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования культуры безопасного поведения на улицах города у детей среднего и старшего дошкольного возраста _________________________________________________

1.1. Понимание культуры безопасного поведения в транспортной среде в психолого-педагогическом контексте____________________________________

1.2. Формы, методы и средства ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста  с Правилами дорожного движения___________________

Выводы по первой главе__________________________________________

Глава 2 Личный педагогический опыт по теме аттестационной работы___

2.1. Организация образовательного процесса по формированию культуры безопасного поведения на дорогах города у детей среднего и старшего дошкольного возраста_________________________________________________

2.2. Анализ данных диагностического исследования уровня знаний и умений по безопасному поведению на дороге____________________________

Выводы по второй главе__________________________________________

Заключение_____________________________________________________

Литература_____________________________________________________

Приложения____________________________________________________

Введение

За безопасность необходимо платить,

                                                     а за её отсутствие расплачиваться.

Уинстон Черчилль

Актуальность исследования. Обучение детей безопасному поведению в транспортной среде занимает особое место в Основах безопасности жизнедеятельности. Отличаясь сложностью и многоплановостью, проблема обучения навыку безопасного поведения  на улицах города  детей дошкольного возраста является не просто актуальной, но и, с учётом  её специфики, - жизненно необходимой учебно-воспитательной деятельностью.  Возросшее количество транспортных средств, их высокая скорость передвижения и плотность транспортных потоков требует повышенного внимания к реализации задач по обеспечению профилактики дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.

Обучение детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте следует начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Формирование культуры общественного поведения через знание и соблюдение норм и правил поведения на дороге  важная предпосылка снижения дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.

В то же время, дети дошкольного возраста являются особой категорией участников дорожного движения, и поэтому к ним нельзя подходить с той же меркой как ко взрослым. У ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы. Также для них неприемлемы изложенные на нормативном, недоступном для их понимания языке обязанности пешеходов и пассажиров. Поэтому главная задача педагогов– доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, и что особо важно, не исказив при этом, их содержания.

Анализ теоретической разработанности проблемы исследования, свидетельствует о том что вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению в транспортной среде в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, и рассматривались, как правило, в качестве одного из  аспектов нравственного воспитания (Р.Б. Стеркина, Н.Л. Князева, М.М. Котик, Т.А. Шарыгина и др.). Так же проблемы безопасности, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, ценностными ориентирами необходимыми при формировании основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привития здоровьесберегающих навыков, творческой активности ребенка, использования разнообразных форм, методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе находятся  в сфере внимания таких представителей научной педагогической мысли как Н.Н. Авдеевой, Т.И.Алиевой, О.Л. Князевой, JI.А. Кондрыкинской, Е.Ю. Протасовой и ряда других исследователей. Такими же авторами как А.Д. Добрушина, В.Н. Зимонина, JI.А. Комлева, Е.А. Козловская, С.А.Козловский, С.И. Мерзлякова и др. были предприняты попытки обобщения накопленного опыта дошкольных образовательных учреждений по вопросу исследования.

В тоже время тема требует своего дальнейшего исследования, а всё вышеизложенное позволяет констатировать актуальность поиска эффективных стратегий и технологий формирования культуры безопасного поведения на дорогах города у детей дошкольного возраста.

Цель работы: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, выявить формы, методы и средства формирования культуры безопасного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста на дорогах города посредством ознакомления с Правилами дорожного движения.

Объект: воспитательно-образовательный процесс по формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения посредством ознакомления с Правилами дорожного движения.

Предмет: формы,  методы  и средства обучения Правилам дорожного движения.

Основу исследования составила гипотеза, согласно которой образовательный процесс, направленный на формирование культуры безопасного поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Правилами дорожного движения  будет эффективным, если:

  • учитывать возрастные особенности детей;
  • обучение детей  безопасному поведению в транспортной среде рассматривать как одну из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста;
  • процесс овладения культурой поведения на дороге будет непрерывным, поэтапным и планомерным усвоением  понятий и правил на специальных занятиях (беседы, игры, чтение книг, заучивание стихов, прогулки, экскурсии и т.д.)
  • осуществлять сотрудничество с семьёй дошкольника.

На основании поставленной цели и выдвинутой гипотезы предполагается решение следующих задач.

  • Теоретически изучить проблему обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста безопасному поведению в транспортной среде.
  •  Разработать диагностический инструментарий по определению уровня знаний и умений по безопасному поведению на дороге.
  • Апробировать план работы по обучению безопасному поведению детей среднего и старшего дошкольного возраста  в транспортной среде, согласно которому предполагается:
  • формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
  • обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
  • формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих;
  • познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  • расширять словарный запас детей по дорожной лексике; воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
  • активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Методологическую основу исследования составили: теория о культуре безопасности; гуманистический подход, определяющий человека как высшую ценность современного общества и системы образования, в рамках которого, здоровье является ценностью личности, а его сбережение - целью образования; теоретические концепции, позволяющие определить «культуру безопасности» как часть общей культуры и интегрированный феномен, сочетающий в себе знания, умения и навыки по теме исследования, физическое, интеллектуальное, нравственно-этическое, художественно-эстетическое развитие и эмоциональное восприятие.

База исследования.  Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 «Колобок» г. Брянск.

Исследовательская работа проводилась в три этапа: с 2011 по 2013 гг.

Первый этап (2011-2012 гг.) – поисково-теоретический: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, правовой литературы по теме исследования;  анализ теоретического и практического уровней разработанности проблемы.

По результатам  работы проделанной на первом этапе автором  была сформулирована рабочая гипотеза исследования, определены объект, предмет, цели и задачи; разработан план работы по формированию культуры безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с Правилами дорожного движения; определены формы и методы формирования культуры безопасного поведения на дороге; подобран диагностический инструментарий.

На втором этапе (2012 г.)  была проведена работа, согласно разработанному плану, по формированию культуры безопасного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с Правилами дорожного движения.

На третьем этапе (2013 г.) были подведены итоги работы:  уточнены теоретические и практические выводы; обобщены и систематизированы полученные результаты; сформулированы выводы по исследованию.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты проведённого исследования могут служить основой для дальнейшей научной разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанный план работы может использоваться в дошкольных образовательных  учреждениях как способствующий эффективному формированию основ культуры безопасного поведения в транспортной среде детей дошкольного возраста.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись на базе МБДОУ д/с № 18 «Колобок» г. Брянск.

Структура аттестационной работы обусловлена спецификой темы исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1

Психолого-педагогические основы формирования культуры безопасного поведения на улицах города у детей среднего и старшего дошкольного возраста

1.1. Понимание культуры безопасного поведения в транспортной среде в психолого-педагогическом контексте

К человеку понятие «культура» было применено Цицероном уже в I в. до н.э., после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина, а признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Понятие «культура» распространялось и на общество в целом, при этом имелся в виду такой порядок вещей, который противостоял естественному состоянию с его спонтанными действиями. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.

В настоящее время указанный термин относится к числу общенаучных понятий. Проанализировав взгляды на феномен «культуры»  большинства современных  исследователей мною были выделены следующие её основные характеристики:

  • современная культура ориентирована на самоценность человека, его уникальность как личности, как единственного источника продуктивного деяния;
  • носителями культуры является как общность людей, так и отдельная личность, а сама культура рассматривается, в данном случае,  как признак деятельности, как высокий уровень её развития;
  • через культуру выражаются потребности и ценности её носителей;
  • на уровне структуры личности аксиологические категории находят свое проявление в системе ценностных ориентаций, в идеалах, которые определяют поле выбора человека.

В тоже время, как справедливо отмечает Б.С. Гершунский, несмотря на наличие различий в нюансах понятия «культура», в качестве наиболее существенных ее атрибутов, как правило, признаются глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию, пониманию и преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений. Культура – это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности, ведь именно в ней может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность.

Обязательным условием социализации личности является её активное приобщение к культурным ценностям, посредством таких процессов как их усвоение, присвоение, что выражается в накоплении человеком собственного духовного багажа на основании усвоенного, и, в дальнейшем,  его активного использования в различных видах деятельности. Без указанных взаимосвязанных процессов невозможно социально оправданное развитие личности. Результаты исследований, осуществлённых отечественными психологами (Б.Г.Ананьев, СЛ. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев) ясно свидетельствуют о том что приобщение к духовным ценностям и их усвоение, могут идти только как процесс активного удовлетворения потребности в общении с культурными ценностями, а приобщенный опыт является богатством личности. При этом личность  в процессе своего формирования не просто адаптируется во внешнем мире, но и преобразует этот мир исходя из своих потребностей и интересов.

По мнению представителей теории культурно-исторического исследования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев) процесс приобщения к культуре осуществляется через разнообразные виды активной деятельности субъекта, где деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром в процессе которого происходит «возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности».

Что касается категории «безопасность личности», то она находится в неразрывной связи с категорией «культуры безопасного поведения в жизни». Проблемы формирования культуры безопасного поведения личности нашли отражение в исследованиях таких авторов как И.А.Баева, Е.Н.Волкова,  Е.Б.Галактионова, Н.В.Юдин и ряда др. В работах указанных авторов культура безопасного поведения выделяется в качестве самостоятельного направления, специфика и цели которого заключаются:

  • в разработке определенных норм поведения;
  • в снижении частоты аварий и несчастных случаев;
  • в создании условий, в которых вопросам безопасности уделяется то внимание, которое оно заслуживает в силу своей значимости;
  • в организации обстановки, в которой все ее члены разделяют одни и те же взгляды и убеждения, касающиеся риска аварий и угрозы здоровья;
  • в усилении приверженности людей укреплению безопасности;
  • в выработке и организации стиля и практических навыков в обеспечении программ по совершенствованию безопасности и укрепления здоровья.

Под транспортной средой в научной и учебной литературе принято понимать специфическую, органическую и неотъемлемую часть антропогенной среды, образованной человеком в результате созданных им специальной инфраструктуры, транспортирующих систем и транспортных средств, включая использование природных объектов и систем, их сил и явлений, с целью удовлетворения жизненных, духовных и других потребностей человека, социальных групп, общества и государства, путем организации транспортных процессов для перевозки или транспортировки необходимых грузов, людей, энергии и информации.

Культура безопасного поведения в транспортной среде (транспортная культура) является одним из проявлений общей культуры личности, содержанием которой является готовность личности к поведенческому самоопределению в жизненных ситуациях возникающих в транспортной среде. Это средство упорядочивания внутреннего мира носителя, практическая направленность его содержания, которая отражает готовность личности к безопасному  типу жизни.

В то же время, транспортная культура – это относительно самостоятельная ветвь общей культуры, являющаяся специфической и самобытной формой жизнедеятельности человека, социальных групп и общества, выступающая результатом активно взаимодействующих таких ветвей культуры, как экологическая, транспортировки, безопасности жизнедеятельности, культура поведения и правовая культура.

Проблема формирования культуры безопасного поведения личности на дороге сообразуется с установками традиционной педагогики. Носителями воспринимаемых культурных ценностей являются среда, личность, образовательный процесс и само взаимодействие людей между собой, взаимодействие человека с объектами деятельности и окружающей культурной средой.

В условиях организованного социокультурного взаимодействия в педагогически целерационально организованной среде имеет место своеобразный процесс «параллельного воздействия» на личность (А.С. Макаренко) в ходе формирования личности и её культуры, который является сложным педагогически организуемым и управляемым социально-педагогическим процессом подготовки личности к определённому общественно одобряемому,  установленному законом поведению.

Таким образом, культуру безопасного типа поведения личности в транспортной среде можно характеризовать как выражение зрелости и развитости системы особых социально значимых качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальном поведении, это итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и чувств личности. При этом образование выступает средством созидания и трансляции культурных ценностей, в ходе которой человек приобщается к ним, раскрывая, в тоже время и свой собственных творческий  потенциал, поэтому  образование – это процесс овладения культурой в различных её проявлениях.

В качестве компонентов культуры безопасного поведения в транспортной среде в психолого-педагогической литературе (A.M.Баскаков, В.Л.Бенин, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин и др.) указываются следующие:

  • этико-аксиологический компонент - отражает ценностные ориентации в поведении, установки, мотивы;
  • технологический компонент - отражает умения, навыки правильного поведения на дорогах;
  • личностно-творческий компонент, через который происходит осознание себя субъектом дорожной обстановки, стремление к саморазвитию, к активному преобразованию своего поведения с целью повышения эффективности принятия решения в рамках безопасного поведения.

С учётом указанных компонентов культуры безопасного поведения личности можно говорить о следующих системах, её образующих:

  • система знаний и интересов личности, которая образует так называемую «знаниевую оболочку» личности, развивающуюся в процессе познавательной деятельности и находящей выражение в познавательной активности и в связанной с ней интеллектуальной активности, и далее - в обеспечивающих безопасность поведенческих реакциях на дорогах;
  • система знаний, которая создаёт основу мировоззренческому уровню культуры безопасного типа личности;
  • система умений и развитых на их основе способностей образует уровень практической деятельности, который формируется на базе социальных потребностей и установок в процессе накопления и реализации опыта безопасного поведения на дорогах,  показателем которого является  продуктивность деятельности;
  • система индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности, которая образует уровень регуляции социального поведения личности, который формируется на базе культурных образцов и принципов поведения через различные формы общения и самовоспитания. Они реализуются в поведении.

Говоря о безопасности необходимо понимать то, что абсолютной  безопасности  не  бывает, так как всегда  существует  некоторый  остаточный  риск. Поэтому правильным будет, как очень точно отмечает А.И. Садретдинова,  под  безопасностью  понимать«такой уровень  опасности,  с  которым  на  данном  этапе  научного  и  экономического  развития  можно  смириться.  Безопасность  –  это приемлемый риск».  Достигается эта цель только  с помощью образования, которое выступает в качестве механизма формирования ответственного отношения человека к своей безопасности. Такая подготовка должна проходить на всех этапах  жизни  человека,  а  начинать  ее  необходимо  с  дошкольного  возраста (Н.Н. Авдеева,  О.Л. Князева,  Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными  жизненными ситуациями.

Под  культурой  безопасности  жизнедеятельности  ребенка  в психолого-педагогической литературе понимается  совокупность  трех  компонентов:  осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.

Таким образом, исследуя вопрос понимания категории «культура безопасного поведения» в рамках проводимого нами исследования автор приходит к выводу, что результатом формирования культуры безопасного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста в транспортной среде выступает интегративное качество личности которое является итогом освоения ею правил и техники ответственного поведения на дорогах. В основе же указанного результата лежит освоение детьми социальных норм, ценностей, правил и техники ответственного поведения на дорогах, их личностно-творческое преобразование и актуализация в формах ценностных ориентаций, знаний, способов эффективного общения, способов самооценки, способствующих самореализации как субъекта взаимодействия с различными участниками дорожного движения.

1.2. Формы, методы и средства ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с Правилами дорожного движения

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию для воспитателей  дошкольных  учреждений, ведь ребёнок становится пешеходом значительно раньше чем он по своим знаниям, усилиям и развитию становится к этому подготовленным.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, главная цель воспитательной работы заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения в транспортной среде.

В тоже время, среди исследователей проблемы безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге нет единого мнения относительно вопроса организации воспитательного процесса по проблеме исследования. Так, например, О.А. Скорлупова считает, что  в воспитательном процессе должны применяться такие методы как: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. Применение в качестве воспитательного метода внушения  объясняется тем, что дети  дошкольного возраста хорошо ему поддаются. Это даёт возможность предупредить вероятность дорожно-транспортного происшествия с участием детей  внушив детям, например, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, а на улице можно находиться только со взрослым, и обязательно держать его за руку.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучить дошкольников непосредственно Правилам дорожного движения, сколько сформировать и развить у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Воспитательный процесс при этом должен носить постоянный характер: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т.д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций

По мнению Н.Н. Авдеевой воспитательный процесс необходимо осуществлять:

  • через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
  • в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

При этом важно развивать такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам (понимание ребенком того, что является правильным или неправильным) и привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

План проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Такими способностями являются:

  • умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
  • умение различать величину транспорта;
  • умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
  • знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
  • понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
  • понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;
  • умение связно выражать свои мысли.

При выборе форм, методов и средств  обучения очень важно помнить, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска»: это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. Поэтому занятие должно быть построено с учетом их индивидуальных особенностей.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
  • интерактивный опрос;
  • коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особо А.В. Гостюшкиным указывается на эффективность применения интерактивного метода обучения, который направлен на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, троллейбусе и т. д.), или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного «словаря».

На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны, и что нужно делать чтобы быть в безопасности.

И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое «закрытый обзор». На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.

Интересной и эффективной формой работы признаётся организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. Ведь игра для детей дошкольного возраста является одним из важнейших видов их деятельности, их самовыражением, способом  совершенствования.  В  процессе  игры  развиваются  внимание,  память, воображение,  вырабатываются  навыки  и  привычки,  усваивается  общественный опыт.  

Игра-это  не  только  развлечение.  Она  делает  досуг  содержательным,  учит творчеству,  умению  ориентироваться  в  сложных  ситуациях,  быстроту  реакций.

С  точки  зрения  психологии  игра  как  вид  деятельности  отражает  практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно  важным  является  приобретение  детьми  в  процессе  игровой деятельности  конкретных  умений  и  навыков  поведения  в  условиях  реального дорожного движения.

Игра  представляет  собой  воссоздание  социальных  отношений  между  людьми,  их поведение  и  принятие  решений  в  условиях  моделирования  реальных  ситуаций, общественной  жизни.  Разнообразие  форм  и  видов  деятельности,  освоенных ребенком,  определяет  разнообразие  его  игр.  Игра  носит  воспитательно-образовательный  и  развивающий  характер,  поэтому  ее  широко  используют  в учебно-воспитательном процессе.

Обучая  ребенка  Правилам  дорожного  движения,  взрослый  должен  сам  четко представлять,  чему  нужно  учить,  и  как  это  сделать  более  эффективно.  Он  сам должен  хорошо  разбираться  в  дорожных  ситуациях:  нельзя  научить  хорошо, обучаясь вместе с ребенком.

Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить  правила  игры.  Кроме  того,  для  эффективного  достижения  цели  игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:

  • эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;
  • положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;
  • формирование у играющих уверенности в своих силах,  и в успехе игры.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом  определяет  эффективность  выполнения  стратегической  задачи  обучения безопасному  поведению  на  дорогах.  Сценарий  игры  должен  основываться  на актуальных  и  реальных  дорожных  ситуациях.  Правила  игры  должны  включать  в себя  элементы  соревновательности  и  стимулировать  познавательные  мотивы.

Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. Особое значение в проведении игры по ПДД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых.  Отсутствие  со  стороны  воспитателя  эмоциональной  окраски  в процессе  подготовки  и  проведения  игры,  преобладание  негативных  оценок приводит  к  снижению  у  детей  побудительных  мотивов  к  игровой  деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.

Этапы подготовки игры.

  1. Определение  конкретных  целей  (обучающих,  воспитывающих,  развивающих  и контролирующих) и задач.
  2. Определение конкретной моделируемой ситуации.
  3. Выбор игры.
  4. Планирование игры, перечень возможных правильных и неправильных решений, время, отводимое на игру.
  5. Составление  сценария  игры,  подготовка  необходимых  материалов  для  ее проведения.
  6. Распределение ролей.

Проведение игры.

  1. Определение готовности участников к игре (предварительная беседа и контроль знаний).
  2. Инструктаж игроков.
  3. Непосредственная постановка проблемы и ее реализация.
  4. Текущий  контроль  хода  игры  со  своевременной  координацией  действий участников (возможные последствия правильных и неправильных действий).  

Подведение итогов.

  1. Определение уровня усвоения нового и усвоение ранее изученного материала.
  2. Подведение итогов игры с участием детей.
  3. Методический анализ  игры  (анализ  уровня  достижений  педагогической  цели, поставленной перед данной игрой).

Игра  -  это  одна  из  наиболее  привлекательных,  ярких  и  эмоциональных  форм детской  деятельности  по  усвоению  правил  поведения  в  различных  сферах  жизни.

Игра по инициативе ребенка - это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя  направлена  (так  должно  быть)  на  усвоение  специально подобранных, педагогически  целесообразных  знаний  и  умений.  К  таким  знаниям  и  умениям, безусловно, относятся и те, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге.

Но выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть  самоцелью!  Воспитателю  всегда  следует  ясно  себе  представлять,  какой конкретной  цели  он  желает  достичь  той  или  иной  игрой.  Эта  цель  должна  быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать  конкретному  содержанию  соответствующих  пунктов  Правил  дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.

При реализации программы воспитания и обучения дошкольников воспитателю рекомендуется определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы, к которым он должен стремиться, формируя и развивая у них навыки безопасного поведения на улице.

Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи.

Выводы по первой главе

Таким образом,  анализ научной литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что успешному формированию культуры безопасного поведения на улице детей среднего и старшего дошкольного возраста способствуют следующие педагогические условия:

  • воспитывая дошкольников педагог должен применять такие методы, как: внушение, убеждение, пример, наглядность, упражнение, поощрение;
  • воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • игра является наиболее  доходчивой  формой  разъяснения  детям  Правил  дорожного  движения, так как является  основным  видом  активности  дошкольника,  в  процессе  которой  он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
  • программа воспитания и проведения дидактических занятий должна иметь целью не столько обучение дошкольников непосредственно Правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Глава 2

Личный педагогический опыт по теме аттестационной работы

2.1. Организация образовательного процесса по формированию культуры безопасного поведения на дорогах города у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Ребенка обучи - дашь миру человека.

В. Гюго

Цель организации работы – формирование и развитие у детей среднего и старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в транспортной среде.

Задачи:

  • обучить детей безопасному поведению на дороге;
  • формировать у детей навыки и умение наблюдать за дорожной обстановкой,  предвидеть и обходить опасные ситуации;
  • воспитать дисциплинированность и осознанное выполнение правил поведения в транспортной среде;
  • обогатить представления детей о здоровье.

          Для того чтобы свести к минимуму опасность нахождения детей в транспортной среде необходимо правильно организовать процесс их ознакомления с Правилами дорожного движения.

При разработке плана работы по обучению безопасному поведению детей среднего и старшего дошкольного возраста  в транспортной среде мною в качестве основных аспектов взаимодействия ребёнка с транспортной средой были выделены такие как:

  • ребёнок – пешеход;
  • ребёнок – пассажир; 
  • ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.) 

Были разработаны основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения (Рис. 2.1.).

Основные направления и формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения

Воспитательно-образовательный процесс был организован таким образом, что теоретические знания о правилах безопасного поведения на улицах города (специально организованные занятия) подкреплялись продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), с последующей реализацией в самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ (Приложение № ).

 Большое внимание мною уделяется игровой деятельности: подвижные игры; дидактические игры; настольно-печатные игры; сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации и театрализованные игры; игровые практикумы на транспортной площадке (Приложение № ). В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, совместное разучивание стихотворений (Приложение № ), организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций. Экскурсии проводятся в очной и заочной форме. Очные - на улице – которые способствуют отработке и закреплению на практике имеющихся теоретических знаний, и позволяющие обучить проводить анализ ситуации в конкретных дорожных условиях (пешие,  автобусные), либо в здании, когда происходит ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД, спецтехникой; заочные -  используются фото-видео материалы, схемы.

Использование такой формы работы  как беседа позволяет выявить имеющиеся знания и представления детей, определить направления, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение.

При выборе форм, методов и средств формирования у детей культуры безопасного поведения в транспортной среде мною учитывались возрастные и особенности детей.

Средняя группа (4 – 5 лет). В этом возрасте нервная система детей неустойчива и склонна к быстрому истощению, условные рефлексы быстро образуются и также быстро исчезают. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения. У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям, свойственна переоценка своих возможностей. 

Поле зрения ребёнка 4-5 лет на 20% меньше, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная. Чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, у ребёнка уходит 3-4 секунды, что может оказаться опасным для жизни. 

Из-за маленького роста у ребёнка шаг не такой длинный, как у взрослого, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности.

У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4-5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено только на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.

Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора.

Для каждой возрастной группы были определены цели и ориентиры воспитательной работы.

В средней группе была продолжена работа, начатая в младших группах.

В качестве задач были определены следующие:

  •  совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве;
  •  знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями;
  • определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса;
  •  знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта;
  •  расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке;
  •  знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход»;
  •  учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта;
  •  учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный);
  •  учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле,  автобусе и т.д.
  •  учить изображать на рисунке сигналы светофора;
  •  учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил;
  •   знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

В качестве  показателей  развития выступают знания детей о том, что:

  • ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов);
  • переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней;
  • правила перехода проезжей части и опасные места на ней;
  • транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность;
  • движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в средней группе

Дата

Тема

Программное содержание

Оборудование

Содержание занятий

Словарная работа

Сентябрь

«Транспорт» 

Проводится предварительная диагностика

Познакомить детей с автоклассом, его оснащением, функциями.      

Совершенствование навыков ориентации на местности.

Демонстрационные картины, макеты, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки, необходимые атрибуты для управления движением и т.п.

Подвижные игры «Найди предмет», дидактическая игра «Угадай транспорт», прогулки, экскурсии, беседы.

Макет, вперед-назад, налево -направо, реже - чаще,впереди – позади, далеко-близко, быстро-медленно, приближается – удаляется.

Октябрь

«Наш друг - Светофор»

Понимание, значение цвета  в дорожном движении, чередование и расположение цветов.

Макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай»

Светофор, красный, желтый, зеленый, под, над.

Ноябрь

«Городской общественный транспорт»

Формирование понятия «общественный транспорт», расширение знаний о его видах.

Макет прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, подвижные игры «Найди свой цвет», «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Трамвай». Чтение художественной литературы.

Общественный транспорт. Автобус, троллейбус, трамвай, такси.

Декабрь

«Я еду в транспорте».

Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте.

Дорожные знаки, стулья, рули.

Рассматривание иллюстраций, плакатов. Чтение и обсуждение стихотворения  А. Усачева «Случай в автобусе»

Общественный транспорт, автобус, поручень, кондуктор.

Январь

«Железнодорожный транспорт».

Расширение знаний о видах транспорта (назначение железнодорожного транспорта; его особенности; кто управляет поездом?; правила поведения железной дороге).

Стулья, макет железной дороги, семафор.

Чтение стихов, рассказы о ж/д транспорте, игра на макете железной дороге, рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию

Железнодорожный транспорт, машинист, рельсы, шпалы, станция (игровой набор).

Февраль

«Знакомство со знаками, сопутствующими железной дороге».

Стулья, дорожные знаки

Чтение стихов, рассказы о ж/д транспорте, игра на макете железной дороге, рассматривание иллюстраций и беседа по их содержанию.

Просмотр мультфильмов с сюжетами о железной дроге, рассматривание иллюстраций.

Переезд, шлагбаум, симафор.

Март

«Расширение знаний о видах транспорта»

(Для чего служит? Кто управляет? Правила  движения гужевого транспорта)

Вожжи, репка, стулья.

Беседа, подвижная игра «Лошадки», чтение литературы, просмотр мультфильма «Лиса и волк».

Гужевой транспорт, вожжи, телега

Апрель

«На перекрестках и площадях».

Знакомство с перекрестком и площадью; их отличие, расширение знаний об улице.

Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Чтение специальной литературы, рассматривание иллюстраций, плакатов. Подвижная игра «Цветные автомобили».

Перекресток, регулируемый и нерегулируемый перекресток, дорожная разметка, площадь,

Май

«Правила поведения на улицах и дорогах. Переход улиц и дорог».

Итоговая диагностика

Расширение знаний о поведении на улицах и дорогах.

Макет, модели транспортных средств, фигурки пешеходов.

Рассматривание иллюстраций, плакатов,  дидактические игры на участке.

Дорога с односторонним движением (двусторонним)


К пяти годам у детей должны сформироваться следующие привычки, навыки и правила, дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год:

  • ходить можно только по тротуару;
  • при движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя по тротуарам бегать, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;
  • движение на дороге регулирует светофор;
  • для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;
  • улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён.

Если есть подземный переход, то дорогу можно переходить только по этому переходу; даже если переходишь по правилам (на зелёный свет светофора и по переходу), всё равно надо быть осторожным, водители могут нарушить правила и поехать, когда для пешеходов горит зелёный свет.

Старшая группа (5-6 лет). У ребёнка 5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В старшей группе мною проводится работа не только по уточнению и дополнению имеющиеся у детей знаний, но и их подготовке к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Так, ориентируясь в пространстве дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим, что позволит детям уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей.

В качестве задач обучения были определены:

  • учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона;
  • прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе;
  • продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения;
  • учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
  • учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

Показатели развития:

  • дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть;
  • знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах;
  • соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте

Привычки, навыки и правила, которые усваивают дети старшего дошкольного возраста:

  • если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;
  • регулировщик на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора; 
  • когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;
  • играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги – опасно;
  • выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.


Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе

Дата

Тема

Программное содержание

Оборудование

Содержание занятий

Словарная работа

Сентябрь

«Транспорт»

Проводится предварительная диагностика

Расширить представления детей об автоклассе, познакомить с его классификацией. Познакомить со специальным транспортом.

Познакомить детей с понятием «регулировщик», объяснить, что обозначают жесты и положение корпуса регулировщика, каким сигналам светофора они соответствуют.

Продолжить совершенствование навыков ориентации на местности. Прививать навык необходимости соблюдения правил безопасного поведения на проезжей части. Воспитывать культуру поведения на дороге.

Демонстрационные картины, макеты, схемы, диафильмы, разнообразные игрушки, необходимые атрибуты для управления движением и т.п.

Дидактическая игра «Подбери колёса», «Чудо-машина», целевая прогулка к  автостоянке, шоссе.

Гужевой, водный, воздушный, наземный,  ж/д., «полиция», «скорая», «пожарная», «опасная дорога», «тормозной путь», «регулировщик».

Октябрь

«Наш друг - Светофор»

Закрепить представление детей  о назначении светофора, о его сигналах. Познакомить с разновидностями светофора (транспортный,  пешеходный) и научить их различать. Закрепить  правила поведения при смене цветов. Воспитывать культуру поведения на дороге.

Макет  проезжей части, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор.

Дидактические игры «Включи сигнал» и «Пешеходный светофор».

Ситуация: «Жёлтый сигнал светофора».

Целевая прогулка к проезжей части, светофору.

Светофор транспортный, светофор пешеходный.

Ноябрь

«Дорожные знаки».

Закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход».  Познакомить с видами дорожных знаков (запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса)

Дорожные знаки.

Дидактические игры «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».

Целевая прогулка: «Путешествие на перекрёсток».

«Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход». «Запрещающие», «предупреждающие», «знаки сервиса».

Декабрь

«Улица»

Формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия. 

Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения.

Макет  проезжей части, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор.

Дидактические игры: «Движение по улицам города», «Близко — далеко», «Перекресток».

Составление рассказа по картине «Улица города».

Одностороннее, двухстороннее, улица, тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия.

Январь

«Как вести себя на улице»

 Познакомить детей с основными улицами посёлка, с движением транспорта по этим улицам. Прививать навык необходимости соблюдения безопасности на дороге. Развивать глазомер, внимание.
Воспитывать культуру поведения на дороге.

Развивать чувство осторожности при движении на улице.

Макет  прилегающей территории, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор.

Целевая прогулка: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад».

Вперед-назад, налево - направо, реже - чаще, впереди – позади, далеко-близко, быстро-медленно, приближается – удаляется.

Февраль

«Я еду в транспорте».

Уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить - с передней.

Дорожные знаки, стулья.

Сюжетно-ролевая игра «В автобусе». Подвижная игра «Найди свою остановку». Составление рассказа по картинке «Автобусная остановка».

Общественный транспорт, автобус, поручень, кондуктор.

Март

«Движение транспорта и пешеходов».

Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и троллейбус.

Макет  проезжей части, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор, дорожные знаки.

Дидактические игры: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось». Ситуации: «Мы выходим из автобуса», «Я перехожу проезжую част. Рассматривание картины «Обход транспорта».

«Правостороннее движение».

Апрель

«Загородная дорога».

Формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге.

Макет  проезжей части, ж/д станции,  модели транспортных средств, фигурки пешеходов, дорожные знаки.

Дидактическая игра «Путешествие за город». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Магистраль, трасса, шлагбаум.

Май

«Велосипед, самокат».

Итоговая диагностика

Познакомить с правилами движения на велосипеде, соответствующими дорожными знаками.

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате.

Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге.

Макет  проезжей части, модели транспортных средств, фигурки пешеходов, светофор, дорожные знаки.

Подвижные игры: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах».

Одностороннее, двухстороннее, улица, тротуар, проезжая часть, «островок безопасности».


Работа с родителями.

                                                     «Семья для ребенка – это источник

                                                    общественного опыта. Здесь он находит

                                                    примеры для подражания и здесь

                                                   происходит его социальное рождение.

                                                    И если мы хотим вырастить нравственно

                                                 здоровое поколение, то должны решать

                                                эту проблему «всем миром»: детский сад,

                         семья, общественность».

                                                                                            В. А. Сухомлинский

Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведётся совместно с родителями, ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Только ежедневные напоминания правил, и положительный собственный пример может выработать у ребенка привычку правильного поведения.

Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка также очень важно взаимопонимание между воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, поэтому мною был разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

  • изготовление стендов с наглядной информацией;
  • консультирование (Приложение № );
  • участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
  • тематические родительские собрания;
  • обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
  • семейные конкурсы;
  •  анкетирование (Приложение № );
  • совместная детско-родительская досуговая деятельность (Рис. 2.2.).


Основные направления и формы работы с родителями по  формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

        


2.2. Анализ данных диагностического исследования уровня знаний и умений по безопасному поведению на дороге

Мною было проведено диагностическое  обследование (предварительное – сентябрь, итоговое - май) детей, позволившее проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года. 

Мониторинг знаний ПДД был зафиксирован в таблицах и отражён графически.

Результаты диагностического исследования уровня знаний и умений по безопасному поведению на дороге в средней группе

Таблица 2.2.1

№ п/п

Ф.И.

ребёнка

Предварительная

диагностика

Итоговая диагностика

Уровень

В

С

Н

В

С

Н

1.

Алёшина Настя

+

+

2.

Амеличев Артём

+

+

3.

Волынкин Иван

+

+

4.

Воронцов Тимофей

+

+

5.

Гришина Ангелина

+

+

6.

Губерский Тимофей

+

+

7.

Кашубо Лада

+

+

8.

Ковалёва Надя

+

+

9.

Мельникова Вероника

+

+

10.

Пашкова Даша

+

+

11

Петрий Арина

+

+

12.

Петрова Виктория

+

+

13.

Петрищев Кирилл

+

+

14.

Плюсова Саша

+

+

15.

Пухов Артём

+

+

16.

Пушкоренко Влад

+

+

17.

Рыбалко Катя

+

+

18.

Стародубцев Иван

+

+

19.

Фетерс Арсений

+

+

20.

Чекулаева София

+

+

21

Ялоза Полина

+

+

Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний ПДД детей средней группы

Рис. 2.2.1

Результаты диагностического исследования уровня знаний и умений по безопасному поведению на дороге в старшей группе

Таблица 2.2.2

№ п/п

Ф.И.

ребёнка

Предварительная

диагностика

Итоговая диагностика

Уровень

В

С

Н

В

С

Н

1.

Алёшина Настя

+

+

2.

Воронцов Тимофей

+

+

3.

Гришина Ангелина

+

+

4.

Губерский Тимофей

+

+

5.

Дмитриев Миша

+

-

-

-

6.

Кашубо Лада

+

+

7.

Ковалёва Надя

+

+

8.

Мельникова Вероника

+

+

9.

Пашкова Даша

+

+

10

Петрий Арина

+

+

11.

Плюсова Саша

+

+

12.

Пухов Артём

+

+

13.

Пушкоренко Влад

+

+

14.

Рыбалко Катя

+

+

15.

Стародубцев Иван

+

+

16.

Фетерс Арсений

+

+

17.

Чекулаева София

+

+

18.

Ялоза Полина

+

+

Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний ПДД детей старшей группы

                                                                                        Рис. 2.2.2

     Полученные результаты диагностического исследования позволяют констатировать эффективность разработанного мною образовательного процесса по формированию культуры безопасного поведения на дорогах города у детей средней и старшей возрастных групп.

Выводы по второй главе

В качестве цели организации образовательного процесса по формированию культуры безопасного поведения на дорогах города у детей среднего и старшего дошкольного возраста мною было определено, - формирование и развитие у детей указанных возрастных групп навыков безопасного поведения в транспортной среде.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с транспортной средой: ребёнок – пешеход; ребёнок – пассажир; ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.) 

Приоритетными направлениями и формами работы с детьми по обучению правилам дорожного движения для меня стали: чтение художественной литературы; праздники и развлечения; целенаправленные занятия; целевые прогулки и экскурсии; сюжетно-дидактические игры; создание атрибутов к играм; встречи с сотрудниками ГБДД; проведение тематической недели.

Залогом эффективности образовательного процесса является включение в него родителей: изготовление стендов с наглядной информацией; консультирование; участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ; тематические родительские собрания; обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД; семейные конкурсы;  анкетирование; совместная детско-родительская досуговая деятельность.

 Эффективность организованного мною образовательного процесса по формированию культуры безопасного поведения на дорогах города у детей среднего и старшего дошкольного возраста подтверждается результатами диагностического исследования.  


Заключение

В ходе проведённого нами исследования было установлено, что одна из важных проблем при обеспечении безопасности дорожного движения - профилактика дорожного транспортного травматизма детей дошкольного возраста. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей объективной потребностью общества в сохранении жизни и здоровья детей в современной, постоянно развивающейся, высоко энерговооруженной, динамичной и опасной транспортной среде.

Так же мы пришли к выводу, что конечная цель обучения и воспитания детей в ДОУ  выражается в подготовке ребёнка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечении личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.

При этом воспитательно-образовательный процесс должен быть организован таким образом, что теоретические знания о правилах безопасного поведения на улицах города должны подкрепляться продуктивной деятельностью с последующей реализацией в самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
  3. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: Дрофа, 2007.
  4. Бочкарева О.И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
  5. Данилова Т.И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.  - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  6. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. - М., 1989.
  7. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
  8. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. - М., 2001.
  9. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Романовой, А.Б. Малышкина. – М., 2005.
  10. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  11. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. - М., 2005.
  12. Садретдинова А.И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий // Успехи современного естествознания. 2008, № 8.
  13. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  14. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». - М., 2004.
  15. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: Сфера, 2008.
  16.  Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. - Санкт-Петербург, Детство – Пресс, 2011 г.
  17. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
  18. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.