Игры и упражнения по коррекции страхов
методическая разработка на тему

Тихонова Наталья Викторовна

Страх - психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. В своей работе со страхами использую игры и упражнения, представленные в Справочнике психолога ДОУ М.А. Араловой. Методом проб выработала определённый план работы, разделила игры и упражнения на циклы и теперь работаю в соответствии с этим планом. Начав работать с ребёнком, занимаюсь с ним каждый день по 10 - 15 минут. До конца не дошла ни разу, т.к. проблемы решались на 13 - 14 занятии. Так же веда консультирование рлодителей "Как помочь ребёнку преодолеть страхи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_zanyatiy_po_korrektsii_strakhov_v_usloviyakh_mbdou.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл занятий по коррекции страхов в условиях МБДОУ

(Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2010. – 272 с. – (Справочники образования)


Страх -  психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства, и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Причины страхов:

  • Травмирующая ситуация
  • Авторитарное поведение родителей
  • Впечатлительность
  • Внушаемость
  • Перенесённый стресс
  • Болезнь

Ситуативные страхи из – за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д.

О том, что ребёнок испытывает страх, свидетельствует следующее:

  • Не засыпает один, не разрешает выключать свет;
  • Часто закрывает уши ладонями;в угол, шкаф;
  • Отказывается от участия в подвижных играх;
  • Не отпускает от себя маму;
  • Беспокойно спит, кричит во сне;
  • Часто просится на руки;
  • не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
  • отказывается от общения с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
  • категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Коррекция страхов, как правило, в большей степени осуществляется родителями. Следуя рекомендациям психоневролога или психолога, они пробуют разные методы работы со страхами именно своего ребёнка.

Психолог в ДОУ может помочь детям справиться со страхами, проводя вербально – художественные или творческие (музыкальные, пластические) занятия.

Коррекцию страхов проводят не по возрастам, а выбирают для каждой группы детей более простые или более сложные упражнения.

        Фобия – навязчивое состояние, при психических заболеваниях – болезненные, навязчивые, неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определённой обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями – сердцебиением, обильным потоотделением, и др Встречаются в рамках психозов, неврозов, органических заболеваний головного мозга. В условиях ДОУ психолого может диагностировать невротические реакции ребёнка, предположить и диагностировать фобию какого – либо рода, но заниматься коррекцией должны врачи – специалисты.


Дата проведения занятия

Методы и приёмы

Примечания

  1. Беседа
  2. Нарисуй свой страх. (Ребёнку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите:» Что мы теперь сделаем с этим страхом?»
  3. Набираюсь храбрости Дети стоят пятки вместе, носки

 врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец» дети подбрасывают мяч вверх

  1. Беседа
  2. Придумываем сказку. Сочините вмести с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросить детей нарисовать это.
  3. Набираюсь храбрости Дети стоят пятки вместе, носки

 врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец» дети подбрасывают мяч вверх

  1. Беседа. Чтение сказки
  2. Придумываем и рисуем друга. Спросите ребёнка: Как ты думаешь, кто ничего и никого не боится?» Когда ребёнок ответит, предложить его (её ) нарисовать.
  1. Набираюсь храбрости Дети стоят пятки вместе, носки

 врозь, в руках мяч. По сигналу психолога «Я храбрец» дети подбрасывают мяч вверх

  1. Беседа (чтение сказки)
  2. Радуга силы. На листе акварельной бумаги нарисовать радугу. От кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки и размазывать, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный», «Я смелый». « Я смелый» размазывать правой рукой. «Я сильный» - левой.
  3. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза

  1. Беседа
  2. Напугаем страх.

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится весёлых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадёт,

Больше меня никогда не найдёт,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

(Дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ладоши)

  1. Выкидываем страх. Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.

  1. Беседа
  2. Если бы я был большой. Психолог предлагает детям представить, что они выросли. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
  3. Угощу свой страх.

Возьму 3 кг плюшек,

 Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Лимонада и кефира,

И какао и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх всё съест и и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щёчки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда дети повторят стихотворение, попросить нарисовать к нему картинку.

  1. Беседа
  2. Волшебная палочка» На остриё карандаша прикрепить шар из пластилина. Карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 минут «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я всё могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота – ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я – самый смелый, я это знаю.

Повторить «заклинание 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой»

  1. Беседа
  2. У страха глаза велики. Предложить показать, как дети испугаются, если в комнату приползёт крокодил, прилетит пчела, если в комнате погаснет свет.
  3. Напугаем страх.

 Я хлопаю (хлопать в ладоши)

Топаю (топать ногой)

Громко рычу (произносить «р-р-р»)

Страх прогоняю (махать руками)

И хохочу (произнести громко «ха – ха – ха»)

  1. Придумываем страшилку. Психолог начинает, а дети добавляют по предложению. Например, «Была ужасная ночь. На прогулку вышла большая собака. Она хотела кого – нибудь укусить.» И т.д. Психолог должен закончить страшилку смешно. «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженного. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что она совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженое».

  1. Беседа
  2.  Я не боюсь. Поставьте перед каждым ребёнком два стакана – один полный, другой пустой, дайте ложку (большую пластмассовую). Дети должны повторять за психологом фразу и ложкой переливать из полного стакана в пустой. Например, «Я не боюсь темноты. Я не боюсь собак. Я не боюсь прививок. Я не боюсь грома. Я не боюсь крокодила» и т.д.
  3. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза

  1. Беседа
  2. Пишем волшебнику  Добросилу.

Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник добросил, преврати мой страх в … (глобус, конфету, радугу…)» Письма запечатать в конверты. Принести детям ответ

  1. Мы смелые и дружные.

Мне ничего не страшно с другом –

Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, ни собака,

Ни мальчишка – забияка.

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

И все страхи победим!

  1. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза

  1. Беседа
  2. Любимый цвет героев. Спросить у детей: «Кто такой настоящий герой?» 2Как ты думаешь, какой у него любимый цвет?» Пальчиковыми красками нарисовать узор этого цвета.
  3. Мы смелые и дружные.

Мне ничего не страшно с другом –

Ни темнота, ни волк, ни вьюга,

Ни прививки, ни собака,

Ни мальчишка – забияка.

Вместе с другом я сильнее,

Вместе с другом я смелее.

Мы друг друга защитим

 И все страхи победим!

  1. Сильные и слабые.

Дети сидят на подушках. По сигналу психолога «Слабые» дети ложатся, по сигналу «Сильные» - встают. Повторить 3 раза.

  1. Беседа
  2. Кто и как боится?

Предложить детям без слов изобразить человека, который боится врача. Спросить почему некоторые дети боятся врачей? Беседа по итогам ответов.

  1. Замок трёх смельчаков.

Предложить нарисовать 3х смельчаков. Спросить: «Почему вы считаете, что этот человек смелый?. Когда дети ответят, предложить всем вместе нарисовать замок для трёх смельчаков на листе ватмана.

  1. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза

  1. Беседа
  2. Где живёт страх? Предложить ребёнку несколько коробок разного размера. Сделай пожалуйста дом для страха и закрой его крепко.
  3. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза

  1. Беседа
  2. Закапываем страх.  Подготовить коробочки с песком и одну пустую коробку. Слепить из глины несколько плоских кругов. Спросить у детей: «Как будет называться этот страх?» (страх темноты, шума, «что меня не заберут из сада и т.д.) Получив ответ, предложить закопать этот страх. Когда все страхи будут закопаны, поставить коробочки в большую коробку и предложить детям нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку спрятать в шкаф и запереть на ключ.
  3. Сильный, смелый, добрый  Упр. Выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный» - поднимают вверх левую руку. По сигналу психолога «Смелый» - поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый» - хлопают рукой по колену. Тоже упр. Делают с правой рукой и ногой. Повторить 4 раза

  1. Беседа
  2. Страх лопнул Надуть воздушные шары, предложить  проткнуть их пластмассовой палочкой или зубочисткой. Когда шар лопнет, громко сказать: «Страх лопнул»
  3. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза

  1. Беседа
  2. Не боюсь темноты  Ребёнку завязывают глаза, дают в руки мяч и просят по сигналу «Не боюсь темноты» бросить мяч вперёд.
  3. Цветик – семицветик На листах картона или акварельной бумаги нарисовать цветы (круглая середина, круглые лепестки). Кусочки бархатной бумаги, нарезанные шерстяные нитки и нитки мулине наклеивать на цветок, стараясь заполнить всё пространство.

  1. Беседа
  2. Напугаю Дети сидят на подушках, локти соединены, держатся за мочки ушей. По сигналу психолога «Напугаю» дети должны скорчить страшную рожицу.
  3. Большой подсолнух На листе акварельной бумаги А3 нарисовать контур подсолнуха. Из бархатной бумаги жёлтого цвета вырезать круги разного размера, чёрную нарезать на мелкие ромбики. Дети наклеивают элементы на цветок, приговаривая «Я смелый. Я умный. Я добрый. Я весёлый»

  1. Беседа
  2. Не боюсь резких звуков Дети стоят по кругу, держат в руках мягкие мячики. Психолог держит в руках деревянные ложки. По сигналу психолога дети кидают мячики в круг, психолог ударяет ложками. Повторить 3 раза
  3. Сильный, смелый, добрый  Упр. Выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный» - поднимают вверх левую руку. По сигналу психолога «Смелый» - поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый» - хлопают рукой по колену. Тоже упр. Делают с правой рукой и ногой. Повторить 4 раза

  1. Не боюсь прыгать. Ребёнок стоит на стуле, остальные дети – позади стула. Психолог протягивает ребёнку руки, по сигналу «Раз» помогает ребёнку спрыгнуть. Как только ребёнок спрыгнет, остальные аплодируют.

  1. Беседа
  2. Не боюсь падать Положив на пол коврики и подушки, показать как падать на коленки, на бок, на попу.
  3. Сильный, смелый, добрый  Упр. Выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный» - поднимают вверх левую руку. По сигналу психолога «Смелый» - поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый» - хлопают рукой по колену. Тоже упр. Делают с правой рукой и ногой. Повторить 4 раза
  4. Поймай страх Мячик (для большого тенниса обернуть платком. На платке фломастером написать «страх». Дети по очереди кидают и ловят мяч сачком или шляпой.

  1. Беседа
  2. Не боимся ломать Приготовить макароны. Каждому ребёнку раздать по 3 – 5 макаронин. По сигналу психолога «Ломай» - дети должны сломать макароны.
  3. Не боимся испачкаться  Под музыку дети у себя на ладошках рисуют пальчиковыми красками круги, цветы, точки.
  4. Сильный, смелый, добрый  Упр. Выполняют стоя. По сигналу психолога «Сильный» - поднимают вверх левую руку. По сигналу психолога «Смелый» - поднимают вверх левую ногу, согнутую в колене. По сигналу «Добрый» - хлопают рукой по колену. Тоже упр. Делают с правой рукой и ногой. Повторить 4 раза

  1. Беседа
  2. Не боимся разлить. На пол постелить клеёнку, на неё поставить пластиковые тарелки. Каждому ребёнку дать пластмассовые стаканчики с водой.  По сигналу психолога «Лейте» дети выливают воду.
  3. Не боимся рассыпать На пол поставить подносы. Каждому ребёнку дать стаканчик с крупой. Под музыку дети медленно высыпают крупу на подносы.
  1. Вдыхаю смелость, выдыхаю страх Дети повторяют за психологом «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит «Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают. Повторить 3 раза
  2. Чтение сказки про какого – либо храбреца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений по коррекции страхов у дошкольников

Цель – снятие страхов у детей дошкольного возраста.Задачи: 1.Развивать социальное доверие. 2. Развивать внутреннюю свободу и раскованность.3. Помочь в преодолении негативных переживаний...

Игры и упражнения для коррекции страхов и агрессии у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения по коррекции детских страхов, развивающие внутреннюю свободу и преодоление негативных переживаний....

Игры и упражнения для преодоления страхов

Даны игры и упражнения, которые помогут родителям преодолеть страхи у дошкольников и младших школьников...

игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей.  Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен пере...

"Игры и упражнения на коррекцию детских страхов"

Рассказ о психическом состоянии- страха. Раскрыть причины детских страхов. Познакомить с играми и упражнениями на коррекцию детских страхов....

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...