Главные вкладки

    Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников
    консультация

    Кабанова Лариса Юрьевна

    В данном реферате раскрывается содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kulturno-dosugovaya_deyatelnost.doc124 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Лицей №27 имени Героя Советского Союза И.Е. Кустова»

    г. Брянска

    отделение дошкольного образования

    Культурно-досуговая деятельность

     как средство развития

     творческого потенциала дошкольников

                                                          Подготовила: музыкальный руководитель

                                                          Кабанова Лариса Юрьевна

    Брянск

    2015 г.

    Введение

    Глава 1. Культурно-досуговая деятельность как средство формирования общей культуры ребенка.

    Глава   2. Процессы развития творческого потенциала дошкольников.

    2.1. Методы досуговой педагогики.

    2.2. Взаимодействие участников воспитательного процесса

    Глава   3.   Содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях.

    Выводы

    Введение

    Социальные и нравственные позиции молодого поколения формируются сегодня в условиях глубоких экономических и политических перемен. Тем не менее, именно молодежь – потенциал культурного развития России. И это зависит от того, как быстро и в какой мере удастся осознать требования времени, привести в действие внешние и внутренние силы общества для развития культуры и утвердить в сознании людей в качестве важнейшей цели духовное измерение общественной жизни. Распространение асоциального времяпрепровождения требует переосмысления использования свободного времени детей в контексте образования и образованности как компонентов культуры.

    Особую важность сегодня приобретает поиск путей преодоления сложившейся ситуации в культурно-досуговой, психологической и эмоциональной сферах детской жизни. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, представленного во всем его разнообразии и богатстве, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, формируется потребность в культурной деятельности. Необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Главным, по нашему мнению, является возрождение лучших культурных традиций российского народа, в том числе использования свободного времени в социально значимых целях, в новом подходе к решению данной проблемы в учреждениях дошкольного образования, а также в интеграции всех видов детского творчества в самостоятельной деятельности детей.

    Одним из существенных ресурсов  раскрытия творческого потенциала дошкольников в процессе их адаптации  к новым для них реалиям жизни является культурно-досуговая деятельность, которая способна стимулировать процесс развития таких основных образующих личность свойств, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность активно действовать в мире. Это достигается за счет реализации креативного потенциала культурной деятельности, синтеза содержания занятий и свободного времени, претворения на практике семейного времяпрепровождения, когда деятельность образовательно-воспитательной системы, выполняющей преимущественно функции развития ребенка в пространстве культуры функционально и содержательно дополняется объединением усилий семьи и других социальных институтов.

    В практике современных дошкольных образовательных учреждений культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, детских утренников и других  мероприятий, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это обеспечивает детям возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер.

    Возможность свободного, самостоятельного выбора видов деятельности (в условиях детского сада под прямым или опосредованным контролем со стороны педагога) и форм поведения таят в себе перспективы, исходящие из психического состояния ребенка. Личная свобода, независимость, возможность ощущать себя хозяином положения, возможность действовать, сообразуясь с индивидуальными интересами и желаниями, создают дошкольника определенный настрой, окрыляя его; повышают творческие силы, помогают достижению высоких результатов, успешности в преодолении трудностей.

    Глава 1. Культурно-досуговая деятельность как средство формирования общей культуры ребенка.

    Досуговая деятельность  рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его творческого развития. В организации культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники дошкольного учреждения. Такой подход к досугу дошкольников опирается на научное положение о том, что продуманная организация использования свободного времени ребенка в социально значимых целях имеет большое значение для его художественно-эстетического воспитания и целостного развития.

    Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую.

    Культурно-досуговая деятельность рассматривается нами как приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны, ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздника, отдыха, самостоятельной творческой работы с художественными материалами, что обеспечивает детям возможность развивать культурные потребности и расширять знания о видах искусства. В итоге это приводит к формированию основ культуры ребенка дошкольного возраста.

    Именно в ходе культурно-досуговой деятельности удовлетворяется в большей части детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с явлениями окружающего мира, со сверстниками, получает информацию, ее перерабатывает и использует в своей деятельности. В процессе этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание, доброжелательность и другие нравственные волевые качества, а также осваивает язык и развитие культуры речи. Все это показывает необходимость формирования коммуникативного компонента культуры дошкольника.

    Одним из средств формирования общекультурного уровня дошкольника являются спортивные элементы культурно-досуговой деятельности, которые обеспечивают физическое развитие, умение восстанавливать работоспособность, вести здоровый образ жизни, что создает основания для формирования физического компонента культуры ребенка.

    Существенным и основным элементом культурно-досуговой деятельности является игра. Феномен игры становится наиболее понятным, если рассматривать его как явление личностное: потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть — это всегда показатель культуры личности ребенка, а значит, необходимо развивать детский игровой компонент культуры. В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности.            Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной, конструктивной. 
    Требования ФГОС позволяют построить практику работы образования дошкольников в духе современного общества, переориентировать педагогический процесс на необходимость пересмотра содержания работы, осуществить поиск новых путей эффективных условий всестороннего развития.
               Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГОС – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников.
    Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество.

    Глава 2. Процессы формирования, развития и активизации творческого потенциала дошкольников.

    Каждый  ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
    В этой связи обратимся к одному из основных направлений в понимании процессов развития творческого потенциала дошкольника. Представители данного направления - многочисленные педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
    Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд.

    Мы отмечаем, что в современном обществе в последнее время все чаще обсуждается проблема становления творчески активной личности, совершенствования её духовного мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развитии интеллекта своего ребёнка, не замечают, как становится второстепенной его эмоционально-духовная сущность, как теряется творческий потенциал дошкольников.

    Творческое самоосуществление личности ребенка и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Для развития творческого потенциала  дошкольников в продуктивной досуговой деятельности необходимо использование поэтапной педагогической технологии, включающей два взаимосвязанных этапа:


    • развитие познавательного интереса детей к продуктивной деятельности, освоение базовых умений в разных ее видах;

    • сотворчество педагога и ребенка в продуктивной досуговой деятельности.

    Раскрытие творческого потенциала старших дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности требует гибкой тактики руководства, где позиция педагога постепенно меняется:
    •педагог-носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга;
    •педагог-координатор досуговых замыслов и взаимодействий;
    •педагог-партнер сотворчества, содеятельности в досуге,
    •педагог - демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.

    В основе организации детских праздников, развлечений, самообразования ребенка и его творческой деятельности положены и взаимосвязаны принципы, определяющие отдельные стороны самого процесса досуговой деятельности. Это принципы:

    детоцентризма – имеющий приоритетом интересы ребенка;

    интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения разных видов искусств и видов досуговой деятельности;

    увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей;

    дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы;

    сотрудничества «педагог – ребенок» - сотрудничество детей и педагога, демократичность их общения;

    системности – предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний;

    гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребенку право выбора своей траектории участия в образовательном процессе;

    природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребенка, его культурные потребности;
    Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.
    Творческое самоосуществление личности ребенка и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.


    2.1. Методы досуговой педагогики

    Ребёнок воспитывается в сложной системе отношений со внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Ребёнка нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.

    Методы игры и игрового тренинга. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка, показывает уровень развития организаторских способностей детей, выявляет их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.

    Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмирование, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.

    Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».

    Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем.

    Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом для детей условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность.

    Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом.
    Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.

    2.2. Взаимодействие участников воспитательного процесса


             
    Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком. Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс. В образовательном учреждении должна постоянно вестись работа с родителями по разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимает пропаганда музыкально-эстетического воспитания детей в семье.

               Во время совместных мероприятий  родители вместе с детьми становятся полноправными участниками праздника. Дети очень любят такие праздники, с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком. Совместная деятельность проявляется в:

    • оформлении эскизов костюмов для детей;

    • консультации по изготовлению костюмов и атрибутов к празднику;

    • участии в оформлении к празднику групповых комнат, музыкального зала;

    • участии в играх, аттракционах, отгадывании загадок.


             
    Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества музыкального руководителя и родителей, суть которых в расширении педагогических знаний родителей, чтобы сотрудничество шло параллельно, взаимосвязано и взаимодополняя друг друга.

    Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
    К коллективным формам относятся: утренники, развлечения, вечера - досуги, родительские собрания, открытые музыкальные занятия;
    К индивидуальным - тематические консультации, педагогические беседы;
    К информационно-наглядным формам относятся: папки-передвижки, музыкальные уголки, информационные стенды.
    Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.


    В процессе проводимой работы по досуговой деятельности предполагается, что дети:

    • научились перевоплощаться в образы сказочных героев;

    • приобрели чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослому;

    • приобщились к художественной культуре, эстетико – эмоциональному творчеству;

    • с желанием принимают участие в праздничных выступлениях;

    • стремятся участвовать в творческой деятельности, познавать новое;

    • научились самовыражаться в творчестве;

    • находить новые решения в процессе деятельности.

    Досуговая деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного.

    Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника. Детский досуг в дошкольном учреждении – это один из видов деятельности, осуществляемый в коллективе. В совместной досуговой деятельности происходит формирование многих качеств маленькой личности, а самое главное – чувство коллективизма, столь нужного в дальнейшей школьной жизни. Такие формы досуга как игровые программы, массовые праздники и праздники с родителями – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

    Глава   3.   Содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях.

    Культурно-досуговая деятельность имеет следующие виды в дошкольном образовательном учреждении:

    - отдых - самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детсада, спортивный отдых, игры со снегом, песком и водой; прогулки детей, непринужденная беседа с взрослым, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, чтение книг, просмотр по желанию дошкольника фильмов и передач по ТВ;

    - созерцание - природы, атмосферных явлений, звезд и планет Солнечной системы; растительного и животного миров, произведений искусства разных видов;

    - развлечения - концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения;

    - праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные; бытовые, семейные и специально организуемые;

    - самообразование - игры, коллекционирование различных предметов, хобби; детское экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, посещения; творчество — в разных виды культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье, кружках и студиях при детских садах.

    Примерный перечень развлечений и праздников по возрастным группам

    Первая младшая группа
    (от двух до трех лет)

    Содействовать созданию эмоционально положительного климата в группе и детском саду, обеспечению у детей чувства комфортности, уюта и защищенности. Привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках. Развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Способствовать формированию навыка перевоплощения детей в образы сказочных героев.

    Примерный перечень развлечений и праздников

    Развлечения

    Тематические: «Мои любимые игрушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки».

    Спортивные: «Мы смелые и умелые».

    Игры с пением: «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Кто у нас хороший?», рус. нар. песня.

    Театрализованные представления: Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья», Т. Караманенко; инсценирование рус. нар. сказок: «Веселые зайчата», Л. Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л. Исаева.

    Инсценирование песен: «Кошка и котенок», муз. М. Красева,

    сл.О. Высотской; «Неваляшки», муз. 3. Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е. Соковниной; «Веселый поезд», муз. Э. Компанейца.

    Забавы: «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Лягушка», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи.

    Рассказы с музыкальными иллюстрациями: «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова.

    Праздники: «Осенины», «Листопад», «Дед Мороз и зайчики», «Солнышко-ведрышко», «Мишкин день рождения».

    Вторая младшая группа
    (от трех до четырех лет)

    Отдых

    Стимулировать культурно-досуговую деятельность детей по интересам, обеспечивая эмоциональное благополучие и отдых.

    Формировать умение детей занимать себя игрой, созерцанием, наблюдением.

    В процессе подвижных игр способствовать возникновению самостоятельной деятельности детей, направленной на восстановление физических сил и активности.

    Развлечения

    Ежедневно организовывать развлекательные моменты (5-10 минут). Один-два раза в неделю (по 20–25 минут) показывать театрализованные представления, организовывать просмотр, прослушивание телепередач, звукозаписей; привлекать детей к участию в концертах, организованных взрослыми.

    Проводить физкультдосуги, развлечения различной тематики (для закрепления и обобщения пройденного материала). Вызывать интерес к новым темам, стремиться, чтобы дети получали удовольствие от увиденного и услышанного во время развлечения.

    Праздники

    Приобщать детей к русской праздничной культуре. Отмечать государственные праздники (День России, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества), праздники народного календаря; организовывать празднование дней рождения детей группы. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формировать чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.

    Самостоятельная художественная деятельность

    Предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься изобразительной деятельностью, созерцать, беседовать с друзьями, рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры. Привлекать детей к рассказыванию коротких сказок, чтению потешек и стихов.

    Создавать условия для разыгрывания с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек используя игрушки и плоскостные фигурки.

    Поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Поощрять стремление самостоятельно рисовать, лепить, раскрашивать картинки в альбомах.

    Примерный перечень развлечений и праздников

    Развлечения

    Познавательно-тематические: «На бабушкином дворе», «Во саду ли, в огороде», «На птичьем дворе».

    Музыкально-литературные: Концерт для кукол, «Мы любим петь и танцевать».

    Спортивные: «Кто быстрее?», «Зимние радости», «Мы растем сильными и смелыми».

    Забавы:  «Музыкальные заводные игрушки», «Сюрпризные моменты»; забавы с красками, карандашами и т. д.

    Фокусы: «Цветная водичка», «Волшебная коробочка».

    Театрализованные представления: «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка» (по мотивам рус. нар. сказок); «Потешки да шутки», «Были-небылицы», «Бабушка-загадушка» (по мотивам русского фольклора).

    Праздники: «Здравствуй, осень!», «В осеннем лесу», «Зимушка-зима», «Новогодняя елка», «В весеннем лесу», «Ой, бежит ручьем вода», «Здравствуй, лето!», «Мамин праздник».

    Средняя группа
    (от четырех до пяти лет)

    Отдых

    Развивать умение заниматься релаксацией в момент усталости, в свободное время занимать себя интересной деятельностью: слушать музыку, мастерить, рисовать, музицировать и т. д. Формировать интерес к пешим прогулкам, спортивным развлечениям. Продолжать формировать потребность в интересном времяпрепровождении.

    Развлечения

    Создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками русской культуры. Вовлекать в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных композициях, концертах. Организовывать спортивные и игровые соревнования. В процессе организации и проведения развлечений заботиться о формировании потребности заниматься интересным и содержательным делом.

    Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание, приобщать к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству.

    Праздники

    Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Формировать чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране. Воспитывать любовь к близким людям, Родине. Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, праздникам народного календаря, осени и весне.

    Творчество

    Привлекать детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству и желание посещать студии эстетического воспитания и развития в детском саду или в центрах творчества. Содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей ребенка.

    Примерный перечень развлечений и праздников

    Отдых

    Прогулки с родителями в парке, в лесу или по городу. Игровая деятельность по интересам в группе и на участке детского сада. Созерцание красивых природных явлений, предметов окружающего мира. Чтение книг, слушание музыки, просмотр мультфильмов. Самостоятельная художественная деятельность.

    Развлечения

    Театрализованные инсценировки и постановки: Спектакли по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок – смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т. д.

    Музыкальные литературные композиции: «Осень», «Зимняя сказка», «Здравствуй, лето!».

    Познавательно-тематические вечера: «Приметы осени», «Русская народная сказка», «Зимушка-зима», «Весна пришла», «Город, в котором ты живешь», «Наступило лето».

    Концерты: «Мы услышать музыку смогли», «Наши любимые песни», «Веселые ритмы».

    Русское народное творчество: «Загадки», «Любимые народные игры», «Бабушкины сказки», «Пословицы и поговорки», «Любимые сказки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки».

    Спортивные: «Спорт – это сила и здоровье», «Веселые старты», «Здоровье дарит Айболит»

    Забавы: «Пальчики шагают», «Дождик», «Чок да чок», муз.

    Е. Макшанцевой; забавы с красками и карандашами, сюрпризные моменты.

    Фокусы: «Бесконечная нитка», «Превращение воды», «Неиссякаемая ширма», «Волшебное превращение».

    Праздники

    «Осенины», «Зимние колядки», «Прилет птиц», «Лето красное», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта»; праздники, традиционные для группы и детского сада; дни рождения детей.

    Творчество

    Занятия в художественных студиях по интересам. Самостоятельная творческая деятельность, конструирование. Изобразительная, музыкальная и театральная деятельность.

    Старшая группа (от пяти до шести лет) и подготовительная группа

    (от шести до семи лет)

    Отдых

    Развивать способность распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом; ставить цель и добиваться ее достижения, а после предпринятых усилий – отдохнуть.

    Приучать в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, читать книги, рисовать, лепить, конструировать, совершать прогулки, походы и т. д.).

    Развлечения

    Формировать умение вступать в общение и выражать просьбу, обращение; использовать мимику, жесты; быть доброжелательным, отзывчивым; выслушивать партнера. Способствовать появлению спортивных увлечений, стремления заниматься спортом. Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для использования свободного времени в социально значимых целях.

    Воспитывать умение видеть и различать красивое и безобразное. Поощрять детскую любознательность и активность в познании окружающего мира, стремление участвовать в творческой деятельности, познавать новое.

    Праздники

    Формировать представление о будничных и праздничных днях. Знакомить с историей возникновения праздников, учить бережно относиться к народным праздничным традициям и обычаям. Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью.

    Воспитывать внимание и любовь к окружающим людям, стремление вовремя поздравлять с памятными событиями взрослых, друзей; преподносить подарки и сувениры, сделанные своими руками. Приучать активно участвовать в подготовке и проведении праздников, украшении помещений группы, музыкального зала, участка детского сада и т. д.; отмечать международные, государственные, народные и бытовые праздники.

    Самообразование

    Формировать стремление дополнять и углублять знания, полученные в процессе обучения. Создавать условия для развития индивидуальных способностей, содействовать появлению увлечений и интересов. Привлекать детей к активному познанию окружающего мира, используя социокультурную пространственно-предметную среду. Учить получать знания посредством наблюдений, экспериментов, чтения, художественно-творческой деятельности, просмотра телепередач, прослушивания радио и т. д. Развивать интерес к коллекционированию, дидактическим играм.

    Творчество

    Содействовать возникновению стремления участвовать в творческой деятельности. Продолжать развивать художественные способности в пении, рисовании, музицировании. Учить самовыражаться в творчестве, находить новые решения в процессе рисования, лепки, конструирования, моделирования и сочинения мелодий, песен и танцев. Поддерживать увлечения детей и создавать условия для дополнительного обучения в кружках и студиях.

    Примерный перечень развлечений и праздников

    Отдых

    Походы и прогулки в парк, лес и по городу. Игровая деятельность по интересам в группе или на улице. Созерцание красивых вещей, природных явлений, интерьеров групповой комнаты и помещений детского сада. Просмотр телепередач, слушание радио и звукозаписей. Занятия художественной деятельностью (музыкальной, изобразительной), чтение и т. д.

    Развлечения

    Театрализованные с использованием теневого, пальчикового, настольного, кукольного театра. Постановка спектаклей, детских музыкальных опер, музыкальных ритмопластических спектаклей. Инсценирование сказок, стихов и др. литературных произведений, а также песен.

     

    Музыкально-литературные композиции: «Золотая осень», «Прилет птиц», «День цветов», «А. С. Пушкин и музыка», «H.A. Римский-Корсаков и русские народные сказки».

    Познавательно-тематические вечера: «О музыке П. И. Чайковского», «МИ. Глинка – основоположник русской музыки», «О творчестве С. Я. Маршака», «Стихи К. И. Чуковского», «Об обычаях и традициях русского народа», «Русские посиделки», «Народные игры», «Русские праздники».

    КВН и викторины: «Домашние задания», «Вежливость», «Мисс Мальвина», «Знатоки леса», «Путешествие в Страну знаний», «Волшебная книга».

    Русское народное творчество: Концерты русской народной песни и танца; загадки, пословицы, сказки и поговорки; «Были и небылицы», «Добро и зло в русских народных сказках».

    Спортивные: «Веселые старты», «Подвижные игры», «Зимние состязания», «Детская Олимпиада».

    Музыкальные концерты: «Мы любим песни», «Веселые ритмы», «Слушаем музыку».

    Забавы: Фокусы, сюрпризные моменты, устное народное творчество (шутки, прибаутки, небылицы), забавы с красками и карандашами.

    Праздники:

    «Золотая осень», «Новогодняя елка», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна», «Прилет птиц», «День Победы», «День защиты детей», «День города»; дни рождения детей, традиционные праздники детского сада.

    Самообразование

    Создавать условия для проведения опытов с водой, снегом, песком; для коллекционирования. Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность детей через посещение со взрослыми художественных выставок и музеев, участие в экскурсиях.

    Творчество

    Дополнительное образование в студиях и кружках. Самостоятельная творческая деятельность (изобразительная, музыкальная, театральная).

    Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка, и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру.

    Выводы

    Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности ребенка формируются исторически в процессе   его культурно-деятельностного развития. Эти потребности охватывают нужды детей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни. Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей; возможностью посещать музеи, театр, концерты, библиотеки; гулять по паркам и площадям. Проникновение досуговой деятельности в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

    Многообразные виды культурно-досуговой деятельности в той или иной степени включаются в жизнь детей в дошкольном учреждении и дома. Они являются важными составляющими деятельности детей, позволяя формировать и развивать их характер и личность. При этом открывается уникальная возможность сделать акцент на развитии досуговой культуры новых поколений, требующей специального внимания и заботы со стороны педагогов, родителей, родственников и взрослых.

    Список литературы

    1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
    образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:
    ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.
    Герцена, 2014. – 321 с.

    2. Зацепина М.Б. Досуг и творчество // Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». М.: Пед. общество России, 2000.

    3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание: Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание. 2003, №11.

    4. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность: Программа воспитания, обучения и развития в детском саду //Дошкольное воспитание. 2003, № 12.

    5. Зацепина М.Б. Работа с родителями / Сб. программ «Педагог дополнительного образования». М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. (

    6. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество

    7. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.

    8. Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

    9. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека: Пособие для клубных работников. М.: ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991.

    10. Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание / Избр. пед. соч. М., 1984.

    11. Поддъяков H.H. Воспитывать интерес к знаниям // Семья и школа. 1983. № 1.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

    Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

    "Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников"

    Творческий потенциал - это широта и разнообразность творческих возможностей личности. Как его увеличить?...

    Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

    Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

    Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

    Народные праздники в  дестком саду №11 "Родничок" - это истоки возрождения культуры русского народа...

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

    Театрализованная деятельность  как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем...