Публикация на тему :«САМООБРАЗОВАНИЕ - МОЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ»
материал на тему

Орлова Ольга Анатольевна

Самообразование, темы:

1. «Использование информационно - коммуникативных технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста». 

2. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС».

   Первая  тема  выбрана  мною  в  соответствии  с годовой задачей   нашего  детского  сада; вторая   -   пополнение моих  знаний по уже имеющемуся опыту,  с  учётом  изменившейся  ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«САМООБРАЗОВАНИЕ - МОЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ»

 Воспитатель высшей категории Орлова О.А.,

Детский сад №115 «Салют» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти

«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

 Самообразование педагога – воспитателя, есть необходимое условие его профессиональной деятельности.

 Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.

  Необходимость самообразования воспитателя диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социально – общественной ролью, с другой стороны тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно меняющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, развитием теории и практики, все возрастающими требованиями к педагогу, его готовности перестраивать свою профессиональную деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности воспитателя в самореализации.

Темы моего самообразования:

1. «Использование информационно - коммуникативных технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».  

2. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС».

   Первая  тема  выбрана  мною  в  соответствии  с годовой задачей   нашего  детского  сада; вторая   -   пополнение моих  знаний по уже имеющемуся опыту,  с  учётом  изменившейся  ситуации.

    Применение  ИКТ в образовательной и совместной деятельности с  детьми позволяет мне не только облегчить усвоение материала,  но и предоставляет новые возможности для  развития интеллектуальных, творческих  способностей  детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала, стимулирует  потребность в познавательной деятельности,   развивает логику, мышление, восприятие, память, активизирует способность анализировать, сравнивать, рассуждать.
В зависимости от целей и задач образовательной деятельности  информационные технологии применяю в процессе изучения новых для детей понятий, для обобщения и систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и  творческих заданий.


       Считаю, что деятельность с показом мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов гораздо интереснее ребенку. 

Ребята, просматривая  материал в яркой и интересной для них форме активно участвуя в приключениях героев,  учатся сопереживать происходящему,  что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей: мультфильмов, презентаций, электронных дидактических пособий – до 10 минут.

В работе использую самостоятельно созданные качественные и полные презентации, или  заимствую  на специализированных  сайтах. На сегодняшний день являюсь активным пользователем ПК Word, Excel, Power Point, Internet, Microsoft PowerPoint, Fotoshop и пр.

Приведу  алгоритм создания  электронного дидактического  пособия  «Витамины  растут  на  ветке,  витамины  растут  на  грядке», который был использован мною.  Необходимо:

- выбрать тип оформления, фон, на который будут накладываться текст, а также видео- или фотоматериалы;

- добавить новые слайды и продумать их наполнение;

- выбрать разметку слайдов, при необходимости изменить оформления слайдов (например, применение шаблонов);

- создать эффекты анимации при демонстрации слайдов;

- настроить презентацию;

- предварительно просмотреть с помощью мультимедийного оборудования.

Считаю,  при  изготовлении  электронного  пособия  важно  учитывать  следующее:

- как  раскрыта   тема  пособия,

- обоснованно  ли  разделены  слайды,

- правильно  ли  подобран  дизайн  презентации  и  его  единство,

- однотипны  ли  иллюстрации,

- правильно  ли  произведена  обрезка  материала,

- каково  сочетание  цвета  картинок,  основы   презентации  и  текста,

- достаточно  ли  по  времени  задерживается  на  экране  картинка,

- правильно  ли  подобраны  цвета,  шрифты,  эффекты,

- оптимизирована  ли  графика.

Так  как  мои  электронные  пособия и игры  понравились  руководителю  детского  сада,  мне  было  предложено  показать  их  коллегам,  провести  мастер – класс  по  их  составлению.  

На   мастер – классе  присутствовали,  как  малоопытные  педагоги,  так  и  коллеги,  имеющие  большой  опыт  работы.  Но  каждый  признал  необходимость  продвижения  данной  работы,  для  успешной педагогической деятельности  и  реализации  целевых  ориентиров  в  работе  с  детьми.

Учитывая, что Федеральный Государственный Стандарт Образования нацелен на повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, моей  следующей   целью  в  рамках  самообразования станет активное вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Наблюдая за тем, как мамы и папы не всегда обращают внимание на информацию, размещенную в родительских уголках и часто не находят времени для общения с воспитателем, а так же другими специалистами, но с интересом общаются в социальных сетях, пришла к выводу, что родители посещая сайты, смогут найти время и для просмотра и использования медиаресурсов (материала для домашних занятий с ребёнком), которые я могу предоставить, открыв свою электронную почту.  На замену  текстовой  информации  для  родителей  я  использую  видеорамки,  загрузив  предварительно  материалы  на  флеш - карту.

Это даст возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделает их активными участниками образовательной работы д/с и нашей группы.

Мои позиция  состоит  в  том, что в настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из важнейших направлений совершенствования образования, позволяющее воспринимать информацию на качественно новом уровне, и оптимизировать отношения между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Выбор второй темы для самообразования, обусловлен заинтересованностью данным вопросом и необходимостью пополнения моих  знаний по уже имеющемуся опыту работы,  с  учётом  изменившихся  требований к развивающей предметно-пространственной среде детского сада.

 Правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. 

Е.И. Тихеева считала, что «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

В соответствии с требованиями Стандарта развивающая предметно-пространственная среда включает: пространство детского сада, группы, а также территории, прилегающей к ДОО.  

Преобразовывая игровое пространство, руководствуясь положениями Стандарта, я старалась сделать его содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным. Я также считаю, что необходимо учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

Мною собран пакет фото- и видео материалов, который представлен в форме мультимедийной презентации и наглядно демонстрирует коллегам  и родителям всю значимость работы в этом направлении, помогает увидеть  включения в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы, и дает возможность мне поделиться своими наработками. 

Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное для меня - работать над собой, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. 
Стремление к саморазвитию, дает мне безграничные возможности и в повышении своего педагогического мастерства, и в проявлении себя как профессионала, так и как личности, но также, и выступить в роли ученика.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;

2. Айзенберг  А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986;

3. Коджаспирова  Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994;

         4. Левитес   Д. Г. Практика обучении: современные образовательные

технологии. — Воронеж, 1998;

5. Полат  Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. : Академия, 1999.



Предварительный просмотр:

«САМООБРАЗОВАНИЕ - МОЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ»

 Воспитатель высшей категории Орлова О.А.,

Детский сад №115 «Салют» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти

«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.

Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

К.Д. Ушинский

 Самообразование педагога – воспитателя, есть необходимое условие его профессиональной деятельности.

 Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала ».

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.

  Необходимость самообразования воспитателя диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социально – общественной ролью, с другой стороны тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно меняющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, развитием теории и практики, все возрастающими требованиями к педагогу, его готовности перестраивать свою профессиональную деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности воспитателя в самореализации.

Темы моего самообразования:

1. «Использование информационно - коммуникативных технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».  

2. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС».

   Первая  тема  выбрана  мною  в  соответствии  с годовой задачей   нашего  детского  сада; вторая   -   пополнение моих  знаний по уже имеющемуся опыту,  с  учётом  изменившейся  ситуации.

    Применение  ИКТ в образовательной и совместной деятельности с  детьми позволяет мне не только облегчить усвоение материала,  но и предоставляет новые возможности для  развития интеллектуальных, творческих  способностей  детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала, стимулирует  потребность в познавательной деятельности,   развивает логику, мышление, восприятие, память, активизирует способность анализировать, сравнивать, рассуждать.
В зависимости от целей и задач образовательной деятельности  информационные технологии применяю в процессе изучения новых для детей понятий, для обобщения и систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и  творческих заданий.


       Считаю, что деятельность с показом мультимедийных презентаций, мультипликационных фильмов гораздо интереснее ребенку. 

Ребята, просматривая  материал в яркой и интересной для них форме активно участвуя в приключениях героев,  учатся сопереживать происходящему,  что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей: мультфильмов, презентаций, электронных дидактических пособий – до 10 минут.

В работе использую самостоятельно созданные качественные и полные презентации, или  заимствую  на специализированных  сайтах. На сегодняшний день являюсь активным пользователем ПК Word, Excel, Power Point, Internet, Microsoft PowerPoint, Fotoshop и пр.

Приведу  алгоритм создания  электронного дидактического  пособия  «Витамины  растут  на  ветке,  витамины  растут  на  грядке», который был использован мною.  Необходимо:

- выбрать тип оформления, фон, на который будут накладываться текст, а также видео- или фотоматериалы;

- добавить новые слайды и продумать их наполнение;

- выбрать разметку слайдов, при необходимости изменить оформления слайдов (например, применение шаблонов);

- создать эффекты анимации при демонстрации слайдов;

- настроить презентацию;

- предварительно просмотреть с помощью мультимедийного оборудования.

Считаю,  при  изготовлении  электронного  пособия  важно  учитывать  следующее:

- как  раскрыта   тема  пособия,

- обоснованно  ли  разделены  слайды,

- правильно  ли  подобран  дизайн  презентации  и  его  единство,

- однотипны  ли  иллюстрации,

- правильно  ли  произведена  обрезка  материала,

- каково  сочетание  цвета  картинок,  основы   презентации  и  текста,

- достаточно  ли  по  времени  задерживается  на  экране  картинка,

- правильно  ли  подобраны  цвета,  шрифты,  эффекты,

- оптимизирована  ли  графика.

Так  как  мои  электронные  пособия и игры  понравились  руководителю  детского  сада,  мне  было  предложено  показать  их  коллегам,  провести  мастер – класс  по  их  составлению.  

На   мастер – классе  присутствовали,  как  малоопытные  педагоги,  так  и  коллеги,  имеющие  большой  опыт  работы.  Но  каждый  признал  необходимость  продвижения  данной  работы,  для  успешной педагогической деятельности  и  реализации  целевых  ориентиров  в  работе  с  детьми.

Учитывая, что Федеральный Государственный Стандарт Образования нацелен на повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, моей  следующей   целью  в  рамках  самообразования станет активное вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Наблюдая за тем, как мамы и папы не всегда обращают внимание на информацию, размещенную в родительских уголках и часто не находят времени для общения с воспитателем, а так же другими специалистами, но с интересом общаются в социальных сетях, пришла к выводу, что родители посещая сайты, смогут найти время и для просмотра и использования медиаресурсов (материала для домашних занятий с ребёнком), которые я могу предоставить, открыв свою электронную почту.  На замену  текстовой  информации  для  родителей  я  использую  видеорамки,  загрузив  предварительно  материалы  на  флеш - карту.

Это даст возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделает их активными участниками образовательной работы д/с и нашей группы.

Мои позиция  состоит  в  том, что в настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из важнейших направлений совершенствования образования, позволяющее воспринимать информацию на качественно новом уровне, и оптимизировать отношения между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Выбор второй темы для самообразования, обусловлен заинтересованностью данным вопросом и необходимостью пополнения моих  знаний по уже имеющемуся опыту работы,  с  учётом  изменившихся  требований к развивающей предметно-пространственной среде детского сада.

 Правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. 

Е.И. Тихеева считала, что «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

В соответствии с требованиями Стандарта развивающая предметно-пространственная среда включает: пространство детского сада, группы, а также территории, прилегающей к ДОО.  

Преобразовывая игровое пространство, руководствуясь положениями Стандарта, я старалась сделать его содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным. Я также считаю, что необходимо учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

Мною собран пакет фото- и видео материалов, который представлен в форме мультимедийной презентации и наглядно демонстрирует коллегам  и родителям всю значимость работы в этом направлении, помогает увидеть  включения в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы, и дает возможность мне поделиться своими наработками. 

Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное для меня - работать над собой, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. 
Стремление к саморазвитию, дает мне безграничные возможности и в повышении своего педагогического мастерства, и в проявлении себя как профессионала, так и как личности, но также, и выступить в роли ученика.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384;

2. Айзенберг  А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986;

3. Коджаспирова  Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994;

         4. Левитес   Д. Г. Практика обучении: современные образовательные

технологии. — Воронеж, 1998;

5. Полат  Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. : Академия, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи

Консультация для родителей имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии...

Активная жизненная позиция родителей.

В данной стаье я попыталась отразить важность участия родителей в жизни детского сада....

Формирование активной жизненной позиции детей с ОВЗ

Статья.Тема Формирование активной жизненной позиции детей с ОВЗ.В воспитании детей с ограниченными возможностями важную роль играет правильное отношение родителей к больному ребенку Часто одни из роди...

Семинар-практикум для родителей «Самооценка – важнейший фактор успешной жизненной позиции».

Задачи:- объединить и скоординировать усилия всех участников встречи и включить их в активную творческую работу по воспитанию детей;- сформировать у родителей установку на бережное отношение к личност...

Публикация на тему: "Жизненный и боевой путь наших земляков"

В годы Великой Отечественной войны Ханты-Мансийский автономный округ стал важным элементом тыловой поддержки действующей армии. С первых дней войны наш край включился  во всенародное движение пом...