Статья на тему: "Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы становления активной жизненной позиции."
статья на тему

Кузнецова Жанна Олеговна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolniki.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Бездонная душа ребенка

Дети не всегда умеют хорошо слушаться старших,

но они очень хорошо умеют их копировать.

 Джеймс Болдуин (англ.публицист)

        В основной массе публицистических и методических материалов, посвященных воспитанию ребенка дошкольного возраста, первоочередными рекомендациями для педагогов звучат, бесспорно, советы по самосовершенствованию и саморазвитию. В большинстве своем это некие уроки более опытных педагогов начинающим, в которых не так уж много слов посвящено непосредственно детям. Детям, которые пока еще не нуждаются в самосовершенствовании, так как им не нужно учиться радоваться жизни, любить себя, добиваться каких-то высоких результатов.         Они пришли в эту жизнь с бездонным багажом искренних, настоящих, светлых чувств и эмоций. Мы говорим, что надо воспитывать в детях духовность, нравственность, развивать в них чувство прекрасного, не задумываясь о том, что всем этим качествам впору взрослым учиться у детей.         И, на мой взгляд, задача взрослого – не воспитать в ребенке духовность и нравственность, а помочь ему не растерять все эти прекрасные качества, потому что с ними он родился и пришел в эту жизнь по задумке природы. Ребенок с рождения умеет радоваться жизни искренне и от души, просто потому, что эта жизнь подарила ему целый мир просторный, разнообразный и неисчерпаемый в наполняющих его чудесах. И если бы все взрослые научились воспринимать мир, как бесценный подарок, гармония и любовь поселились бы в каждом сердце.

        Итак, пойдем от обратного: если мы хотим, чтобы из наших детей выросли добрые, духовно-богатые личности, мы сами должны научиться у них искренней, доверчивой способности радоваться жизни.

        Что радует наших детей в младенчестве? Наш смех, наша ласка, наша нежность, разве не возвращает нам наш малыш эти эмоции в троекратном объеме своими объятиями, улыбками, теплом? Разве не радует своей безграничной любовью? Так радуйтесь!

        Чему радуется годовалый ребенок? Пению птиц, аромату цветов, красивой песне. И ведь, глядя на его восторг, и вы не сдерживаете невольной улыбки. Ребенок подрастает и не скрывает радости от своих успехов – рисует ли он, получает ли новую игрушку или учится кататься на велосипеде.  В первую очередь, с вами делится он своей радостью.

        Он ждет и жаждет вашей радости именно потому, что тем самым вы подтверждаете, что разделяете его эмоции, а значит, убеждаете его в том, что его жизнь наполняется нужными и правильными красками.

        Если ребенок взамен своей радости и счастью получает равнодушный взгляд взрослого, если вместо похвалы или одобрения, его награждают замечанием или насмешкой, начинается процесс угасания того самого света, сиянием которого так щедро награждает человека природа при рождении. Вот здесь и начинается тяжелый и, увы, неизбежный переломный этап, который родители и педагоги наивно считают проблемами воспитания. И взрослые разрабатывают методики, изучают педагогические теории, советуются с психологами и проводят самые разнообразные аналогии: почему он стал молчаливым, откуда в нем появилась агрессия, как научить его быть доброжелательным? При этом воспитательный процесс как наука так затягивает взрослых, что на простое человеческое общение с ребенком у него уже не остается времени. А малыш, отдаляясь от вас со своим миром, ищет все новые и новые способы достучаться до взрослого сердца, привлечь ваше внимание к вполне очевидным вещам. И раз вы не захотели делить с ним радость, он начинает плакать, капризничать, нервничать и злиться, ведь, увы, но эти эмоции взрослые редко оставляют незамеченными. Пытаясь успокоить, вразумить, призвать к порядку. И светлое мироощущение покоя и созидания сменяется топаньем маленькой ножки, капризами и обидами Так наш маленький учитель понимает, что  на его плохое поведение реагируют быстрее, чем на негромкие призывы разделить удивление, восторг и радость.  

        На одну линию с понятием радости смело можно ставить и любовь, и счастье, и доброту. Мы отвыкли рассматривать эти чувства с духовной точки зрения. Все чаще мы испытываем их на эмоциональном и даже материальном фоне. Ты мне – я тебе. Перестали получать удовольствие от собственных позитивных эмоций и, опять же, радоваться жизни. А этимология слова радость весьма красноречива. Даль в статью о слове радость добавляет следующие понятия – радеть – заботиться о ком-то, ради – чего-то, кого-то, рада – совет или помощь. Разве не связано слово радость напрямую и со словом любовь. Мы любим своего ребенка и искренне радуемся за него, а если мы также научимся радоваться и за других детей, полюбим их открытые, доверчивые сердца – они непременно вырастут счастливыми.  Они будут твердо уверены в том, что живут на земле для того, чтобы быть любящими и любимыми. Они просто не будут знать другого пути. А человек, в сердце которого живет любовь как истина, всегда добр.

        Мы идем по улице, встречаясь взглядами с прохожими, здороваясь, перекидываясь парой фраз. Положа руку на сердце, скажите, как часто встречаете вы улыбки и радость на лицах взрослых людей? Загляните в школу, в магазин, в больницу…Тревога, раздражение, озабоченность, нервозность – вот наиболее частые эмоции на незнакомых лицах. А ведь ребенок это отражение взрослого. Мы ругаем детей, когда они начинают сквернословить, обзываться, жадничать, драться, а если задуматься, откуда появляются в детском характере такие черты? Все просто, они копируют их с поведения взрослых. И потому, если мы хотим видеть наших детей счастливыми, спокойными и жизнерадостными, то это мы, взрослые, должны учиться духовности, гармонии и любви. Учиться заново, потому что в свое время, нам никто не помог сберечь эти душевные ценности.

        В современной педагогике немало теорий о том, как важно воспитывать в детях духовность и нравственность. Но у понятий этих очень хрупкие определения, и одним из основных все же является понятие добра и зла. Человек не рождается злым, таким он становится от разочарований, одиночества и непонимания. Воспитать в  ребенке духовность невозможно, но возможно научить его доброте. И для этого нужно просто самому быть добрым, а быть добрым, значит быть счастливым.

Есть тысячи причин дарить добро,

Дарить, чтобы оно назад вернулось,

Любить людей живущих лишь за то,

Что их сердец твоя любовь коснулась.

И радоваться жизни на земле,

Она одна. Не трать ее на злобу.

Ведь счастье не случайно, а вполне

Намеренно даровано нам Богом.

Делись же им с размахом, без прикрас,

Без жалости дари любовь и радость,

И, все раздав, увидишь – в сотни раз

Умножилось все, что тебе досталось.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов : "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения."

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы пов...

"Обычаи и традиции Белгородчины как средство духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ...

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными ...

Семья как основа духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследств...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

«Проектная деятельность в детском саду, как одна из форм духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения»

На сегодня, одной из главных и немало важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей....

Консультация "Проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения"

Проблемы нравственного воспитания в современном обществе, причины и способы выхода из кризисной ситуации....