«Проектная деятельность в детском саду, как одна из форм духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения»
статья

Павленко Татьяна Александровна

На сегодня, одной из главных и немало важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_vystupleniya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Проектная деятельность в детском саду, как одна из форм духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения»

«Главное в человеке – это не ум,

а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». 

Ф. М. Достоевский

На сегодня, одной из главных и немало важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей. 

Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, при формировании подлинно нравственных граждан.

И такую, проблему духовно-нравственного  и патриотического воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Дети – наше будущее, будущее нашей страны и то, каким оно будет завтра у них, зависит от того, какими мы воспитаем их сегодня.

Все это подтверждает актуальность и приоритетность духовно-нравственного воспитания детей.

Детство – это период развития всех сил человека, как физических, так и душевных, период приобретения знаний об окружающем мире, период формирования благонравных навыков и привычек, накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни со становлением самосознания и самоопределением. Поэтому так важно, уже в дошкольном возрасте  посеять в маленьких гражданах семена таких понятий, как Добра, Любви, Истины, Милосердия, Красоты – те непреходящие общечеловеческие духовные ценности, на которых воспитывались многие поколения людей. Ведь, то,  что  упущено  в  детстве,  никогда  не возместить  в  годы  юности  и  тем  более  в  зрелом  возрасте. 

Сегодня, одной из задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Так, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» сформулирован современный национальный воспитательный идеал: «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Тем самым, духовно-нравственное развитие и воспитание детей является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Но, не стоит забывать, что большая роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании принадлежит не только дошкольному учреждению, но и семье. Вся работа в данном направлении должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и семьи. Для ребенка, огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей. Задача воспитателя,  включить в активную работу родителей, помочь осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами. Общими усилиями, помочь, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию. Интегрированный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.

А самое главное, что метод проектов предполагает вовлечение родителей в проектную деятельность как активных участников, которых тоже нужно учить применять нравственные нормы в повседневной жизни. Поэтому наши родители стали нашими помощниками. Ни один проект не проходит без участия родителей. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка.

На протяжении последних лет были разработаны и реализованы следующие проекты:

  • «Единство – наша сила». Проект - групповой, краткосрочный, познавательно-творческий.

Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей к истории своей страны, воспитание чувства патриотизма, способствовать развитию духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией к национальным праздникам.

Продукт проекта: выставка детских рисунков «Мы дружбою своей сильны, и Родиной своей Горды», тематическое развлечение «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды».

  •  «Спешите делать добро!» Проект - групповой, интегрированный, информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.

Цель проекта: повышение нравственных качеств личности дошкольников, предоставив возможность проявить социальную активность, через совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Продукт проекта: театрализованное представление для детей с ограниченными возможностями «Муха Цокотуха», благотворительная  акция «От чистого сердца» - сбор одежды, школьных принадлежностей, игрушек, вещей, книг для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях.

  • «Никто не забыт, ничто не забыто». Проект - групповой, творческий, информационно-практико-ориентированный, краткосрочный.

Цель проекта: формирование у дошкольников гражданской позиции, духовно-нравственных чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, вкладе детей  и взрослых  в победу нашего Отечества.

Продукт проекта: оформление фотоальбома из семейного архива семей  воспитанников «Бессмертный полк», участие в смотре-конкурсе чтецов среди воспитанников МАДОУ «Детский сад № 3», посвященный 73-годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. "Стихи, рожденные войной...", акция «Георгиевская ленточка», участие в движении праздничного шествия к памятнику погибшим Верхотурцам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., а также в шествии «Бессмертного полка».

  • «Верхотурье – моя малая Родина». Проект - групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта: повышение уровня духовно-нравственных и патриотических качеств личности, способствующего воспитанию чувства гордости и любви к своему родному городу, применяя различные формы и методы организованной деятельности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

  • «Сундучок русских народных сказок». Проект - групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.

Цель проекта: развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей, формирование представлений о духовно-нравственных ценностях через сказочных героев русских народных сказок.

Продукт проекта: выставка рисунков «Герои русских народных сказок», создание альбома из фантиков «Герои сказок», семейное изготовление книг своими руками «Моя любимая сказка», театрализованное представление с участием детей «Теремок», театрализованное представление с участием родителей «Заюшкина избушка».

  • «В гости к дедушке Фольклору». Проект - групповой, позновательно-творческий, долгосрочный.

Цель проекта: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, через ознакомление и проведение народных фольклорных праздников.

Продукт проекта: игровая программа с участием родителей «Коляда, Коляда в детский сад пришла», фольклорный праздник «Весенние посиделки с мамочками».

Таким образом, мы пришли к выводу, что в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей  идеей – духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию духовно-нравственных чувств, открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Мы считаем, что метод проектной деятельности актуален и очень эффективен для формирования духовно-нравственного воспитания.

В заключении хочется сказать, что наш путь – это не просто возврат к российской старине. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим народом и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы. Ведь именно от нас зависит сегодня, какими будет наше подрастающее поколение, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное с раннего детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника

В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освое...

Консультация для педагогов : "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения."

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы пов...

"Обычаи и традиции Белгородчины как средство духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ...

Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными ...

Семья как основа духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследств...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...