""РАБОТА С ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"."
методическая разработка

Нпед

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

"РАБОТА С ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ".

Согласно данным физического развития функционального состояния организма учащегося, а также частоты заболеваний учитель планирует свою работу на уроке с ослабленными детьми.

На занятиях по физической культуре ослабленные дети требуют особой заботы и внимания, по сравнению с другими школьниками. Они быстрее утомляются, не могут сосредоточиться, часто пропускают уроки. Ослабленность нередко мешает таким ученикам занять место в школьном коллективе. С улучшением здоровья повышается их работоспособность, общительность, активность а вместе с тем и социальный статус.

Ослабленное состояние здоровья — явление устранимое. При умеренных, но систематически занятиях физическими упражнениями и играми, осторожном, но настойчивом закаливании организма воздухом, водой, солнцем, при соблюдении требований гигиены каждый ослабленный ученик может стать сильным и здоровым.

Однако имеет распространение неправильная практика освобождения ослабленных учеников по состоянию здоровья от уроков физической культуры. Из занятий физическими упражнениями выключаются как раз наиболее нуждающиеся в их воздействии.

Для большей части ослабленных учащихся характерны: пониженная функциональная деятельность, малокровие, вялая мускулатура, наличие дефектов в осанке, отставание в физическом развитии по сравнению со своими сверстниками на один - два года по ряду важнейших показателей (вес, окружность груди, спирометрия, динамометрия).

Педагогические наблюдения показывают, что ослабленные ученики не уверены в своих силах, неловки и застенчивы, малоактивны, чрезмерно чувствительны, недостаточно подтянуты, безудержно возбудимы.

Причины, вызвавшие состояние ослабленности, разнообразны. У некоторых ослабленность появляется после перенесенных острых инфекционных заболеваний, у других — вследствие нарушений гигиенических и домашних условий и др. В зависимости от причины, вызывающей состояние ослабленности, и ее характера, должна строиться и методика работы по физической культуре. Например, если ученик ослаблен потому, что у него отстает физическое развитие (без явного нарушения деятельности внутренних органов) и бытовые условия при этом нормальны, учитель может дать посильную физическую нагрузку, которую ученик должен вы полнить с известным напряжением. Такого ученика не обходимо всемерно вовлекать в занятия физическими упражнениями и играми.

Если же ученик ослаблен потому, что перенес инфекционную болезнь и его организм еще не совсем оправился от нее, то такого ученика необходимо ограничить в занятиях физическими упражнениями, особо чутко подходить в определении нагрузки, хотя сам ученик стремится к активным занятиям.

В том случае, когда ученик ослаблен вследствие неблагоприятных условий жизни, следует, наряду с ограничениями физической нагрузки, принять меры к улучшению бытовых условий ученика.

Бывают случаи, когда источником ослабленности ученика является чрезмерное опекание его в домашнем быту. Боясь, «как бы чего не вышло, родители стараются освободить сына или дочь от занятий по физической культуре и спорту, различных игр со сверстниками. Эти ученики нередко имеют удовлетворительное развитие, но их функциональные возможности очень низки (спирометрия, динамометрия ручная и становая и др.), в движениях они беспомощны, не умеют бегать, прыгать, лазать, метать.

Следовательно учителю совершенно не достаточно знать только группу, к которой врач относит ученика. Очень важно знать наличие отклонений от нормы и причину, вызвавшую их.

Не всегда нужно ограничивать и оберегать ученика от упражнений, требующих известного напряжения. Необходима повседневная связь учителя физической культуры с врачом, с родителями и классным руководителем с целью установления истинной характеристики проблемы ослабленного ученика и определения в зависимости от этого методических приемов в занятиях физическими упражнениями и играми. Для устранения ослабленности нужен комплекс гигиенических и воспитательных воздействий в соединении с физическими упражнениями.

Занятия корригирующего или лечебного характера, требующие строгой индивидуализации и медицинского контроля, должны проводиться в специальных учреждениях (при врачебных кабинетах, поликлиниках и др.).

Построение урока с учетом упражнений для ослабленных учащихся в основном остается общим для всего класса.

Когда учитель проводит урок без разделения на группы, он все время держит в поле своего внимания ослабленных учеников. Например, при проведении прыжков в высоту для них устанавливается меньшая высота и ограничивается количество прыжков. Ученикам, которым нельзя много бегать, учитель дает задание наблюдать за порядком во время бега или дает ходьбу в ритме бега. При метании им дается граната облегченного веса и ограничивается количество бросков. В играх, где участие ослабленных учеников нежелательно, учитель привлекает их к судейству, наблюдению и т. д.

При проведении урока с применением групповой работы от учителя требуется также чуткий, внимательный, индивидуальный подход к каждому ослабленному ученику. При организации групп в классе очень важно учитывать состояние здоровья учащихся.

Также важно добиться доверчивого отношения учащихся к учителю: добиться того, чтобы ученики всегда говорили правду, чтобы не скрывали от учителя недомогания, боясь пренебрежительного отношения со стороны товарищей. Но, конечно, чуткость учителя к жалобам на плохое самочувствие не должна потворствовать уклонению учащихся от занятий. Учитель особенно внимательно должен наблюдать за учащимися в тех школах, где временно нет врача и где отсутствует возможность постоянного врачебного осмотра.

В группах, организованных по физической подготовленности и состоянию здоровья, занятия идут более эффективно; улучшается учебная дисциплина, так как ученикам дается посильная нагрузка. К ослабленным ученикам предъявляются посильные требования. По мере улучшения состояния здоровья и физической подготовленности они переводятся в другие группы.

Ни в коем случае нельзя говорить ученику, что он ослаблен. Подчеркивая его ослабленность, мы незаметно для себя закрепляем в нем чувство неполноценности, пассивность.

В некоторых случаях при чрезмерной активности ученика, которая, по мнению врача преждевременна, необходимо указывать на ограничение в движениях.

В школьной практике часто встречаются случаи, когда ослабленных учеников освобождают от прыжков, бега, лазания и т. п. Это не совсем верно. Опасен для здоровья не вид движений, а то, как проводятся занятия. Опыт показывает, что почти по всем движениям можно проводить упражнения с ослабленными учениками, но надо соблюдать определенные методические требования. При организации учебных занятий с этими учащимися необходимо:

1) урок проводить по общей для данного класса программе с применением специальных методических приемов индивидуального подхода к ослабленным ученикам;

2) соблюдать особую умеренность в дозировке упражнений (особенно силовых и на выносливость с учетом причины ослабленности. Ограничивать упражнения в прыжках (давать меньшую высоту, меньший разбег, меньшее количество прыжков и т. п.), в беге на скорость, в лазании по канату и др.;

З) обучение технике гимнастических и легкоатлетических упражнений и передвижению на лыжах проводить в пределах общих требований программы, но при соблюдении возможно большей индивидуализации в под боре упражнений и в дозировке нагрузки;

а) для учащихся, имеющих недостатки в функциональной деятельности сердца (после инфекционных заболеваний), требуется особая осторожность и постепенность при выполнении упражнений на выносливость;

б) для учащихся, имеющих повышенную возбудимость нервной системы, требуется снижение эмоциональной нагрузки.

в) для учащихся вялых, малоподвижных, отстающих в физической подготовленности, требуется активизация и постепенное привлечение их к занятиям физическими упражнениями; при этом особое внимание следует обратить на свободное дыхание и правильную осанку;

4) учет работы по физической культуре для ослабленных учащихся проводить на общих основаниях. В оценивании успеваемости физически ослабленных учеников учитывать знания и умения в выполнении движений, правильно, знания техники движений. Количественный результат не является решающим в оценке. Требования выполнения упражнений на равновесие, по подготовительным упражнениям предъявляются на общих основаниях;

5) ослабленных учащихся взять на особый учет и под углубленный врачебный и педагогический контроль как в отношении учета влияния занятий физическими упражнениями, так и в отношении состояния их здоровья и физического развития в течение учебного года.

Необходимо помнить, что дети имеющие отклонение в весе или росте, для которых выполнение некоторых нормативов и разделов программы затрудненно нуждаются в таком же внимании как и ослабленные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы и формы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми.

 Главная задача персонала дошкольных учреждений и родителей - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ...

Урок физической культуры "Путешествие на веселую железную дорогу"

Темазы: Хоглуг демир-орукка аян-чорук.Сорулгазы: 1. Ангы-ангы хевирнин шимчээшкиннерин шын кылырын ооредирин уламчылаар.2. Шимчээшкинниг оюннар дузазы-биле кашпагай болурунга дадыктырар.3. Сюжет-рольд...

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. В России около 40% детей можно считать условно здоровыми. В связи с этим большое значение приобретает работа с осла...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов Принципы и формы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми.

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов    Принципы и формы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми....

Презентация на тему "Воспитательная работа на уроках физической культуры в старшей группе"

Презентация на тему "Воспитательная работа на уроках физической культуры в старшей группе" с описанием и иллюстрациями в рабочем и активном секторах....