Проект: Правовое воспитание и обучение детей и родителей в условиях ДОУ «Правик»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Щедривая Ольга  Анатольевна

 

   Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослого. Наше будущее  и будущее зависит от того, какое воспитание, образ жизни  и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Для нашего времени существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pravovoe_vospitanie.docx62.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Теремок» компенсирующего вида

г. Олёкминска муниципального района «Олёкминский район»

Республики Саха (Якутия)

____________________________________________________________________________________

678100  г. Олёкминск, ул. К.А.Миллера, д.81, тел . 4-06-98

E –mail: Nadezhda-tepemok@rambler.ru

Проект: Правовое воспитание и обучение детей и родителей  в условиях ДОУ «Правик»

Выполнили : Воспитатели Чумак Наталья Григорьевна

                                                 Щедривая Ольга Анатольевна

Олёкминск 2013г.

                                                          Оглавление

 I.    Введение_____________________________________________3стр

1.1 Актуальность, цели и задачи.  ____________________________6стр                                                                    

1.2 Этапы работы_________________________________________7стр

 II. Основная часть

 2.1 Модель педагогического процесса ________________________7стр

   правового образования дошкольников

2.2 План работы воспитателя на год___________________________9стр

2.3Поэтапное тематическое планирование______________________10стр

III Заключение

3.1  Итоги работы и их практическая значимость________________14стр                                                

3.2Планирование работы по 2-му этапу проекта     ______________14стр                                                                                          

IV список используемой литературы__________________________15стр                                                                                                      

 

V Приложение                                                                                                            

                                                                             

I.Введение.

   Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослого. Наше будущее  и будущее зависит от того, какое воспитание, образ жизни  и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Для нашего времени существует не День и не Год защиты детей, а Время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.

  С наступлением 21 века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется  рядом причин: социально- экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на  детях. Понимая, что  дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы, как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации.

Человечество пришло на помощь, детям приняв в 1989 год Генеральной Ассамблей ООН Конвенцию о правах ребенка. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, а в конце 1997 году правительство представило комитету по правам  ребенка первый периодический доклад о её реализации в России.

  С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе, в социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой  правового воспитания дошкольников, на доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

   Как показывают современные  психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные  трудности в обучении и воспитании детей.  Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей – дошкольников. Вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях. Установлено, что родители нередко, не зная как вести себя в трудных ситуациях используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют  чрезмерную строгость. При этом большинство родителей  не придают значение переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна, как для здоровья ребенка так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет  на их дальнейшую жизнь, меняется психика. Они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.

   Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. По данным статистики с положением Конвенции о правах  ребенка знаком лишь 1 % родителей, о существовании Семейного Кодекса известно 58,4%,  но назвать свои права и обязанности  смогли лишь28% родителей.(Данные статистики взяты из методики по правовому воспитанию «Организация работы с педагогами, детьми и родителями».Автор- составитель Т.А. Харитончик).Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается, как нарушением его прав. Только половина  родителей понимают, что уходя из дома по делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым его права. Даже в обычной, благополучной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне реальное явление.

   Совместными усилиями взрослые должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, пошлости, когда он умеет отстаивать свои права.

 Ребенок еще не знает, что на земном шаре не прекращаются войны. Люди убивают друг друга, способны равнодушно пройти мимо голодных, бездомных и обездоленных, что некоторым детям приходится испытывать голод, насилие и унижение.  Ребенок верит в любовь,  доброту.

  Большинство родителей в воспитание и образовании детей целиком полагаются в начале на детский сад, а затем на школу, в результате чего, у них не формируются элементарные педагогические умения.  Не получая квалифицированной педагогической помощи родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации (советы друзей, соседей) такие родители не предают значение переживаниям детей, не стремятся установить их причины, считая их беспредметными и немотивированными. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких и только в семье формируется уверенность в себя и своих возможностях.  

  Семейный кодекс РФ предусматривает, родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей.  Способы  воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое унижающее человеческое достоинство обращение. В семье, матери принадлежит особая роль в становлении личности ребенка, в физическом и психическом благополучии. И если между ребенком и матерью возникло отчуждение, если дети ощущают себя нелюбимыми, это приносит им страдание. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Решающим фактором формирования у ребенка полноценной психики являются те виды общения взрослых с ребенком, в которых он может быть полноправным участником межличностной ситуации. Для будущего нашей страны важно, чтобы дети росли  в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

 В детях нужно воспитывать уверенность в себя, самоуважение и уважение к другим. На дошкольном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге. Трудно переоценить значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запоминать их, если они ассоциируются с персонажем из хорошо рассказанной сказки. Такие рассказы можно взять из литературы для детей, узнать у дедушек и бабушек читая им, показывая книги с картинками.  Необходимо обращать внимание детей на хорошие дела и поступки, о которых в них рассказывается. Детям полезно играть в специальные игры. Успех игры во многом зависит от того, как располагаются дети в групповой комнате во время игры.  Важно не группировать детей,  так чтобы  это усиливало имеющиеся между  ними разногласия. Нужно способствовать развитию дружбы между детьми, а так же пониманию того, что существование разногласий возможно и естественно.

1.1 Актуальность.

 Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Большинство родителей в воспитание и образовании детей целиком полагаются в начале на детский сад, а затем на школу, в результате чего, у них не формируются элементарные педагогические умения.

Цель: формирование основ правового сознания дошкольников и родителей.

 Исходя из цели были поставлены следующие задачи.

Образовательные:

  • Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско - правовых знаний, выражающихся в осознанном применении.
  • Развивать доброжелательное отношение  к близким людям, взрослым и сверстникам, побуждать эмоциональную  отзывчивость к их состоянию.
  • Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.
  • Вести правовое просвещение родителей, выявить группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Воспитательные:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
  • Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
  • Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
  • Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
  • Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности  заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.
  • Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
  • Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

    1.2 Этапы работы:

  1. Подготовительный: 
  • Знакомство с литературой по теме проекта.
  • Определение содержания работы по  проекту

2. Основной: 

  • Установление тесного взаимодействия всех специалистов принимающих участие в работе по проекту.
  •  Проведение анкетирование среди родителей.
  • Составление годового  плана и поэтапно – тематического планирование.
  • Оформительская работа, изготовление стенгазет, фотоальбомов  с детьми и родителями.

3.Заключительный:

  • Подведение итогов и выявление результативности работы.
  • Определение задач на будущее.
  • Определение практической значимости проекта.

II. Основная часть

2.1 Модель педагогического процесса правового образования дошкольников

Цель : формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

1.Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав.

3. Осознание детьми понятие «ЗОЖ» и его влияние на состояние здоровья.

4. Воспитание уважение к достоинству и личным правом другого человека формирование основ толерантности.

Система взаимодействия:

         1.Организованное обучение.

  • Знакомство с правами человека.
  • Беседы на этические темы, мини – дискуссии.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно – оздоровительная деятельность.
  • Изобразительная, трудовая деятельность.
  • Игры и упражнения на развития эмоциональной сферы, коммуникативные умения и навыки.
  • Проблемно – поисковая  деятельность.

 2.Совместная деятельность взрослого и ребенка.

  • Чтение художественной литературы
  • Продуктивная деятельность
  • Игры
  • Беседы
  • Оформление семейных альбомов т стенгазет.

      3.Самостоятельная деятельность детей.

  • Работа с литературой.
  • Создание проблемных ситуаций. Задание для самостоятельных наблюдений.
  • Разные виды игр.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Двигательная активность.

2.2 План работы воспитателя на 2013-2014 учебно-воспитательный год.

Мероприятия

Сроки

1

Проведение цикла бесед, занятий , досугов для детей и взрослых по теме «В гостях у Конвенции»

В течении года

2

Создание банка данных семе ДОУ, социального паспорта ДОУ

Октябрь

3

Оформление наглядно-информационного стенда «ребенок и его права» пополнение его материалами.

В течении года.

4

Анкетирование родителей

Ноябрь

5

Работа родительской гостиной по теме «Что мы знаем о правах ребенка»

Декабрь

6

Проведение консультаций по запросу родителей

В течении года

7

Анализ воспитательно - образовательного процесса ДОУ, стиля общения педагога с детьми

Январь

8

Кружковая работа по развитию индивидуальных способностей дошкольников

Февраль, март

9

Выставка совместных творческих работ родителей и детей старшего дошкольного возраста «Наши права»

Апрель

10

Анкетирование «Конвенция – ребенок – родитель»

Апрель

2.3 Поэтапное тематическое планирование  на 2013-2014 учебно-воспитательный год

Тема

Цель

Вид деятельности

Методический материал

Последующая работа

Право на имя

Рассказать о происхождении имени, отчества о том как на Руси давали имена и что они означали.

Оформление панно «Путешествие в страну имени» занятие «Ты и твое имя»

Игра «Обратись по имени» сказки «Три поросенка» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Аппликация, лепка медальонов с начальной буквой имени ребенка. Рисование «Символ моего имени»

Моя семья

Ввести понятие «Семья» познакомить с правом на любовь и заботу родителей, формировать представление о семье как о людях которые живут вместе.

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Выставка стенгазеты на тему «Счастье есть у каждого – у кого есть дети». Занятие «Дружная семейка»

Сказки Ш.Перро «Золушка» С.Маршака  «12 месяцев», «Морозко» составление своей родословной, составление своего генеалогического древа.

Аппликация «Изготовление визиток» рисование «Моя семья»

Право на жизнь

Раскрыть понятие»Жизнь» объяснить, что во всех странах жизнь человека охраняться законом.

Беседа подготовка иллюстраций к сказке Ш.Перро «Красная шапочка» игра «Придумай другой конец сказки» «Гуси – лебеди»

Сказка «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», М.Пришвин «Жаркий час» Б.Житнов «На воде»

Инсценировка В. Берестов «Воробушки»

Мой дом

Раскрыть понятие «Дом» (его функцию, разные типы жилья) познакомить с правам на неприкосновенность жилища.

Занятие выставка рисунков «Мой дом»

Сказки «Зимовье» «Волк и семеро  козлят», Ю.Мориц «Дом гнома», игра «Заходи в гости», «Три поросенка»

Рисование «Дом в котором я живу» конструирование дома из различных материалов, аппликация «Мой дом»

Право на здоровье

Раскрыть понятие «Здоровье» (почему человеку важно заботится о своем здоровье и здоровье окружающих) почему важно заниматься физкультурой и закаливанием.

Беседа, праздник «Здоровья», оформление папки о пользе закаливания, подготовка рисунков к выставке «Как я закаливаюсь» занятие «Я на солнышке лежу»

К.Чуковский «Мойдодыр»,  «Сказка о молодильных яблочках и живой воде»

 Рисование эмблем. Проведение гимнастики дыхательной, для глаз, после дневного сна, физкульт минутки .

Право на обучение

Ввести понятие «Образование» познакомить с правом на образование и обучение. Рассказать о преимуществе образования.

Беседа о необходимости и значимости образования. Подготовка рисунков к выставке «Скоро в школу» знакомство с пословицами и поговорками об учебе и грамоте.

             

Ф.Толстой «Золотой ключик», Н.Носов «Приключение незнайки и его друзей»

Разгадывание загадок о школе. Праздник «Выпускной бал»

Право на отдых

Рассказать о праве на отдых и развлечения.

Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках» Праздник «Осенний», «Новый год», «Мамин праздник»

Г.Юдин «Букваренок» О.Высотская «В нашем детском саду»

Презентация фотоальбомов о семейном отдыхе

Право на подвергаться жестокому и небрежному обращению

Познакомить с правом на защиту от насилия и жестокости.

Беседа.

Сказки «Лисичка сестричка», В.Осеева «Волшебная палочка», Ш.Перро «Мальчик с пальчик» Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Инсценировка «Кто кого перехитрит»

Право на сохранение индивидуальности

Беседа о праве на индивидуальность, на свое мнение

Д/ игра «Что такое хорошо и что такое плохо», «Где подстерегают опасности»

Сказки «Морозко», «Сивка бурка», «Журавль и цапля», «Винни Пух и все, все, все»

Создание альбома «Мои друзья»

Что значит быть свободным

Объяснить, что все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое право на человеческое достоинство.

Беседа. Игра «Сейчас узнаем»

Сказки «Царевна лягушка» Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

III. Заключение

     3.1  Ожидаемый результат.

  • Закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции прав ребенка»;
  • Осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди;
  • Укрепление и развитие чувства собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством;
  • Сформированность коммуникативных умений и навыков;
  • Создание  воспитательно – образовательной системы  в работе с детьми  старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию;
  • Создание системы по взаимодействию с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

       3.2 Планирование работы по 2-му этапу проекта

  • Провести семинар-практикум по правовому воспитанию детей  для педагогов ДОУ.
  • Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по введению правового воспитания дошкольников в педагогический процесс.
  • Создать библиотеку (игр, сказок, конспектов занятий, сценарии праздников) по правовому воспитанию дошкольников.

 IV. Список используемой литературы

1. Ф.З  «Об образовании в Российской Федерации» М:. Эксмо, 2013.- 208с.

2.Ф.З «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Конвенция о правах ребенка. Сиб. Унив. -2011.

3. Права ребенка. Нормативные документы. М.: УЦ «Перспектива», 2011.-84с

4. Т.А.Харитончик.Правовое воспитание// Организация работы с педагогами, детьми и родителями: - Волгоград:, 2013.- 228с

5.ДавыдоваО.И., ВялковаС.М . беседы об ответственности и правах ребенка.- М:. ТЦ Сфера, 2008. – 112с.

 Буркацкая А. Поощрение и наказание // Ребенок в детском саду. – 2007. - №5

6. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4

7. Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.

8. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Степина Н. М. Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка // Управление ДОУ. – 2002. - №6.

10. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002.

11. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, я имею право. М.: «Издательство Скрипорий2003», 2007.

12. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении.- М.: ТЦ Сфера, 2007.

Приложение 1.

Анкетирование  и тестирование родителей

«Я и мой ребенок»

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так поступаю

Не могу

В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком

Посоветоваться с ребенком невзирая на его возраст

Признаться ребенку в ошибке совершенной по отношению к нему

Извиниться перед ребенком в случаи неправоты

Сохранить самообладание даже если поступок ребенок вывел Вас из себя

Поставить себя на место ребенка

Поверить хотя бы на минуту , что вы Добрая фея (Прекрасный принц)

Пересказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном  свете

Всегда воздерживаться от употребления от слов и выражений, которые могут ранить ребенка

Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение

Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя так, как захочет и ни во что не вмешиваться

Не прореагировать если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка

Устоять против детских просьб т слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть

Итого

Ключ к тексту

Ответ              Число очков за ответ        

А-                     3            

Б-                      2

В-                      1

Приложение 2

Опросник для детей

Изучение семейной атмосферы

Ф.И.ребенка_____________________________________________________

Возраст_________________________________________________________

  1. У тебя два билета в цирк. Кого бы из своей семьи ты взял(а) с собой на представление.

  1. Твоя семья идет в гости, но один человек заболел и должен остаться дома. Кто это?

  1. Дома ты строишь из конструктора гараж. У тебя не получается кого ты позовешь на помощь.

  1. Ты потерял(а) что-то очень дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этом.

  1. У тебя болит зуб и ты должен (должна) пойти к зубному врачу.  С кем ты пойдешь?

Приложение 3

Тема «О правах – играя»

Цели: дать детям общее представление об их правах; развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; рассуждать, сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Оборудование: книга «Права ребенка»;  костюм  Кикиморы;  избушка Кикиморы;  на каждого ребенка – подушка думка, искусственный цветок; жетоны: «Все имеют равные права», «Имя», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота»; аудио запись лесных птиц.

Ход занятия

         В групповой комнате отведена зона для подвижных игр, стоит избушка Кикиморы, покрытая белой тканью, перед ней разложены подушки, сбоку выставлены цветы.

   Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с одной замечательной  книгой. Она называется  «Права ребенка». Эта книга расскажет о правах детей.

Появляется Кикимора.

   Кикимора. (забирает книгу). Малы вы еще права изучать. А эту книгу я прочитаю.

Кикимора уходит в зону для подвижных игр.

   Воспитатель. Ну и Кикимора! Отобрала  нашу книгу – и была такова. Что же нам теперь  делать? Давайте ее догоним и вернем книгу.

Дети и воспитатель переходят в зону для подвижных игр. Воспитатель указывает на дом, покрытый белой тканью.

  Воспитатель. Вот за этой снежной горой в лесу живет Кикимора. Трудно через гору перебраться, но нам помогут волшебные тучки. Садитесь скорее – и полетим.

    Дети садятся на подушки.

    Воспитатель. Мы полетим очень быстро, закройте глаза, чтобы они не слезились от  ветра. Взлетаем, держитесь крепче за тучки. Чувствуете, как мы быстро летим? Вот уже и гора позади!

   Звучит запись голосов птиц. Постепенно усиливается звук. Воспитатель снимает ткань с дома Кикиморы.

    Воспитатель. Слышите? Птицы поют. Мы подлетаем к лесу. Открывает глаза. Приземляемся на поляне. Подходим к дому Кикиморы. Постучим?

    Появляется Кикимора.

    Кикимора. Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду.

    Воспитатель. Ой, Кикимора, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые! Ты даже птиц своим криком напугала.

     Кикимора.  Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?

     Воспитатель. Мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас взяла.

     Кикимора. Ничего у вас я не брала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья – разбойника. А ещё дети верящие в Баба Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

     Воспитатель. Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Кикимора? Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи,  в кого вы верите.

    Воспитатель раздает жетоны «Все имеют равные права»

    Воспитатель. Так что, Кикимора, ты  не права, верни нам книгу.

     Кикимора. Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, первый подойди ко мне.

     Воспитатель. Кикимора, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое имя.

    Кикимора. Имена? А зачем? Зачем детям давать имена, они ведь все одинаковые, все маленькие, обойдутся номерами?!

    Воспитатель. Вы согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Кикиморе.

   Дети отвечают.

   Воспитатель. Ну что, Кикимора, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя?

   Воспитатель раздает жетоны «Имя».

   Кикимора. Ну, хорошо, признаю теперь за вами это право.

   Воспитатель. Тогда давайте представимся Кикиморе, а в этом поможет нам эхо.

   Игра «Эхо». Дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, остальные хором их повторяют.

   Воспитатель. Кикимора, теперь верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами детей.

   Кикимора. Верну, если у кого – нибудь из вас мама в библиотеке работает.

  Воспитатель. Почему?

  Кикимора. Потому что книги имеют право читать только дети библиотекарей, в домах жить только дети строителей, а лечится  - только дети врачей.

  Воспитатель. Дети, как вы думаете, справедливо  то, что сказала Кикимора?

  Дети отвечают.

  Воспитатель. Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и обучение.

  Воспитатель раздает жетоны «Дом», «Лечение», «Обучение». Кикимора уходит в свою избушку.

  Воспитатель. Мне почему- то стало жалко Кикимору. Может, она потому плохие поступки совершает, что ее никто не любит, о ней никто не заботится? Ведь имеют право на любовь и заботу. Это право имеет все вы.

 Воспитатель раздает жетоны «Любовь и забота».

 Воспитатель. Кикимору даже с днем рождения никто не поздравил. Давайте мы это сделаем, сорвем по цветочку и подарим ей.

 Собирают цветы, стучатся в дверь. Кикимора выходит, дети поздравляют ее с днем рождения и дарят цветы. Кикимора благодарит, дети,  прощаются, возвращаются на «тучках» в детский сад.

   Воспитатель. Понравилось вам путешествие? А что вам больше всего понравилось? О каких правах  вы сегодня узнали?

  Дети отвечают, глядя на жетон.

 Воспитатель. Молодцы, запомнили свои права! Мы еще раз встретимся с этой книгой, она познакомит вас и другими правами.

Приложение 4.

   Тема «Ты и твое имя»

   Цели: познакомить со статьей Конвенции «Каждый имеет право на имя»; учить  называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятие «Отчество»; дать представление о документе «Свидетельство о рождении»; воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

   Материал: бланк «Свидетельство о рождении».

   Предварительная работа. Чтение художественной литературы.

Ход занятия.

    Воспитатель. Сегодня мы поговорим о правах детей на имя. Но в начале поиграем. Игра называется «Назови имя девочки (мальчика).

   Дети стоят в кругу и бросают друг другу мяч. Называют имя ребенка, который ловит мяч.

    Воспитатель. Что вы сейчас назвали? Правильно, имена. У каждого человека есть имя. Вместе с родителями вы составляли альбом «Кто я» и узнали, почему в семье решили вас так назвали. Кто хочет рассказать о своем имени.

    Дети отвечают.

    Воспитатель. Наша предки – славяне хотели, чтобы их дети росли сильными, крепкими, добрыми, поэтому называли их Любомир – любящий мир, людей; Добрыня – делающий добро; Людмила – милая людям. А вот имя Елена пришло к нам от  древних греков и означает «свет», «светлая». Галина – тоже греческое имя – означает «спокойствие».

   Проводится игра «Обратись по имени» дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают 3 раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным (ласковым) именем, а затем – полным. Игра повторяется 3-4 раза.

   Воспитатель. Как надо обращаться к взрослому человеку? (Называть по имени, отчеству).

   Кто знает,  что такое отчество? Правильно, имя папы. Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливыми, приветливыми, когда здороваешься, прощаешься,  обращаешься с просьбой.

   У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество ребенка, дату и место рождения, также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство.  Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты.  Вы еще раз услышите, как звучат ваши имена, отчества и фамилии ваших родителей.

   Каждому человеку приятно, когда его называют любимым именем. Нарисуйте дома ромашку, а на ее лепестках попросите родных написать ласковые имена, которыми они вас называют.  На то имя, которое вам больше всего нравится, «посадите» божью коровку. «Букет» из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, кто приходит в группу, смогли эти имена узнать.

   

Приложение 5.

Тема «Моя родословная»

   Цель: воспитывать чувство долга  и внимание к ближним; раскрыть понятия «род», «родители», «семья», право детей на воспитание в семье; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться   этими знаниями; расширить словарный запас (род, родословная, генеалогическое  древо, права детей).

    Материал: схема генеалогического древа; фланелеграф; семейные фото; пирамидка.

   Предварительная работа. Чтение художественной литературы.

Ход занятия

  Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с правом детей на воспитание в семье. Приготовьте семейные альбомы, которые вы принесли из дома.

  Скажите кого называют родственниками? (бабушек, дедушек, папу, маму, сестер, братьев.) Правильно. Родственниками называют близкими по родству людей. Что означает слово «род»? Если объединить ваши ответы можно сказать: род – одна большая семья. Самым уважаемым считается старший по возрасту член семьи – бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка.

  Как вы думаете, почему? (потому, что они дольше всех прожили, к ним можно обратится за советом.) Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь  нашим родителям.

  Расскажите о своей семье. Из кого она состоит?  Как их зовут? Как о вас заботятся в семье? Какие чувства вы испытываете к своим родным?

   Дети отвечают.

  Воспитатель. Попробуем представить род человеческий в виде этих колец.

    Юля, надень, пожалуйста, на стержень пирамидки самое большое кольцо – это твои прабабушка и прадедушка.

   Как мы назовем следующее по размеру кольцо? (Бабушка и дедушка). Надень его  на пирамидку.

   Какое кольцо следующее и как мы его назовем? (Мама, папа). осталось самое маленькое.

   Как вы думаете кого оно обозначает? Конечно, Юлю, что у нас получилось? (Пирамидка)

  На чем держатся верхние кольца? (на самом большом кольце) Как мы его назвали?(прабабушка, прадедушка). А следующее кольцо? (бабушка, дедушка). Давайте вспомним стихи о бабушке.

   Дети читают стихотворение С.Капутикян «Моя бабушка».

   Воспитатель. У многих из вас есть братья и сестры, у ваших пап и мам они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое древо»

   Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу схему генеалогического древа.

   Воспитатель.  У вас на столе лежат такие же схемы и фотографии, которые вы принесли из дома. Давайте составим генеалогическое древо вашего рода. Я буду работать со своими фотографиями на фланелеграфе, а вы за столом.

   Самые старые и пожелтевшие от времени фотографии – прабабушек и прадедушек – расположу там, где на схеме обозначены корни дерева (показывает).

   Аналогично  проводится работа с другими фотографиями. Дети выкладывают свои генеалогические древа.

   Воспитатель. После работы надо отдохнуть.

  Проводится физкультминутка. Воспитатель произносит слова, показывает движения;  дети повторяют их.

Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

                                                  Покиваем головой.

 Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

                                                 Мы руки подаем.

(дети берутся за руки)           И бегаем кругом. (3 раза)

    Воспитатель. Отдохнули, размялись, можно продолжать занятия е. кто хочет рассказать о своем роде?

    Дети рассказывают.

    Воспитатель. Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных. Возьмите схему древа и фотографии домой. Покажите маме, папе, бабушке, дедушке, что мы сделали на занятии, и попросите рассказать об интересных событиях из истории вашего рода.

   Приложение 6

Тема «Право на любовь»

   

  Цели: познакомить детей с правом на любовь, способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях доброту, внимание к людям.

  Оборудование: кукла Радомир; жетон «Любовь и забота»,
чистые листы бумаги; краски, кисточки для каждого ребенка.

Ход занятия

  Воспитатель. Сегодня у нас в гостях снова Радомир. Он  с нетерпением ждал встречи с вами.  Вспомните , с каким правом он познакомил нас на предыдущем занятии?

   Дети отвечают.

  Воспитатель. Как вы считаете, чем право на имя важно для всех людей? Это право необходимо всем людям, чтобы чувствовать себя уверенно, уважать себя и других. Сегодня Радомир хотел бы познакомить вас  с еще одним важным правом. Оно помогает быть счастливым, делает жизнь светлой. Как вы думаете, что это за право? Я вам сейчас покажу жетон, нарисованный Радомиром, а вы попробуйте определить, что это за право.

   Показывает жетон «Любовь и забота». Далее занятие строится по вопросам.

   Воспитатель.

   - Почему ребенок не может прожить без любви и заботы взрослых людей?

  -  Кто заботится о вас?

  - Как они это делают?

  Дети отвечают, рассуждают вместе с воспитателем и Радомиром.

   Воспитатель. Как вы понимаете пословицу: «Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается»?

  Дети отвечают.

  Воспитатель. Давайте подумаем, на что похожа любовь?  С чем её можно сравнить?

  Дети отвечают.

  Воспитатель. У нас получились очень красивые образы, мы представляем любовь по- разному, но она во всех ответах светлая, добрая, ласковая, лучистая. Давайте попробуем нарисовать это право – право на любовь, как у кого получится, как вы себе это представляете.

  Дети выполняют задание под тихую музыку. Затем рассматривают и обсуждают рисунки вместе с воспитателем.

  Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

  Дети становятся в круг и под спокойную музыку выполняют упражнение «Согрей  птичку»: складывают ладони, представляя, что держат в руках птицу. Чтобы её согреть, дышат на ладони, прижимают к груди. Затем выпускают птичку на волю.

  Воспитатель. Сейчас вы почувствовали, как это приятно – о ком – нибудь заботится, и как это ответственно. Давайте вместе подумаем, как можно благодарить тех, кто заботится о вас, какие им можно сказать слова.

   Дети отвечают.

   Воспитатель. Молодцы! На забывайте говорить эти слова как можно чаще. Начните прямо сейчас – скажите их своим воспитателям, папам, мамам, бабушкам и всем тем, кто о вас заботится. И помните, что любовь – это не только добрые , приятные слова, это ещё и наши поступки. Все добрые слова – это тоже проявление любви.

   Радомир  приготовил для вас стихотворение:

В жизни можно по – разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости. А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям..         (А. Вознесенский)

  Этим стихотворением мы закончим сегодняшнее занятие.

Приложение 7

Тема «Как важно быть грамотным»

   Цели: формировать у детей представление о значимости образования в жизни каждого; подвести к пониманию того, что дети имеют право на образование.

Ход занятия

    Перед детьми на доске вывешены плакаты, на которых изображены ситуации, связанные с образованием (Буратино идет в школу, дети учатся работать на компьютере. Урок математике в лесной школе. Мама учит сына читать) детям предлагается составить рассказ по картинкам.

  Далее воспитатель предлагает им обобщить сказанное одним словом зашифрованным в ребусе: вписать первую букву слова, обозначающего нарисованный предмет, в  соответствующее окошечко.

  В результате получаем слово: ОБРАЗОВАНИЕ.

   Воспитатель. Давайте подумаем, когда начинается образование.

   Совместно с детьми, где можно получить образование: в саду, в школе, дома.

  Воспитатель. Ребята, какую пользу приносит образование человеку? Почему образование нужно каждому?

  Дети отвечают.

  Воспитатель обобщает ответы детей.

Выводы: вот поэтому в Конвенции о правах ребенка записано, что «каждый ребенок имеет право на образование».

 Работа вне занятия.

  1. Знакомство с пословицами и загадками об учебе, о грамоте.
  2. Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов.
  3. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
  4. Дидактическая игра «Кто чему учится».

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

Проект "Правовое воспитание детей средней и старшей групп "

Каждый день дети проводят время на игровой площадке во дворе или детском саду. И каждый день для них так же труден, как и для нас. Малыши учатся сосуществовать в группе себе подобных, взаимодействоват...

Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»

Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Эффективность метода проектов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Метод проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями...