Главные вкладки

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Литературная викторина»
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе

     

     

    Тема: «Литературная викторина»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon viktorina.zip9.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе

    Тема: «Литературная викторина»

    Программное содержание:

    С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

    Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

    Словарь: иллюстрация.

    Развивать чувство рифмы.

    Воспитывать интерес к художественной литературе.

    Оборудование: книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода

    Ход занятия:

    Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

    «Сказочное королевство»

    Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

    В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

    Дидактическая игра «Отгадай сказку»

    Бабушка девочку очень любила.

    Шапочку красную ей подарила.

    Девочка имя забыла свое.

    А ну, подскажите имя ее.  (Красная Шапочка)

    На сметане мешен,

    На окошке стужен,

    Круглый бок, румяный бок

    Покатился ...  (колобок)  

    1

    У отца был мальчик странный,

    Необычный - деревянный.

    Но любил папаша сына.

    Что за странный

    Человечек деревянный

    На земле и под водой

    Ищет ключик золотой?

    Всюду нос сует он длинный.

    Кто же это?..  (Буратино)

    У Золушки с ножки

    свалилась случайно.

    Была не простою она,

    а хрустальной … (туфелька)

    Всех важней она в загадке,

    Хоть и в погребе жила:

    Репку вытащить из грядки

    Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки "Репка ")

    Ждали маму с молоком,

    А пустили волка в дом.

    Кто же были эти

    Маленькие дети?  (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

    Возле леса, на опушке

    Трое их живет в избушке.

    Там три стула и три кружки.

    Три кроватки, три подушки.

    Угадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки? (Три медведя)

    Носик круглый, пятачком,

    Им в земле удобно рыться,

    Хвостик маленький крючком,

    Вместо туфелек - копытца.

    Трое их - и до чего же

    Братья дружные похожи.

    Отгадайте без подсказки,

    Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

    2

    Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый доктор ... (Айболит).

    Дидактическая игра «Чьи это слова?»

    Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

    «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)

    «Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)

    «Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

     « Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?     (Петушок из сказки «Колосок»)

    «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь!»  (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

    «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»  (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

    Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

    Сказка даст нам отдохнуть.

    Отдохнем -  и снова в путь!

    Нам советует Мальвина:

     – Станет талия осиной,

    Если будем наклоняться

    Влево-вправо десять раз.

    Вот Дюймовочки слова:

     – Чтоб была спина пряма,

    Поднимайтесь на носочки,

    Словно тянетесь к цветочкам.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Красной шапочки совет:

     – Если будешь прыгать, бегать,

     Проживешь ты много лет.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Повторите-ка опять:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    3

    Дала нам сказка отдохнуть!

    Отдохнули?

    Снова в путь!

    (Дети повторяют описываемые движения)

    «Край рассказов»

    Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)

    В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

    Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

    «Косточка» Л. Толстой

    «Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

    «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

    «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

    «Лисичкин хлеб» М. Пришвин

    «Мир стихов»

    Чем отличаются стихи от рассказов?

    Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

    А потом позвонили зайчатки:

    - Нельзя ли прислать перчатки?

     В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и  перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

    А потом позвонили мартышки:

    - Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей)  Корней Иванович Чуковский.

    Дидактическая игра «Подскажи словечко»

    Стала девочка котенка спать укладывать.

    - Вот тебе под спинку

    Мягкую … перинку.

    Сверху на перинку

    Чистую … простынку.

    4

    Вот тебе под ушки

    Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)

    Мой веселый, звонкий мяч,

    Ты куда помчался …вскачь?

    Я тебя ладонью хлопал.

    Ты скакал и звонко … топал.  («Мяч» С. Маршак)

    Маша варежку надела.

    - Ой, куда я пальчик … дела?

    Нету пальчика, пропал,

    В свой домишко не … попал!  («Где мой пальчик» Н. Саконская)

    Если бы у елочки были ножки,

    Побежала бы она по … дорожке.

    Заплясала бы она

    Вместе с нами,

    Застучала бы она  … каблучками.  («Елка» Е. Трутнева)

    У Танюши дел немало,

    У Танюши много дел,

    Утром брату помогала –

    Он с утра конфеты … ел.  («Помощница» А. Барто)

    Мама спит, она устала…

    Ну и я играть … не стала.

    Я волчка не завожу,

    А уселась и … сижу.  («Посидим в тишине» Е. Благинина)

    Падал снег на порог

    Кот лепил себе  … пирог.

    А пока лепил и пек,

    Ручейком пирог … утек!  («Пирог» П. Воронько)

    А потом позвонил медведь

    Да как начал, как начал …. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)

    Пальчиковая гимнастика по стихотворению И Токмаковой

    «Мы на пальчиках считали»

    Мы на пальчиках считали

    И ужасно хохотали:

    Разве это пальчики?

    Это ж просто мальчики!

    5

    Вот большой, смешной толстяк,

    Любит хвастать просто так.

    Как дела? — спроси его.

    Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

    Указательный поманет,

    Погрозит, укажет путь,

    А потом в носу застрянет:

    Где-то ж надо отдохнуть!

    Средний палец – злой мальчишка.

    Щелкнет по лбу – будет шишка,

    Щелк по шару – лопнет шар,

    Щелк – и в обморок комар.

    Безымянный до утра

    Выбирает имена:

    Может Петя? Или Вова?

    Или Алла Пугачева?

    Мальчик-с-пальчик? Карабас?

    Все уж было тыщу раз!

    Надоело, спать пора,

    Лучше выберу с утра!

    А мизинец – мой любимец!

    Поведу его в зверинец,

    Эскимо ему куплю–

    Очень маленьких люблю!

    Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам.

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе

    Конспект занятия называется "Путешествие в деревню "Сказкино"....

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе "Литературная викторина"

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Литературная викторина»Программное содержание:С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литерату...

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Мир сказок, стихов и рассказов»

    Программное содержание:С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (...

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: «Мир сказок, стихов и рассказов»

    Программное содержание:С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (...

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе

    Конспект занятия по художественной литературе в средней группе Тема: Литературная викторина по сказкам.Цель: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить и сказать название сказки, её содержание...

    Конспект НОД по художественной литературе в средней группе «Мини-викторина по сказкам К. И. Чуковского».

    Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса....