Семинар практикум для воспитателей "Использование эффективных здоровье сберегающих методик"
консультация на тему

Матиенко Ольга Борисовна

В предоставленном материале имеется практический и теоретический материал по оздоровлению детей в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка – детский сад № 41 «Звездочка»

Семинар - практикум для воспитателей

 «Использование эффективных видов

здоровьесберегающих методик в ДОУ»

                                                        Подготовила: инструктор по физической культуре          

                                                                               МБДОУ Матиенко Ольга Борисовна

Саров 2015г

Слайд 1.

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами проведем семинар практикум, который поможет нам вспомнить некоторые виды здоровьесберегающих технологий, используемых  в детском саду.

Слайд 2.

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Здоровьесберегающие технологии - это эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Давайте вспомним  виды здоровьесберегающих технологий используемых в детском саду.

Слайд 3.

Проверим все ли мы перечислили

  • Ритмопластика
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика пробуждения
  • Самомассаж
  • Оздоровительный бег
  • Гимнастика коррегирующая, ортопедическая

Слайд 4.

Поговорим о динамических паузах (физкультминутках).

Они  применяются с целью восстановления умственной работоспособности, предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне. Физкультминутки создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Физкультминутки могут быть математические, игровые, цветные, физкультурные, в зависимости от интеграции областей.

Слайд 5.

Предлагаю вам вспомнить математические физкультминутки. Приведите пример математической физкультминутки.

Слайд 6.

Поговорим о физкультурных физкультминутках. Педагогам предлагается продемонстрировать физкультурную физкультминутку.

Слайд 7.

 Вспомним игровые физкультминутки. Приведите пример игровой физкультминутки.

Слайд 8.

Цветные физкультминутки. Педагогам предлагается продемонстрировать цветную физкультминутку.

Слайд 9.

Далее поговорим о дыхательной и звуковой гимнастике.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лѐгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела.

Они так же принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свѐртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Именно поэтому дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей.

 Педагогам предлагается привести пример дыхательного упражнения.

Слайд 10.

В спортивном уголке группы должно быть оборудования для выполнения дыхательных упражнений. Педагоги демонстрируют имеющееся оборудование. Делятся опытом по его изготовлению.

Слайд 11.

Поговорим о  пальчиковой гимнастике и ее значении.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития

мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и

физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Слайд 12.

Предлагаю вам вспомнить 2-3 пальчиковые игры и продемонстрировать их (для всех возрастов).

Слайд 13.

Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

Педагогам предлагается привести пример.

Слайд 14.

Ходьба по массажным дорожкам применяется с целью:

1. Закаливание организма.

2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.

3. Профилактика и коррекция плоскостопия.

4. Развития чувства равновесия и координации движений.

5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

6. Представление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Педагогам предлагается продемонстрировать имеющиеся на группах массажные дорожки.

Слайд 15.

Такая форма работы как  гимнастика ппробуждения обладает замечательным и оздоровительным потенциалом. В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике пробуждения направленность, обеспечивающую облегчение перехода от сна к бодрствованию, создающую положительный эмоциональный фон, имеющую огромные возможности для восстановления у воспитанников здоровья.

Педагогам предлагается продемонстрировать по 1 -2 упражнения из гимнастики пробуждения.

Слайд 16.

Гимнастика для глаз. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Слайд 17.

Ритмопластика        

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка        

Подвижные и спортивные игры        

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп        

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.        

Релаксация        

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп        

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Гимнастика корригирующая, ортопедическая        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы во всех возрастных группах        

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы и опорно-двигательного аппарата.

Оздоровительный бег        

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.        

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.        

Слайд 18.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих  технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Слайд 19.

Спасибо за внимание.

Список литературы:

1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.

2. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста ( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

5. Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.

6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

7. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

8. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста

Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

Семинар-практикум для педагогов "Эффективный Я".

Цель: Повышение мотивации к достижению цели.Задачи:- развитие умения правильного целеполагания;- развитие творческого начала на пути к достижению намеченной цели;- обучение алгоритму помогающему дости...

Выступление на семинаре-практикуме на тему: «Эффективные педагогические приемы для развития мелкой моторики»

Тема: Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности...

Здоровье сберегающие методики физического воспитания

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциона...

"Эффективность здоровье сберегающих технологий в обучении детей с частичной потерей зрения старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах".

   «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, пости...