Музыкально-игровая деятельность –как средство развития творческого потенциала дошкольников.
консультация (младшая группа)

Кудашова Оксана Геннадьевна

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-игровая деятельность –как средство развития творческого потенциала дошкольников.

«Почти каждый человек, за исключением                                                           глухих от рождения, обладает в той                                                                    или иной мере музыкальностью и                                                         способностью её развивать»

А. Гондельвейзер

   Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Творчество– деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.  Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно выражаться. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — музыкальный опыт, умения и знания.                                                                    

    Развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.  Реализация данных задач  в полной мере соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, в частности к музыкальному развитию дошкольников.

Существуют три этапа формирования творческих способностей.
Задача педагога на первом этапе — научить детей активно подражать способам действий, примененным в музыкальном образе взрослого. Ребенок учится на Ваших образах. Например сочинение  конца мелодии, исполненной педагогом, инсценирование движениями какой-то песни, выбор из заданных элементов танца те, которые подходят к характеру данной пьесы и т.д.
Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал. Например сочинить песню на заданный текст, придумать движения или пляску, передавая характерные движения персонажей.
На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов. Например сочинить песню, выбрав текст по своему усмотрению из нескольких заданных, сочинить мелодии по своему желанию без всяких образцов, выбрать тематику танцевально-игрового действия, распределить роли, составить композицию простейшей пляски.  Таким образом творческие задания от этапа к этапу усложняются. Особенно у маленьких детей не проходит дня без приключений и новых открытий. Для педагогов это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже частенько лишаемся уверенности в себе.  Например  условно возникшая ситуация Кристина, 3 года, самостоятельно взяла треугольник (муз.инструмент) и пытается на нём играть. ( или барабан с палочками, металлофон с молоточком).  Можно лишить ребенка уверенности  педагог забирает инструмент и говорит: «Ты ещё слишком маленькая, тебе ещё рано играть на таких инструментах, там палочки, молоточек, это опасно, можешь наткнуться» или вселить уверенность педагог находится рядом, контролирует процесс игры и не мешает. После говорит: «Молодчина! Ты очень уверенно играла, была аккуратна, не размахивала палочками. Теперь я уверенна, что из тебя вырастет настоящий музыкант».

    Разделяют несколько видов детского творчества — песенное, танцевально-игровое, инструментальное.
Специальные задания на развитие творческих способностей включаются  на каждом занятии (можно какой-то один вид). Педагог может запланировать  доминантные занятия по творчеству. Они могут быть построены в форме игры, путешествия, конкурса.    

   Инициативность – одно из важных условий развития творческой деятельности ребёнка, хороших результатов в музыкальном развитиии в развитии творческих способностей, в частности песенном творчестве, можно добиться лишь при условии развития определенного уровня музыкальности у ребенка, в частности музыкального слуха. Большую помощь в этом могут оказать музыкально-дидактические игры для детей.

Существуют игры:
на различение звуков по высоте: «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» — в младшем возрасте, «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка» – в старшем возрасте;
на развитие чувства ритма: «Что делают дети?», «Прогулка» – у малышей, «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Выполни задание» – у старших дошкольников;
 на развитие тембрового слуха: « Наш оркестр», «Определи инструмент», «На чем играю»;
на развитие диатонического слуха: «Громко — тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки».

Работу над песенным творчеством можно разделить на три этапа:
1) Речевой этап. Голосовой аппарат в дошкольном возрасте только формируется, и для музыкального развития необходимо развитие слуховокальной координации через речевой этап. Почему речевой? Потому что музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек.
Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослушивается метр: Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.
Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять всамо-стоятельной деятельности: Зай-ку бро–си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -сязай- кА. Задача педагога— побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.

2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. Это необходимый этап в работе над вокалом. А ещё и оздоровительные упражнения. При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи (Мишка косол-а-а-апый.) и сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тараканище» К. Чуковского и т.п. Это благодатная почва для проявления творчества.

3) Собственно песенное творчество.  Можно выделить такие направления:
звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. Звуковая импровизация ему понятна и очень интересна.

б) вопросно-ответные импровизации. Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:
Как тебя зовут? – Катя.
До свидания, дети! – До свидания.
Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!
Можно предложить следующие
музыкальные приемы:
1. Предложить детям по-своему
допеть знакомую попевку.(«Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Играй, сверчок»)
2.
 Сочинить музыку на знакомую потешку, стихотворение. («Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка»).
3.
Внесение игрушки. Педагог предлагает исполнить плясовую, марш или колыбельную для куклы.
4.
Записка или поздравление маме, герою из мультика. (Желательно зафик-сировать на магнитофон).
5.
Сочинение контрастных мелодий на заданный текст с целью развития ладового чувства – минора и мажора.(« Солнце ярко светит, весело на свете» и «Дож-дик льет как из ведра, загрустила детвора» – это «Веселая» и «Грустная песенка» В.Агафонникова.
6.
Музыкальные импровизации на тему знакомых сказок. Лучше брать простые и короткие сказки – «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» и т.д.        

    Для развития творческих способностей в танцевально-игровом  творчестве дошкольники, прежде всего, должны накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться, добиваться навыка исполнения. Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг. Развитие инициативы в танцах требует предварительного прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов. Если танец имеет двухчастную форму (запев, припев), то объяснение может быть целостным по всей композиции или отдельно по частям. Более сложная музыкальная форма (например, несколько вариаций) с разнообразным построением движений требует раздельных пояснении и показа (по частям).

    Творческие задания в танцах начинаются с простых импровизаций, различных переплясов и двигательныхигр для детей. Опыт показывает, что лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Педагог может предложить детям и более сложные задания: часть танца придумывает он, вторую часть – дети. Педагог объясняет детям: «Главное – всегда очень внимательно слушать музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение»
 Двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом
, т.е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.

Творческие задания на движения еще называют этюдами (фр. – учение)
Например сюжетные этюды. Они могут быть групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно чувствуют себя малоактивные, застенчивые дети. Движения сверстников помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе. В индивидуальном этюде ребёнок выполняет игровые действия без показа педагога. Он сам находит соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Индивидуально-творческий этюд позволяет увидеть степень развития ребёнка, его творческие способности, избежать заимствований.

Сюжетные этюды можно разделить на следующие виды:
Динамические этюдыпозволяют раскрыть какую-либо ситуацию, сюжет в развитии, например: «На лыжах», «Играем в снежки», «Собираем ягоды», «Хитрая лисичка» и т.п. В работе над созданием динамического этюда можно выделить несколько этапов:
— создание изобразительного образа: «Скачут зайчики», «Бежит лисичка»,
— создание изобразительного образа в контрасте: «Мишка спит» — «Мишка собирает грибы»,
— создание выразительного образа: «Кошечка заболела», «Солнечный зайчик».

Статические этюды.Легче всего дети создают и изображают образ по иллюстрации (картинке) с музыкальным оформлением: «Кукла спит», «Солдатик стоит», «Собачка отдыхает».

Позиционные этюды с интересом выполняют дети младшего дошкольного возраста. Они дают возможность ребёнку самостоятельно придумать композицию, используя жизненный опыт в соответствии с возрастом: «Птичка сидит на ветке», «Солнышко улыбается». Для создания выразительного статического образа необходимо развивать мимику и общую пластику, а также координацию движений.

Переходные этюды из динамических в статические. Игра «Замри», «Море волнуется раз». По условиям игры виды движений чередуются. Этот тип сочетает в себе выразительные возможности динамических и статических этюдов. Для этого вида творческих заданий предпочтение отдаётся яркой изобразительной музыке. Задача педагога – помочь ребёнку качественной и выразительной импровизацией на фортепиано.
К творческим относятся и специальные театральные игры для детей или творческие этюды
.Это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.

Игры с воображаемыми предметами.
Король
Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход: на роль короля выбирается ребенок. Остальные — работники, они договариваются между собой, что будут делать, на какую работу наниматься. Подходят к королю.
— Здравствуй, король! — Здравствуйте! — Нужны вам работники? — А что вы умеете делать? — А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят, стирают, вышивают, поливают цветы и т.д.
Король должен отгадать. Если он сделает это правильно, то догоняет детей. Первый пойманный ребенок становится королем.

    В процессе танцевально-игрового творчества реализуются многие задачи, которые указаны в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС дошкольного образования: становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др. 

Одной из задач музыкального развития дошкольников является развитие их творческих способностей в процессе игры и музицирования на музыкальных инструментах, т.е. инструментальному творчеству.

 Начиная обучение по инструментальному творчеству, педагог  сначала показывает приемы игры на каждом инструменте. Затем предлагаются игры для детей и задания на освоение различных ритмов, усвоение мелодий и т.д. Важен качественный показ взрослых, чтобы дети слышали чистое звучание и видели правильные приемы игры.

   Начиная с младшей группы, детям необходимо дать установку – использовать музыкальный образец не для точного использования, а для выполнения творческого задания (сочини сам). «Как поет твой петушок? Скачет твой заяц, идет твой медведь, едет твоя лошадка» и т.д. Часто будет иметь место подражание. Но в том случае, когда ребенок робкий, застенчивый, ему полезны действия по подражанию. Они вызывают его активность, заставляют поверить в свои силы. Если подражание происходит у активных детей, то они ничего не дают для музыкального развития, надо ставить перед ними задачу действовать самостоятельно.

Необходимо побуждать детей проявлять инициативу в применении уже достигнутых творческих умений. Например, представить и рассказать о том, что дети услышали в музыке (звук падающих капель дождя, шум ливня), а затем выбрать инструмент и изобразить звуками картину летнего дождя. Какие инструменты подойдут? (металлофон, треугольник). Или – «как бы ты изобразил праздник или плохое настроение через музыку, сыграй».
Можно использовать не только один вид инструмента, но и предложить сыграть в оркестре. Особенно дети любят играть на ложках, изображать, как скачет лошадка.

     Для развития творческого потенциала  детей в  дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия,  необходимые для развития творчества и музыкального развития детей.
Задача педагога
 – создать условия для активного экспериментирования с целью накопления первоначального музыкального опыта.

  Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,  вариативной, доступной, безопасной, здоровьесберегающей,  эстетично-привлекательной.

Основные требования к музыкальным центрам:

♫  Эстетичность музыкального уголка, его отдельных  элементов.

♫  Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

♫   Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной      деятельностью детей со стороны воспитателя.

♫  Удобное расположение музыкального уголка.

♫ Соответствие предметной среды  глазу,  действиям  руки,  росту ребёнка.

     Очень важно для развития творчества создать игровые проблемные ситуации (игры для детей), побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме. Необходимо активизировать слуховую восприимчивость дошкольников.  А для этого следует включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности.
    Дети должны понять, что
окружающий мир людей, вещей и природы может быть изображен ивыражен музыкальными звуками, движениями.
    Главное — необходим
запас музыкальных впечатлений, знаний, умений, которые дети получают в процессе обучения на занятиях. В творчестве ребенок применяет те навыки и умения, которые он усвоил в процессе обучения.

      Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки,  использование  игровых приемов и единого сюжета.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников

В данном реферате раскрывается содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях....

Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

Народные праздники в  дестком саду №11 "Родничок" - это истоки возрождения культуры русского народа...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

Театрализованная деятельность  как средство раскрытия творческого потенциала дошкольников“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников и младших школьников.

Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное....